СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:Традиции народов нашей страны

Просмотр содержимого документа
«Конспект по окружающему миру»



Учебный предмет

Окружающий мир.Дата 24.09.2024

Класс

3 Б

Тип урока

Открытие новых знаний

Тема урока

Традиции народов нашей страны

Цель урока

Расширение знаний у учащихся о традициях народов нашей страны

Задачи урока

Образовательные:

  • расширять знания у учащихся о традициях нашей страны;

  • формировать представление о путешествиях на протяжении всего урока;

  • продолжать работу с учащимися через работу по учебнику.

Развивающие:

  • развивать внимание на протяжении всего урока;

  • способствовать развитию умения давать полный ответ;

  • способствовать развитию наглядно-образного мышления через работу с иллюстрациями.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение друг другу через выслушивание мнений других;

  • формировать интерес к предмету через смену различных видов деятельности: работа с учебником, с иллюстрациями;

  • воспитывать умение работать в парах через выполнение парной работы.

Основные термины, понятия

Традиции, народные игры, народные песни, костюмы.




Планируемый результат


Предметные умения:


  • знать традиции нашей страны

Личностные УУД:

1.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

2. Формировать ценностное отношение к окружающему миру.

3. Уметь анализировать свои действия и поступки и управлять ими, понимать причины успеха и неуспеха в обучении.

Регулятивные УУД:

1.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

2.Уметь договариваться, приходить к общему решению.

3.Уметь осуществлять работу в коллективе.

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в информационном материале учебника. 2.Осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).

3.Находить рациональные пути решения.

Коммуникативные УУД:

1.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2.Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

3.Отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Организация пространства


Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Самостоятельная






Книгопечатная продукция:

Потапова И.В. ,Окружающий мир, 3 класс: УМК «Планета знаний», – М.: Астрель, 2012.- С.53-56.

Технические средства обучения:

1. Ноутбук.

2. Проектор.

3. Интерактивная доска.

Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал:

  1. Презентация

  2. Изображение карты.


Ход урока:

Этапы занятий

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение к деятельности

1 минута

1.1Приветствие:

1.2. Проверка готовности рабочего места.

Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку? Учебник, тетрадь, пенал.

1.3 Настрой на работу.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Дети приветствуют учителя.



Садятся за парты.


Проверяют принадлежности к уроку.



Слушают, настраиваются на рабочий лад.

2.Проверка домашнего задания

5 минут

Наша страна очень большая. Много дней нужно ехать на поезде, чтобы проехать Россию от одного её конца до другого. Много часов нужно лететь на самолёте, чтобы проделать тот же путь.

Рассмотрите внимательно карту, которая висит у нас на доске.

Назовите столицу нашего государства?

Найдите города, в которых вам удалось побывать, на карте.

Какие народы живут в России?


В какой области мы живем? Какой город является крупнейшим и главным в нашей области?

Знаете ли вы, кто вы по национальности?

Мы с вами живём в России, но каждый из нас принадлежит ещё к какому-нибудь народу. Здесь проживает около 140 больших и малых народов. Все народы отличаются друг от друга.

А вот чем отличаются народы?

Ответить на этот вопрос поможет схема.

У каждого народа свой родной язык. Поздоровайтесь со мной на других языках.

А если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?

Почти все в России знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он конечно же, должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.

• У каждого народа своё искусство: песни, танцы, народные промыслы (работа с иллюстрациями)

• У каждого народа свой национальный костюм. Отличаются народы и чертами лица. (На доске иллюстрации людей в национальных костюмах)

• У каждого народа своя культура. С культурой разных народов можно познакомиться, прочитав сказки. (На доске выставка “Сказки разных народов)

• Отличаются народы и национальной кухней.

Все это является национальными традициями народов.





Смотрят.

Москва.

Называют.

Русские, татары, украинцы и т.д.

Самарская, Самара.


Знаю.




Отвечают.








Алоха, бонжур, хеллоу.

Отвечают.

3.Постановка темы и цели урока

2 минуты




Итак, сформулируйте тему нашего урока.


Откройте учебники на странице 53.

Прочитайте.

Правильно ли мы сформулировали тему?

Какие задачи мы перед собой поставим?

Я согласна с вами.

Традиции народов нашей страны.

Открывают.

Читают.

Правильно.

Познакомиться с традициями.

4.Открытие новых знаний

17 минут

4.1 Работа с учебником

Природа на территории нашей страны очень разнообразна. Самую важную роль в жизни народов играли лес, река и степь.

Рассмотрите рисунки. Расскажите, какую роль играли лес, река и степь в жизни человека?


Какие занятия в старину были главными у народов на территории нашей страны?

В чем проявлялись народные обычаи и традиции ярче всего?

Сейчас мы с вами рассмотрим традиции русского и татарского народа, так как на территории Самарской области эти национальности стоят на первых местах.

Русские — это восточнославянский народ. Проживают преимущественно в России. Являются самым крупным народом в Европе. Национальный язык — русский. Общая численность русских в мире в настоящее время составляет около 133 миллионов человек, из них в России — 111 миллионов.

Ребята, а вы видели костюмы русские народные?

Как они выглядели?

Совершенно верно.

Существовало несколько комплексов женского костюма. Одним из самых распространённых был комплекс с сарафаном.

Основной одеждой для мужчин во все века была - широкая рубаха. Её шили из шерстяной ткани, льняного полотна. Нарядная рубаха обычно была красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками. Существовал широко распространённый вид рубахи – косоворотка.

АКак вы думаете, какая обувь была самой распространенной?

Да и это так.

