СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по русскому языку "Неопределенная форма глагола" (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект по русскому языку "Неопределенная форма глагола" (3 класс)»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Русский язык

Класс: 3

ФИО студента: Прокопенко Елизавета Сергеевна

Тема урока

«Неопределенная форма глагола»

УМК

«Школа России»

Тип урока

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Цель

Создать условия для ознакомления учащихся с неопределенной формой глагола, его функцией и ролью в русском языке.

Задачи урока

Образовательные: формировать представления о понятии «неопределённая форма глагола»; формировать умения отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам; формировать навыки ставить глаголы в неопределенную форму; способствовать обогащению словарного запаса.

Развивающие: развивать познавательный интерес к данной теме; развивать внимание, память, мышление; развивать речь учащихся; развивать орфографическую зоркость; развивать умение правильно формулировать свои высказывания (ответы) в устной форме; развивать умение корректно вести учебный диалог; развивать умение слушать объяснения учителя; развивать умение слушать и оценивать ответы товарищей.

Воспитательные: воспитывать чувства сотрудничества и взаимопомощи с помощью заданий, требующих беседу, рассуждения, парной или групповой работы; воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знают определение «неопределенная форма глагола» в русском языке; умеют различать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам; умеют ставить глаголы в неопределенную форму; пополняют свой словарный запас.


КУУД: слушают и понимают речь других; оформляют свои мысли в устной форме; умеют формулировать собственное мнение; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

ПУУД: используют различные способы работы с информацией для поиска ответа; развивают умения анализировать, сравнивать, обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи.

РУУД: определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения.

Формируют учебно-познавательный интерес к учебному материалу; умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; развивают доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Оборудование

Учебник русского языка 3 класса В.П. Канакина, В.Г. Горецкого, интерактивная онлайн-доска Google Jamboard, презентация PowerPoint.

Методы и приемы

Словесный метод: приветствие учеников, составление целей и задач урока, дискуссия, беседа, вопросы, устные задачи, инструкция по выполнению заданий, устный разбор задач, вопросы для подведения итогов.

Практический метод: толкование пословицы, минутка чистописания, словарная работа, отгадывание пословицы, выполнение упражнений из учебника, с презентации и доски общего пользования, выполнение теста «Да-Нет», оценка работоспособности на уроке.

Наглядный метод: работа с учебником и тетрадями; демонстрация презентации; использование интерактивной онлайн-доски.

Формы обучения

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.

Формы контроля

Дискуссия, устный опрос, текстовые задания, устный разбор задач, самопроверка, вопросы для подведения итогов.

Ход урока:


Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Методические примечания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация

(2 мин)

- Прозвенел урок веселый.

Мы урок начать готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть! Меня зовут Елизавета Сергеевна, и сегодня я у вас буду вести этот необычный урок.

- Садитесь, пожалуйста.

- Ребята, прочитайте пословицу, что вы видите на доске. Как думаете, что она означает?

Труд человека кормит, а лень портит.

- Верно, а почему так считаете?

- Согласитесь, что, если человек будет трудиться и работать, то он добьется своих целей, сделает что-нибудь полезное. Если же не будет трудиться, то ничего не добьется, ничего у него не будет, он станет ленивым человеком.

- Так давайте на этом уроке активно работать: отвечать на вопросы, много рассуждать и решать задачи, чтобы потом мы смогли с легкостью найти нужные нам ответы.











Садятся на места.

Высказывают свои предположения.



Отвечают на вопрос.

2. Актуализация пробного учебного действия

(5 мин)

- Ребята, предлагаю открыть свои тетради и записать сегодняшнее число и классную работу. Обратите внимание! Какие орфограммы присутствуют в этих словах? Отлично! Не забудьте подчеркнуть эти орфограммы карандашом!

- Проведем словарную работу. Я вам буду зачитывать предложения, а вы должны подумать, каким общим словом можно заменить это предложение и записать его в тетрадь.

- Внимательно слушаем то, что я говорю:

  1. Последний день недели.

  2. Человек, который учит других.

  3. Слово-приветствие.

  4. Домашнее животное, охраняющее дом.



- Обратите внимание на вашу посадку при письме! Сидеть нужно прямо, спиной опираться на спинку стула. Руки должны опираться о край стола (парты), а локти выступать за край стола.

- Итак, наше время подходит к концу, попрошу вас всех заканчивать свои работы. Посмотрите на презентацию, скажите, вы согласны с данными ответами? Правильно ли записаны слова? У всех так? У кого были ошибки? Исправьте.

- Замечательно! Вы все отлично постарались!

