СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по орксэ 4кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по орксэ 4кл»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ПГТ ЛЕНИНО»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ__________________

298200, Российская Федерация, Крым Республика, Ленинский район, пгт Ленино,

ул. Пушкина, д.2б, тел. +7(36557)6-01-30


Регистрационный номер № __________




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №2 пгт Ленино

________________О.А. Левина






«Простые школьные и домашние правила этикета»

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Срок реализации: 1год

Возраст детей:9-10 лет




Разработчик:

Паламарчук Неля Алексеевна, учитель начальных классов,1 категория

пгт Ленино

Феодосийской епархии

[email protected]

+7978 093 19 85


2022год



Тема: Простые школьные и домашние правила этикета.

Цель: расширять знания о понятии «этикет» и его содержании;

углубить и разнообразить сферу применения правил этикета в повседневной жизни;

способствовать развитию интереса к предмету, логического мышления, внимания, умению работать в группах, наблюдательности, умению делать выводы;

развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по теме урока.

формировать культурное поведение детей в разнообразных жизненных ситуациях;

прививать чувство прекрасного.

Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета.

Планируемые результаты:

Предметные:

– формировать навыки школьного этикета, познакомить с основными правилами школьного этикета.

– прививать убеждения в необходимости следовать поведенческим нормам и качествам: дисциплинированности, внимательности, выдержанности, организованности; вызывать уважительное отношение к труду учителя, обслуживающего персонала.

-  пробуждать и развивать познавательные интересы  воспитанников к предмету .

-  коррекция зрительного и слухового восприятия, мышления, памяти, поведения.

Метапредметные:

Познавательные УУД: научатся правилам поведения в школе, учатся строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные УУД: научатся задавать вопросы, строить монологическое высказывание, формулировать собственное мнение, учитывать мнение других.

Регулятивные УУД: овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия; учатся  определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

Личностные:

Формирование внутренней дисциплины школьника по соблюдению правил школьного этикета; формирование умения работать в коллективе.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, слайдовая презентация Power Point, листы и маркеры для групповой работы. персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебное пособие «Основы светской этики», карточки с заданиями, индивидуальный раздаточный материал, словари, энциклопедии.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устное высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе, работа в паре, инсценирование ситуаций, игровая технология.

Ход урока

I . Организационный момент. Мотивация к деятельности (постановка проблемного вопроса.)

Правила поведения в школе.

Учитель: Ребята, скажите, существуют ли свои особые правила поведения в школе, отличные, например, от других общественных мест?

Учитель: Конечно, существуют. А называются эти правила – школьный этикет.

Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что такое школа. Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.

Школьный этикет.

Что такое этикет?

Французское слово «этикет» вошло во все языки мира. Оно близко греческому слову «Этика», что означает «привычка», «нрав». Как вы понимаете слово «этикет»?

-Мы же с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им.

II. Постановка учебной задачи, проблемы, определение темы урока.

- Что же это за особенные правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.

III. Актуализация знаний.

-Правила просты, а существуют они для тех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, что такое школа. Большую часть времени мы проводим в школе, поэтому и говорить мы будем о нормах школьного этикета.

Существуют разные виды этикета. Сегодня мы рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях.

- Мы определили, что правила поведения в обществе называют словом «этикет».

С древнейших времён люди вынуждены были соблюдать определённые правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытном обществе. Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определённых правил.

Слово «этикет» произошло от названия карточек «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приёмов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV – XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Правила этикета вырабатывались с давних пор, более пяти тысяч лет назад, и всегда главным в них было радушное и доброе отношение к людям.

900 лет назад появились правила посвящения в рыцари, участия в рыцарском турнире, служения дамам сердца. В переводе с немецкого слово рыцарь означает «всадник». В переносном значении рыцарь – благородный, воспитанный человек. Благородный рыцарь должен был обладать семью добродетелями: фехтованием, верховой ездой, владением копьём, плаванием, охотой, игрой в шашки, пением стихов в честь прекрасной дамы. Этикет определял поступки рыцарей, одежду и её цвет, слова и жесты, правила приёма пищи.