Самой распространённой и самой дешёвой обувью на Руси являлись лапти. У зажиточных горожан обувью служили башмаки, чоботы, ичеги.

Прочитайте в учебнике на странице 54 из-за чего были разнообразные костюмы.

Так почему же разнообразие у костюмов?

4.2 Слушание музыки

Ребята сейчас вы прослушаете русско-народную песню, и ответите мне на вопрос « О чём она?»

Так о чём она?

Согласна с вами.

Какое настроение у вас появилось после прослушивания данной музыки?

Мне тоже так показалось. Спасибо.

Итак, продолжим работать.

Как вы думаете, что же люди кушали в те времена?

Обед – главная трапеза на Руси. Обычное обеденное застолье русских состояло чаще их четырёх блюд: холодная закуска, суп, второе обычно было мясным, на десерт ели пироги. Позже популярным становится – студень. Всегда русские любили борщ.

Мёд был обязательным напитком на праздничной трапезе.

В XVIII веке в России появляется самовар.

Опишите самовар.

Чай на Руси пили с мёдом, домашней сладкой выпечкой.

Как вы думаете, какие праздники широко праздновались в то время?

Что за праздник Рождество?

Русский народ широко праздновал церковные праздники: Рождество – один из самых христианских праздников. С Рождества Христова началась новая эра, новое летоисчисление.

Масленица?

Масленица – народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленицы в России – блины и гулянья.

А Пасха – древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа

Как выглядит русский народный костюм? Что носили женщины? Как называлась мужская рубаха?

Назовите русские народные праздники? Традиционные русские блюда?




В реке ловили рыбу, в лесу охотились, в степях занимались животноводством.

Земледелие, скотоводство..

Проводились праздники.







Да.

Отвечают.








Лапти.




Читают.

Потому что жили в разных частях нашей страны.

Слушают.


Отвечают.


Весёлое, хорошее.

Отвечают.

Описывают.


Масленица, Пасха, Рождество.

Отвечают.

Отвечают.




Отвечают.

5.Физкультминутка

2 минуты

Теперь мы немного отдохнём. Встаньте из-за парт. Сейчас мы с вами немного потанцуем под русско-народную музыку.(Выполняем ритмичные движения).

Вы большие молодцы! Садитесь.

Встали.

Повторяют за учителем.

Садятся.

6.Продолжение работы по теме урока

7 минут

Сейчас мы с вами рассмотрим татарскую национальность.

Как выдумаете, какая столица Татарстана в России?

Совершенно верно.

Столица – город Казань, год основания 1005 год.

Найдите этот город на карте.

Протекают реки: Волга, , Вятка, и другие.

Как вы думаете, чем отличаются татарский костюм от русского?

В основе костюма татар лежат древние тюркские формы в виде рубахи у мужчин, шаровар с широким шагом, казакина, бешмета, камзола, головного убора из войлока, меха и ткани. В ансамбль одежды входили также сапоги из кожи, мягкой материи.

Наибольшей выразительностью отличается женский костюм. Он сшит из атласа, тафты, парчи, шёлка или сатина. В ансамбль костюма обязательно входили мозаичные ичиги или туфли с криволинейными узорами, на голову надевали калфак.

Какие блюда Татарские вы знаете или кушали?

Праздничным и ритуальным блюдом у татар являются пельмени. А знаменитым национальным блюдом считается чак-чак. Кто его кушал, поднимите руку.

Какой же знаменитый праздник у этого народа вы знаете?

Сабантуй – праздник людей ударного труда, праздник достойных, умелых, способных. Где ещё встретите вы такую красоту и такое Богатство? По земле Татарстана, что похожа на цветущий бескрайний сад, словно корабли по морю, плывут тракторы.

Татары обязательно приглашали на Сабантуй русских друзей – друзей по труду, по работе общей.

6.1 Слушание музыки.

Закройте глаза и послушайте замечательную татарскую музыку. Какое настроение у вас вызвала она?

Чем она отличается от русской?

Как выглядит татарский национальный костюм.

Как называются детали татарского национального костюма.

Назовите традиционные праздники татарского народа.

Какие народы вы ещё знаете?

Расскажите про костюм, если знаете, обычаи, праздники.

2.2 Работа с учебником

На странице 56 прочитайте про народные костюмы.

Рассмотрите картинку, в чём заключаются правила этой игры?


Город Казань.



Находят.


У мужчин есть тюбитейка.









Чак-чак.


Поднимают.

Сабантуй.


Хорошее.

Она звучит по-другому.




Отвечают.

Рассказывают.


Читают.

Объясняют

7. Подведение итогов

3 минуты

Можно ли считать, что один народ лучше, чем другой?

Почему?

Правильно, надо уважать обычаи, культуру каждого народа, человека.

Еще сегодня я хочу познакомить с новым словом.

Прочитайте хором: (Толерантность)

Вот такое трудное, длинное слово обозначает уважение, терпение к обычаям, вере, культуре, внешнему виду других людей. Мы должны быть толерантными по отношению друг к другу, то есть уважать друг друга. Прочитайте слово еще раз, запомните.

Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свою Отчизну.

Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны.

Нет.

Все люди одинаковые.



Толерантность.

8.Рефлексия

2 минуты

Продолжите предложение: Урок мне ... , потому, что... .

Мне понравилось, как работал на уроке ..., потому что... .

Продолжают.


9. Домашнее задание

1 минута

Откройте дневники, запишите на следующий урок окружающего мира. Подготовить маленький рассказ о 1 ряд- национальные песни, 2 ряд- народные танцы, 3 ряд национальные блюда. Урок окончен. Спасибо за урок.

Записывают.




2