СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку "Фразеологизмы"»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»





Выполнила студентка группы ПНК-4А
Борисова Юлия





Конспект урока русского языка

«Фразеолоизмы»»





Место проведения: МБОУ СОШ №39,

4 «А» класс

Дата проведения:16.10.2023

Учитель: Сидорина А.В.

(подпись)

Методист: Политова М.В.

(подпись)






Дзержинск-2023

Класс: 4

Тема: Фразеологизмы

Тип урока: Усвоение новых знаний

Цель: Формирование у учащихся представления о фразеологизмах и их роль в нашей речи.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать знания о понятии «фразеологизм».

2. Формировать умение употреблять фразеологизмы в речи.

3. Развивать умение объяснять лексическое значение фразеологизмов.

Развивающие:

1. Развивать умение уважительно относиться друг к другу при работе в паре.

2. Развивать умение ставить учебную задачу.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к русскому языку.

Результаты:

Предметные:

1. Правильно представляют что такое «фразеологизм»

2. Правильно употребляют фразеологизмы в речи.

3. Грамотно объясняют лексическое значение фразеологизмов.

Метапредметные:

  1. Проявляют уважительное отношение к собеседнику при работе в паре.

  2. Правильно ставят учебную задачу.

Личностные:

1. Уважают русский язык.
План урока:

1. Орг. Момент (1 минута)

2. Актуализация знаний и умений (5 минуты)

3. Объяснение новой темы (3 минуты)

4. Проверка первичного восприятия (5 минуты)

5. Первичное закрепление (10 минут)

6. Обобщение (5 минуты)

7. Подведение итогов и рефлексия (5 минут)

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, формы, средства

1.Орг. момент

Подготовить учащихся к уроку.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Юлия Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте, вас ждёт успех!


Средства: речь учителя

Форма: фронтальная

Методы: беседа

2. Актуализация знаний и умений

Выявление уровня знаний по предыдущим темам, связанными с темой урока

1. Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь?

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.

А сейчас я буду называть словосочетания, а вы попробуйте заменить одним словом. Подобрать синоним.

1. Бить баклуши, Сидеть сложа руки (Бездельничать)

2. Сломя голову. (Быстро)

3. Водить за нос ( обманывать)

4. Строить глазки ( привлекать внимание)

Что я сейчас назвала, что за интересные выражения? Хочется узнать, как они называются.

2.Разгадывание загадок.(работа в паре)

- Отгадайте загадки, выделяйте у отгадок первые буквы. У нас в кроссворде получится ключевое слово урока.

-Слива, яблоко, груша - фрукты

-Семицветное коромысло – радуга.

-Буквы русского языка в определенном порядке - алфавит

-Самое холодное время года - зима

-Главный герой сказки «По щучьему велению» - Емеля

- Какое сейчас время года? - осень.

-Царь зверей - лев

-Что плывет по небу - облако

-В нем 12 месяцев - год

-Первый летний месяц- июнь

- Полосатая лошадь-зебра

- Его дает корова-молоко

- Вторая буква в слове сыр –ы.

Итак, у нас получилось – фразеологизмы.

- Какая же тема нашего урока? Как вы думаете, а что мы узнаем на уроке, посвященному ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ?

- Какие цели мы поставим перед собой? На слайде слова:

Узнать …

Научиться …

























Формулируют цели и задачи на урок

Средства: речь учителя

Форма: фронтальная

Методы: беседа

3. Объяснение новой темы

Разъяснение нового материла

-А вам было все понятно в моем пожелании в начале урока? Значит, как мы будем работать?

Зарубите себе на носу – запоминать;

Работать засучив рукава- стараться;

Не падать духом- не унывать;

Возьмите себя в руки- работать старательно, внимательно.

Работа с учебником.

Послушайте отрывок из повести С.Черного «Дневник Фокса Микки»,упр.74 на с.49.Нам его прочитает …… Что вам показалось забавным?

«Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, Что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своём месте.»

- Какое сочетание слов так поразило героя? Чего же он не знал?

- Если о ком-то говорят, что у него «глаза полезли на лоб», значит, этот человек очень сильно удивлён, потрясён.

-Я хочу рассказать интересную историю. Однажды в мастерской жили две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.

- Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь; как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов

Как вы думаете, где еще можно найти информацию о значении фразеологизма?

-Конечно в словаре.

фразеологический словарь, в нем вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа.

Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы. поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, которые называются фразеологизмами.

