СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс. Русский язык "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 класс. План-конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы"

Просмотр содержимого документа
«2 класс. Русский язык "Фразеологизмы"»

Тема: «Фразеологизмы».

Ход урока:

  1. Организационный момент



«Громко прозвенел звонок – начинается урок!

Наши ушки на макушке, глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем – ни минуты не теряем!!!»



Объясните как вы понимаете – ушки на макушке…

Ушки на макушке – слушать внимательно.



Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: 

не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга. 


- Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте.


  1. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.



Минутка чистописания.

 В тетрадях запишите число. Классная работа.

На первой строчке пропишите соединения букв, на второй строчке слова.

ег ге пр

сегодня праздник язык



- Ребята, вспомните  из   чего состоит наша речь? (из слов)

  -  Сколько значений может быть у слова?(одно и несколько) Есть слова однозначные и многозначные.



- Сколько значений у слова язык?

Язык - орган вкуса.

Язык –  система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию – речь русская…

Язык у колокольчика.

 - А какое значение может быть у слова? (прямое и переносное)

Прочитайте предложение, где слово язык имеет прямое значение.

переносное значение.



Лиза обожгла язык горячим чаем.

Язык до Киева доведет.



Объясните, как вы понимаете смысл предложения Язык до Киева доведет.

(расспрашивая людей, можно добраться куда угодно)


Послушайте историю из книги К.Чуковского «От двух до пяти»

«Четырехлетняя девочка Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

-Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться:

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…..»



Ребята, ответьте на вопросы:

-Почему Светлана не увидела лета?

-Что имела ввиду мама Светы?

-А вы слышали когда – нибудь такое выражение?

-Как вы думаете что оно обозначает?

Оглянуться, значит посмотреть назад…

-А можно ли заменить его одним словом? Каким? (время быстро пройдет)


Рубрика «Тайны языка»

-В основе этого случая, который описал Корней Чуковский, лежит интересное явление языка, которое называется фразеологизм.

-Слышали  ли вы когда это слово? Знаете что оно обозначает? Хотите узнать?

Значит,  какая тема нашего урока? (Правильно, фразеологизмы)



.Какие цели мы перед собой поставим?

1.Узнать что такое фразеологизм и фразеологический оборот.

2.Объяснять значение фразеологизмов и фразеологических оборотов.

3.Составлять предложения с фразеологизмами и фразеологическими оборотами.

4.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах и группе.


  1. Работа по теме урока:


-А где можно найти значение фразеологизмов? (узнать у взрослых, во фразеологическом словаре…). Что еще может помочь определить их значение? Ответ можно найти в рубрике «Подсказка» (с.103)


-Проверим, понимаем ли мы фразеологизмы. Я говорю предложение, а вы мне объясняете их значение.



- Настя после контрольной работы повесила нос. (Огорчаться, сильно расстраиваться, приходить в уныние)

- Владик на уроке молол языком.  (болтать много и глупо)

- Георгий в перемену ходил на голове. (Хулиганить, безобразничать, шалить)

- Катя не слушала учителя, она витала в облаках. (Постоянно о чем-то мечтать, жить не сообразуясь с реальностью)

- Новую тему Костя пропустил мимо ушей. (Никак не реагировать на услышанное)

-У мамы хлопот полон рот. (означает то, что человек полностью "загружен" работой и какими то личными, по работе, а возможно и общественными делами, которые, как правило, требуют скорейшего выполнения)



Упр. 1 , стр. 103

Зарубить на носу - запомнить раз и навсегда. Только пятки засверкали - кто-либо стремительно убегает, очень быстро бежит.Как снег на голову - совершенно неожиданно, внезапно



- Но если вместо этих фраз можно сказать одно слово, зачем в языке существует такое «странное» сочетание слов?



вывод: Фразеологизмы помогают речи быть яркой, эмоциональной, выразительной.



- Открываем учебник на стр. 105 упр. 3 . Прочитаем задание.

Ни свет ни заря - рано.

Язык без костей - болтливый.

Пускать пыль в глаза - обманывать.

Гонять лодыря - бездельничать.

Держать язык за зубами - молчать.

Рукой подать - близко.

Ломать голову - думать.



Чтение вывода с.104 рубрика «Тайны языка».



вывод: Слова, составляющие фразеологизм, теряют свое самостоятельное значение. Смысл имеет только все выражение в целом.





Физкультминутка



Мы читали и писали,

Дружно все и тихо встали:

Ручками похлопали, 1-2-3,

Ножками потопали, 1-2-3,

И ещё потопали, 1-2-3,

И дружней похлопали, 1-2-3,

Сели, встали, и друг друга не задели,

Мы немножко отдохнём

И опять писать начнём.



  1. Продолжение работы по теме урока:



Работа с учебником. (у.4 с.10)

- Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами из слов для справок.

1. Играйте, пожалуйста, спокойно, дети, и не мешайте мне.

2.Сёстры Маша и Катя были очень похожи друг на друга.

3.Новая учительница сразу же понравилась ребятам.

4.Гости должны были прийти в самое ближайшее время.

5.В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.



Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов ( страны).

Игра «Фразеологический зверинец» Слайд 3.

Хитёр как …(лиса) 
Труслив как …(заяц)
Голоден как …(волк)
Здоров как … (бык)
Изворотлив как …(уж)
Надут как …(индюк)
Нем как …(рыба)
Грязный как …(свинья)
Упрям как …(осел)
Болтлив как …(сорока)
Колючий как …(еж)

-Как вы понимайте данные выражения?

в двух шагах – очень близко,

водить за нос – обманывать,

держать язык за зубами – молчать

задирать нос - слишком важничать,

рукой подать – близко,

с гулькин нос – очень мало,

светлая голова - умница,

ума палата – очень умный,

ходить на голове – шалить

  1. Подведение итогов урока:

-Что такое фразеологизмы?

-Нужны ли они нам в речи?

-  Какие умения приобретали на этом уроке? (приобрели знания о фразеологизмах и научились использовать их в речи)

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке:  

  • если вы работали не покладая рук, то похлопайте себе;

  • если вы на уроке лодыря гоняли, то топните на себя;

  • если сидели,  сложа руки, то продолжайте так сидеть.  

Домашнее задание: стр. 106 упр. 5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!