СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по предмету Русский язык для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект русского языка для 3 класса составлен в соответствии с требованиями ФГОС 

Просмотр содержимого документа
«Конспект по предмету Русский язык для 3 класса»

Тема урока: Формы слова. Окончание.

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: познакомить обучающихся с окончанием, как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; познакомить с «основа слова»; научить выделять окончание в словах, научить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Планируемые результаты:

Личностные:

-развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;

-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

-представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Предметные:

- различать и выделять основные части слова;

- формулировать словообразующую роль каждой часть слова;

- объяснять причины изменения формы слова;

- различать формы одного и того же слова;

- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

Метапредметные:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- применять приобретённые коммуникативные умения на практике.

План

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин)

2) Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин)

3) Этап выявления места и причины затруднения (5 мин)

4) Этап построения проекта выхода из затруднения (10 мин)

5) Этап реализации построенного проекта (7 мин)

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (5 мин)

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (5 мин)

8) Этап включения в систему знаний и повторения (4 мин)

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2 мин)

Ход урока

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- Здравствуйте, моё имя Елизавета Игоревна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я, садитесь. Ребята, прежде чем начать урок, проверим, всё ли у вас готово к уроку, у вас должно быть: учебник, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, и конечно же хорошее настроение.

- У кого настроение хорошее, поднимите руку!

- Вижу, что вы готовы к уроку. Начнём! Ребята, скажите, что вы изучили на прошлых уроках?

- На прошлых уроках мы изучали корень, и как его найти в слове.

2) Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- На доске написаны слова, найдите в них корень.

- Заморский, морской, море, моряк, приморский.

- Как одним словом назвать эти слова?

- Эти слова называются родственными или однокоренными.

- Что такое корень слова?

- Корень слова – это главная значимая часть слова.

­- Как же найти корень в слове?

- Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

- Назовите однокоренные слова (называют однокоренные слова)

- Откройте тетради, подпишите число 8 ноября, Классная работа. Сейчас я буду диктовать слова, ваша задача записывать их в тетрадь (один ученик у доски)

Рыбка, белка, самолёт, дом, лесник, листик, берёзка, плотник, лёд, море, собака.

- Выделите корень в этих словах (выделяют корень)

­- А теперь я вам предлагаю выделить изменяемую часть слова вот таким значком □ (проблемный вопрос)

3) Этап выявления места и причины затруднения

- Белка сидит на ветке. У белки большой хвост. Белку поймали в лесу.

- Какое слово повторяется несколько раз?

- Несколько раз повторяется слово БЕЛКА.

- Чем отличаются эти слова?

- У этих слов разные окончания.

- Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы будем учится находить и выделять изменяемую часть слова.

- Ребята, а как можно по другому назвать изменяемую часть слова?

- Изменяемую часть слова можно назвать Окончанием.

- Вы наверное уже догадались какая тема урока?

­- Тема урока: Формы слова. Окончание

- Откройте учебник на странице 79, прочитайте тему, правильно ли мы её определили?

- Ребята, прочитайте 142 упражнение (читают про себя, затем один ученик всему классу)

- Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разное? Ответ на этот вопрос найдите в учебнике на странице 79.

- Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разное?

- Выделенные слова имеют одно лексическое значение, потому что это формы одного и того же слова Осина

- Что обозначает это слово?

- Слово осина обозначает лиственное дерево.

- Что изменялось в этом слове?

- В этом слове изменялось окончание.

- Выпишите выделенные слова, обозначая в них изменяемую часть.

4) Этап построения проекта выхода из затруднения

- Обратите внимание! Изменяемая часть слова называется окончанием. При изменении слова образуются формы этого же слова, а лексическое значение остаётся прежним.

- Прочитайте упражнение 144 (читают про себя, затем один ученик всему классу). Что нужно сделать, чтобы получились словосочетания?

- Нужно в слове лиса изменить окончание (устно проговаривают изменяемые окончания в слове)

- Запишите составленные словосочетания. Выделите окончания в формах слова лиса. На выполнение этого задания я вам даю 5 минут.

- Для чего же служать окончания?

- Окончания служат для образования формы слова.

5) Этап реализации построенного проекта

- Откройте в учебнике страницу 79, прочитайте упражнение 143 (один ученик читает всему классу). Кому не понятно, поднимите руку. На выполнение этого задания я вам даю 5 минут.

- А теперь, я вам предлагаю поменяться с соседом по парте тетрадями вместе со мной проверить.

- Ребята, нам автор учебника предлагает что – то сделать с пословицей под номером 4.

- Нам надо разобрать предложение по членам.

­- Я на доске написала это предложение, у вас оно написано в тетрадях, разберите это предложение по членам (один ученик на доске).

- Какая пословица вам больше всего понравилась? Объясните почему.

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- В учебнике на странице 80 найдите, что такое окончание (читают про себя, затем ученик всему классу).

- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

- Откройте страницу 81, прочитайте упражнение 146 (ученик читает всему классу).

- Если бы вы не знали этих строк, можно было бы понять их содержание?

(ответы детей)

- А теперь прочитайте, дополняя слова окончаниями. Что изменилось?

(ответы детей)

- Спишите, вставляя в слова пропущенные окончания. На выполнение этого задания я вам даю 5 минут.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

- У вас на партах лежат карточки со словами, вам надо выделить корень и окончание. На выполнение этого задания даю вам 3 минуты.

Подбери к словам однокоренные слова и выдели корень и окончание.

Лес:

Снег:

Лёд:

- А теперь, я вам предлагаю поменяться листочками и проверить выполненную работу вместе со мной (спрашиваю одного ученика у доски, остальные следят за записью на листочках)

8) Этап включения в систему знаний и повторения

- Что такое окончание?

- Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

- Для чего же служать окончания?

- Окончания служат для образования формы слова.

- Что надо сделать, чтобы изменить форму слова?

- Чтобы изменить форму слова, надо изменить окончание.

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

(выставление отметок с комментариями).

- Продолжите фразу: «Я не знал…, теперь я знаю…».