В Средние века в Европе были написаны множества трактатов о правилах поведения. Например, «Кодекс рыцарской чести».

На Руси тоже были такие книги. Одна из первых «Поучения» Владимира Мономаха, затем «Домострой» и наконец, в 1717 году при Петре I появилась книга «Юности честное зерцало», по которой учили дворянских детей хорошим манерам.

Раньше культуре общения обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

В 21 веке россияне по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим

IV. «Открытие» учащимися новых знаний.

Школа начинается с порога школьного здания.

Как же нужно приходить и входить в школу?

Правила школьного этикета.

Как и в любое другое место, в школу надо приходить вовремя! Это первое основное правило.

Необходимо раздеться, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. Так что приходить в школу надо с достаточным запасом времени. Обычно это 15 минут. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

Так как в школу приходим учиться, мы должны принести учебники, тетради, ручки и дневники, а ещё настроимся на то: что придётся работать, а работа не всегда бывает лёгкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учёба в школе – это наша работа, и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами мы в будущем станем.

Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу?

Делать все надо в хорошем настроении – на радость себе и другим. Ведь, если мы пришли в школу в плохом настроении – нагрубили учителю, поругались с приятелями, - в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего вам ответят тем же, а от этого явно настроение лучше не станет.

Что же дальше? Необходимо помнить о внешнем виде. Волосы должны быть чистыми и причёсанными. Что же дальше? Пришли вовремя, настроение хорошее, да ещё и рабочее, внешний вид – хоть на обложку журнала. На что ещё стоит обратить внимание? чесанными! Одежда должна быть чистой и комфортной.

Городок волшебных слов.

Наша речь. Народная мудрость гласит: «Молчание – золото». Лучше промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку.

- Какие «волшебные» слова вы знаете? Волшебные слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» - это наш основной инструмент в общении с людьми, и не только в школе.

- Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?

К учителям принято обращаться на «Вы» и по имени отчеству, на это не влияет возраст учителя. Что касается общения с одноклассниками – общайтесь так, как хотите, чтобы общались с вами. Хотите по имени, хотите по фамилии, и уж совсем не следует по прозвищу, особенно, если оно обидное.

Сейчас мы свами поиграем игру под названием «Доскажи словечко».

Нам нужно выразительно прочитать стих и добавить в нем пропущенное слово.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома -

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче ….(здравствуй)


Вылез Крот на белый свет

И сказал Ежу … (привет)


Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать …(пожалуйста)

Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущенно:

Ну ….(извините)


Если встретилась компания,

не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите: ... (до свидания)

Когда я что-то подарю,

Мне говорят:...(благодарю)


Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить:...(Спасибо)

V. Физминутка.

Учитель: Давайте посмотрим правила этикета.

Давайте проверим, как вы поняли правила поведения на уроке.

Я буду читать загадку, а вы хором отвечайте:

На уроке будь старательным, будь спокойным и (внимательным)

Все пиши не отставая, слушай не (перебивая)

Говорите четко внятно, чтобы было все (понятно)

Если хочешь отвечать надо руку (поднимать)

Если друг стал отвечать, не спеши (перебивать)

А помочь захочешь другу – подними спокойно (руку)

Знай: закончился урок, коль услышал ты (звонок)

Когда урок раздался снова, к уроку будь всегда (готовым)

VI.Применение полученных знаний на практике.

Работа в группах

Давайте проверим, как вы поняли правила поведения в школе.

Дети разбиты на 3 команды по темам: поведение на уроке, поведение на перемене, поведение в столовой. У каждой команды конверты с правилами поведения (как делать правильно и как неправильно). Каждая команда должна отобрать правильные ответы (кружок с правильным ответам раскрасить зеленым карандашом, кружок с неправильным – красным) и обосновать их.