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, и предложил их выделить для них специальную группу, Он предложил включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

Давайте поработаем со словарем фразеологизмов в нашем учебнике, найдите значение таких выражений…

Когда его можно употребить?

- А как же произошли фразеологизмы? Источники происхождения различны.

Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба);

другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл);

третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

3. Ребята, а для чего нужны фразеологизмы. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить задание.

  1. - Замените выделенные фразеологизмы одним словом.(работа в паре) И запишите получившийся текст в тетрадь.

Я проснулся ни свет ни заря. На душе

кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго

бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся

ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.

Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне

хоть кол на голове теши.

Слова для справок:

неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.

Прочитаёте текст, который у вас получился. Что вы заметили. Зачем же нужны фразеологизмы в речи?

Вывод: Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они предают образность, выразительность.



Средства: речь учителя

Форма: фронтальная

Методы: беседа

4. Первичное закрепление

Закрепление приобретенных знаний

Задание: Найдите фразеологизмы.


- А сейчас ребята, мы попробуем с вами найти фразеологизм из текста.

За домом едва пожелтела трава.

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой - засучив рукава.

- Какие фразеологизмы вы нашли? А как вы понимаете их значение?

-Запишите себе в тетрадь.

Выражение спустя рукава и засучив рукава зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами, у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были на 40 см длиннее. Попробуйте поработать с такими рукавами. Будет неудобно, получится плохо, чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.

О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их засучивать не надо.

Засучив рукава – усердно, старательно, энергично делать что-либо.

Спустя рукава - небрежно, кое- как делать что- либо.


Средства: речь учителя

Форма: фронтальная

Методы: беседа

5. Первичное закрепление


Ну а сейчас попадем в фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов и записать название этого зверя в свои тетради через запятую.

Хитёр как… лиса

Труслив как… заяц

Голоден как… волк

Здоров как.. бык

Изворотлив как ..уж

Надут как ..индюк

Нем как ..рыба

Грязный как.. свинья

Упрям как …осёл

Болтлив как.. сорока

Колючий как.. ёж.

-Ответы, запишите в тетрадь.

Г) Многие фразеологизмы встречаются в русских народных сказках. Окунёмся в мир сказок и выполним следующее задание: отгадаем сказочные фразеологизмы,…закончите фразеологизмы, взятые из сказок:


Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Это всё присказка, сказка будет впереди.

-А теперь запишите один понравившийся фразеологизм в свои тетради.

  1. Индивидуальная работа

Задание. Соедини фразеологизмы и значения.


-На руках носить- ценить, любить.

-Золотые руки- мастер.

-Разводить руками- удивляться.

-Руки опускаются- без сил.

-Рукой подать- близко.

-Как без рук- беспомощный.

-Руки чешутся- хочется подраться.


Молодцы! Мы с вами должны дружить, ценить дружбой - ходить рука об руку. Фразеологизмов со словом рука более 50.


Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор. Получившиеся словосочетания запишите в тетрадь.


Держать ... востро (глаза, ухо)

Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)

Делать из ... слона (комара, мухи)

Не в своей ... (кружке , тарелке)

Ну а сейчас самое интересное на экране вы увидите рисунки. С помощью рисунков – подсказок вы должны отгадать фразеологизм. ( Ответы: на воре шапка горит, как рыба в воде, как сельдь в бочке, вставлять палки в колёса, окунуться в работу, вешать лапшу на уши, снимать лапшу с ушей, язык длинный, грязный как свинья, кот наплакал, куры не клюют, тертый калач, с больной головы на здоровую,)

- Молодцы, ребята! Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

  1. Что же это?

  2. Конечно же, фразеологизмы!



Средства: речь учителя

Форма: фронтальная

Методы: беседа

6. Обобщение

Информация о дз

-Подведём итог урока.

- В чём заключалась цель нашего урока?

- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.

- Чью работу на уроке хотите отметить?

Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы не попасть впросак необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизмы.

Если мы ответили на этот вопрос, значит урок удался.


Средства: речь учителя

Форма: фронтальная

Методы: беседа

8. Итог и Рефлексия

Анализ деятельности

-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

Работал засучив рукава-

Работал в поте лица –

Поломал голову-

Знаю как дважды два –

Я очень рада. Что вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей работе ни пуха, ни пера!

Урок окончен.


Средства: речь учителя

Форма: фронтальная

Методы: беседа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!