Тема урока: Формы слова. Окончание.
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: познакомить обучающихся с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; познакомить с «основа слова»; научить выделять окончание в словах, научить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Планируемые результаты:
Личностные:
-развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
-представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Предметные:
- различать и выделять основные части слова;
- формулировать словообразующую роль каждой часть слова;
- объяснять причины изменения формы слова;
- различать формы одного и того же слова;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
Метапредметные:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- применять приобретённые коммуникативные умения на практике.
План
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин)
2) Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин)
3) Этап выявления места и причины затруднения (5 мин)
4) Этап построения проекта выхода из затруднения (10 мин)
5) Этап реализации построенного проекта (7 мин)
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5 мин)
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5 мин)
8) Этап включения в систему знаний и повторения (4 мин)
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2 мин)
Ход урока
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
- Здравствуйте, моё имя Елизавета Игоревна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я, садитесь. Ребята, прежде чем начать урок, проверим, всё ли у вас готово к уроку, у вас должно быть: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, и конечно же хорошее настроение.
- У кого настроение хорошее, поднимите руку!
- Вижу, что вы готовы к уроку. Начнём! Ребята, скажите, что вы изучили на прошлых уроках?
- На прошлых уроках мы изучали корень, и как его найти в слове.
2) Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- На доске написаны слова, найдите в них корень.
- Заморский, морской, море, моряк, приморский.
- Как одним словом назвать эти слова?
- Эти слова называются родственными или однокоренными.
- Что такое корень слова?
- Корень слова – это главная значимая часть слова.
- Как же найти корень в слове?
- Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
- Назовите однокоренные слова (называют однокоренные слова)
- Откройте тетради, подпишите число 8 ноября, Классная работа. Сейчас я буду диктовать слова, ваша задача записывать их в тетрадь (один ученик у доски)
Рыбка, белка, самолёт, дом, лесник, листик, берёзка, плотник, лёд, море, собака.
- Выделите корень в этих словах (выделяют корень)
- А теперь я вам предлагаю выделить изменяемую часть слова вот таким значком □ (проблемный вопрос)
3) Этап выявления места и причины затруднения
- Белка сидит на ветке. У белки большой хвост. Белку поймали в лесу.
- Какое слово повторяется несколько раз?
- Несколько раз повторяется слово БЕЛКА.
- Чем отличаются эти слова?
- У этих слов разные окончания.
- Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы будем учится находить и выделять изменяемую часть слова.
- Ребята, а как можно по другому назвать изменяемую часть слова?
- Изменяемую часть слова можно назвать Окончанием.
- Вы наверное уже догадались какая тема урока?
- Тема урока: Формы слова. Окончание
- Откройте учебник на странице 79, прочитайте тему, правильно ли мы её определили?
- Ребята, прочитайте 142 упражнение (читают про себя, затем один ученик всему классу)
- Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разное? Ответ на этот вопрос найдите в учебнике на странице 79.
- Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разное?
- Выделенные слова имеют одно лексическое значение, потому что это формы одного и того же слова Осина
- Что обозначает это слово?
- Слово осина обозначает лиственное дерево.
- Что изменялось в этом слове?
- В этом слове изменялось окончание.
- Выпишите выделенные слова, обозначая в них изменяемую часть.
4) Этап построения проекта выхода из затруднения
- Обратите внимание! Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остаётся прежним.
- Прочитайте упражнение 144 (читают про себя, затем один ученик всему классу). Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания?
- Нужно в слове лиса изменить окончание (устно проговаривают изменяемые окончания в слове)
- Запишите составленные словосочетания. Выделите окончания в формах слова лиса. На выполнение этого задания я вам даю 5 минут.
- Для чего же служать окончания?
- Окончания служат для образования формы слова.
5) Этап реализации построенного проекта
- Откройте в учебнике страницу 79, прочитайте упражнение 143 (один ученик читает всему классу). Кому не понятно, поднимите руку. На выполнение этого задания я вам даю 5 минут.
- А теперь, я вам предлагаю поменяться с соседом по парте тетрадями вместе со мной проверить.
- Ребята, нам автор учебника предлагает что – то сделать с пословицей под номером 4.
- Нам надо разобрать предложение по членам.
- Я на доске написала это предложение, у вас оно написано в тетрадях, разберите это предложение по членам (один ученик на доске).
- Какая пословица вам больше всего понравилась? Объясните почему.
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
- В учебнике на странице 80 найдите, что такое окончание (читают про себя, затем ученик всему классу).
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
- Откройте страницу 81, прочитайте упражнение 146 (ученик читает всему классу).
- Если бы вы не знали этих строк, можно было бы понять их содержание?
(ответы детей)
- А теперь прочитайте, дополняя слова окончаниями. Что изменилось?
(ответы детей)
- Спишите, вставляя в слова пропущенные окончания. На выполнение этого задания я вам даю 5 минут.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
- У вас на партах лежат карточки со словами, вам надо выделить корень и окончание. На выполнение этого задания даю вам 3 минуты.
Подбери к словам однокоренные слова и выдели корень и окончание.
Лес:
Снег:
Лёд:
- А теперь, я вам предлагаю поменяться листочками и проверить выполненную работу вместе со мной (спрашиваю одного ученика у доски, остальные следят за записью на листочках)
8) Этап включения в систему знаний и повторения
- Что такое окончание?
- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
- Для чего же служать окончания?
- Окончания служат для образования формы слова.
- Что надо сделать, чтобы изменить форму слова?
- Чтобы изменить форму слова, надо изменить окончание.
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
(выставление отметок с комментариями).
- Продолжите фразу: «Я не знал…, теперь я знаю…».