За обедом нужно есть, и, конечно песни петь

После обеда нужно убрать за собой посуду

За обедом можно разговаривать

Нельзя мыть руки перед едой

В столовой нужно баловаться

Сладости можно есть после обеда

Перед едой нужно вымыть руки

Есть нужно аккуратно

Не надо класть руки на стол

Нужно бережно относиться к хлебу

За столом нужно толкаться

Не разговаривать во время еды

На уроке можно болтать

Не нужно слушать учителя

Можно прийти в школу без учебников

Не надо выполнять домашнее задание

Приветствовать учителя нужно стоя

Книжки и тетрадки содержи в порядке

Чтобы ответить, поднимай руку

Не перебивай своих товарищей

На уроке можно есть

Можно не слушать учителя

Нельзя опаздывать на урок

Нужно внимательно слушать учителя

Можно бегать на перемене

Выполнение практических и творческих заданий по выбору групп.

Разыгрывание ситуаций

- Предложите интересную ситуацию для инсценировки команде-соседу по теме урока.

• Попроси школьного библиотекаря выдать тебе интересную книгу.

• Ты уступаешь место взрослым и пожилым людям в актовом зале. Какие слова ты при этом говоришь?

• Девочка прищемила палец. Ей больно. Найди слова утешения.

• Малыш – первоклассник ушибся и заплакал. Пожалей его.

• Твой товарищ поздоровался с незнакомым человеком. Нужно ли тебе здороваться с ним?

• Вы съели шоколадку. Как вы поступите с обёрткой, если рядом нет урны.

• В гостях хозяйка угощает вас блюдом, которое вы не любите. Как вы поступите?

• Мальчик крикнул прохожему: « Сколько сейчас часов?». Соблюдал ли он правила этикета?

• Два мальчика столкнулись в дверях школы и никак не могут разойтись, кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

Закончи высказывание

В очень многолюдном месте вы не будете расталкивать прохожих, а... (попросите разрешения пройти).

Если кто-то спешит вы... (уступите дорогу, уйдете в сторону).

Если вам пришлось остановиться, встать нужно так, чтобы ... (не мешать основному потоку людей).

Вы заходите в школу или актовый зал, но в дверях оказалось много народа. Чтобы не было столкновения нужно... (пропустить тех, кто выходит).

Есть и пить надо… (беззвучно и аккуратно, не оставляя на скатерти следов пищи).

Не склоняйся низко… (над тарелкой), лишь слегка наклони …(голову).

На столе лежат только… (кисти рук, локти не стол не ставить).

За столом нельзя говорить…(громко или с полным ртом)

Если во рту пища, воду (не пьют)

Всегда благодарите за угощение хозяйку добрыми словами (« Спасибо», «Спасибо очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная еда!»).


VII.Правила этикета в стихотворениях. Школьные частушки.

1. Посмотрите, там и тут

Гуси-лебеди плывут!

Не по реченьке-реке,

А у Оли в дневнике.

Все программы без разбора

Дочка смотрит «до упора»,

Отдыхает только в школе -

Телеманка наша Оля.

- У тебя одни же двойки,

Ты собрался их солить?!

- В книгу Гиннесса хочу я,

Нужно мне рекорд побить!

Ох, не любим, когда Паша

Отвечает у доски.

От его мычаний сонных

Умираем мы с тоски.

Маша спрятала в кладовку

От родителей тетрадь.

Дружно мыши возмутились:

- Снова двойки нам жевать!

Если, Петя, ты потом

Будешь депутатом,

То дневник твой может стать

Жутким компроматом!

Ой, спасите! Ой, спасите!

Тонет, тонет Трушкин Витя.

Вот последний раз вздохнул ...

Снова в двойках потонул.

Толя хвастался ребятам,

Как он лазит по канатам.

- Ты канатом не хвались,

Ты в учебе подтянись!

В нашем классе никогда

Не бывает жарко,

Вентилятор заменяет

Нам вертушка Ларка!

- Ты за сколько, Вова, можешь

Стометровку пробежать?

- Для своих уж постараюсь

Я рублей за сорок пять.

Вова наш на переменке

Проверял на прочность стенки.

Так усердно он старался,

Что весь в гипсе оказался!

- Почему ваш дружный класс

Весь в противогазах?

- Наша Оля надушилась

Всем на свете сразу!

Юбку узкую не надо,

Оля, в школу надевать.

Ведь обидчику ногою

Ты не сможешь сдачи дать!

Наша Оленька - силачка,

По плечу ей тяжкий груз:

Сто кило на ней цепочек,

Пряжек, шпилек, разных бус.

Тыщу раз он слово «ДАЙ»

Прокричит, как попугай.

А в ответ же нам «СПАСИБО»

Отвечает он, как рыба.

«Блендамед» и даже жвачки

Укрепляют зубы нам,

Почему ж тогда задачки

Кой-кому «не по зубам»?

Ноги длинные, большие,

Тренируюсь в беге я.

Почему ж тогда хромает

Успеваемость моя?

Катька - белая ворона!

По диктанту снова «пять».

Не могла ошибки сделать,

Чтобы нас всех поддержать.


-Какие выводы мы сделаем , как надо вести себя на уроках?

-На уроках не разговаривают с другими учениками, не смеются, не мешают заниматься классу.

-На уроках не перекидываются записками.

-На уроках, не отвлекаясь, внимательно слушают учителя.

-На уроки приходят вовремя , не опаздывают.

-На уроках не едят и не жуют жевательную резинку.

-На уроке, если хотят ответить поднимают руку , а не выкрикивают, вскакивают с места.

-На переменах не бегают , не расталкивая всех локтями , и не кричат.

- Не обижают тех, кто младше, не задирают старшеклассников .

На уроках и на переменах

Надо помнить всегда непременно,

Как с друзьями достойно общаться ,

И хороших манер не стесняться!

VIII. Итог. Рефлексия. Д/З Составить правила домашнего этикета, читать стр.38-41

Ну а сейчас немножко поиграем и проверим , как вы усвоили правила школьного этикета: я задаю вопрос, а вы хором отвечаете – это я, это я, это все мои друзья!

 Кто компанией веселой каждый день шагает в школу ?
– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух? 
– Это я, это я, это все мои друзья. 

– Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру? 
– Это я, это я, это все мои друзья. 

– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
– Это я, это я, это все мои друзья. 

– Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки? 
– Это я, это я, это все мои друзья.

– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

– Это я, это я, это все мои друзья.

Премудрости школьного этикета.

-Правила этикета надо знать, для чего?

- Очень важно выработать в себе привычку всегда вести себя одинаково красиво и вежливо, где бы вы ни были. Тогда вам не придется напрягаться, чтобы делать все так, как принято в обществе. Это будет получаться как бы само собой.

У Вас на столе лежат три сигнальные карточки - смайлика, выберете и прикрепите к доске ….

-Понравилось

-Понравилось, и я узнал для себя новое

-Понравилось, я узнал для себя новое и могу рассказать другим

Молодцы, спасибо за урок!!!

Как поживешь, так и прослывешь.

Жизнь дана на добрые дела.

По одежке встречают — по уму провожают.

Уважая человека - уважаешь себя.

Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Вежливый отказ лучше, чем грубое согласие.

На всякие приветы надобно иметь ответы.

На излишнюю вежливость не обижаются.

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.


- Что бы вы не делали, всегда должны помнить, что живёте на свете вы не одни. Вас окружают люди, ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость.


- Словами великого Гёте мне бы хотелось закончить наш урок «Поведение – это зеркало души, в котором каждый показывает свой облик».






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!