- Ребята, посмотрите на слайд. Скажите, что вы перед собой видите? Какая пословица здесь запрятана? Можете ее восстановить? Какая пословица у вас получилась?

разговориться. напиться. что. мёду. с. умным.

- Молодцы! Как вынимаете ее смысл?


- Отличные мысли!

Записывают в своих тетрадях «Пятое марта» и классную работу. Обращают внимание на орфограммы в словах «пятое», «классная», «работа». Подчеркивают их.



Слушают учителя и записывают в тетрадь слово, которое описывает предложение.


- Ответы на словарной работе:

  1. Воскресенье.

  2. Учитель.

  3. Здравствуй

  4. Собака.



Озвучивают полученные слова классу.







Читаю слова со слайда, собирают из нее пословицу, после чего толкуют ее смысл.

- С умным разговориться — что мёду напиться.



Высказывают свои предположения.


3. Выявления места и причины затруднения

(2 мин)

- Сможете поставить все слова в начальную форму? Кто может рассказать, какая начальная форма у этих слов? Все согласны? У кого ошибки? С какими словами возникли трудности?



- А как вы думаете, у глагола есть начальная форма?


- Кто из вас понял, какую тему мы сегодня будем обсуждать? Как она звучит?

- Отлично! А знаете ли вы, как по-другому можно назвать начальную форму глагола?

- Молодцы! Тогда какую цель мы можем поставить на занятии?

- Прекрасно! Вы постарались на славу.

- Мёд – форма именительного падежа единственного числа, умный – форма именительного падежа единственного числа мужского рода. С глаголом мы это сделать не можем.


Делятся своими мнениями.


- «Начальная форма глагола».



- Неопределенная форма глагола.



- Познакомиться с неопределенной формой глагола и научиться определять его в тексте.

4. Построения проекта выхода из затруднения

(2 мин)

- Можем ли мы сейчас приступить к реализации нашей задачи? Что нам необходимо?


- Совершенно верно! Перед тем, как начать нашу работу, предлагаю вам взглянуть на слайд и составить план работы. Скажите, какие пункты плана мы можем поставить сегодня на уроке.

  • Повторим:

  • Узнаем:

  • Научимся:

- Вы все ответили верно. Молодцы!

- Нам необходимо составить план урока.


- План урока:

  • Повторим основные признаки и свойства глагола.

  • Узнаем, что такое неопределенная форма глагола.

  • Научимся определять неопределенную форму глагола в предложениях/ставить глаголы в неопределенную форму.


5. Реализация построенного проекта

(6 мин)

- Ребята, сейчас я вам предлагаю открыть страницу, которая содержит 10 десятков и 4 единицы. Обратите внимание на правило, которое у вас находится. Прочитайте его.

- Отлично. Запомните, что неопределенная форма глаголов оканчивается –ть, -чь.

- Кто может сказать, как по-другому можно назвать неопределенную форму глагола? На какие вопросы отвечает начальная форма?


- Молодцы! Все верно! Попробуйте привести примеры неопределенной формы глаголов.

- Замечательно! А теперь давайте попробуем закрепить наши полученные знания на практике. Посмотрите на слайд и прочитайте задание. Скажите, что нам надо сделать?

Подчеркните глаголы в неопределенной форме и выделите у них окончания:

Подкрадывается, лазит, смотреть, нарисовать, объяснить, морозить, открывает, перелезать, перелетают, подглядеть.

- Верно! Давайте поработаем над этим заданием устно. Не забудьте только у себя в тетрадках выписывать слова, которые стоят в начальной форме и выделять их концы.

- Какие слова у нас стоят в неопределенной форме? Какой вопрос мы можем к нему задать? Какое окончание у этого слова? Все согласны? Кто не согласен? У кого были ошибки? Исправьте их.

- Отличная работа! Вы отлично постарались!

*Физминутка*

- А теперь давайте мы с вами немного отдохнем от работы и расслабим наши глазки. Встаем из-за своих мест!

- Ах, как долго мы писали (поморгать глазами).

 Глазки у ребят устали.

 Посмотрите все в окно (посмотреть влево – вправо).

Ах, как солнце высоко (посмотреть вверх).

 Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками).

В классе радугу построим (посмотреть по дуге вверх)

 Вверх по радуге пойдем (вправо и вверх – влево).

 Вправо, влево повернём (поворачиваем вправо, влево)

 А потом скатимся вниз (посмотреть вниз).

 Жмурься сильно, но держись (зажмурить глаза, открыть и  поморгать ими).

- Садитесь.

Читают правило с учебника.








- Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? стоят в неопределенной форме. Неопределенная форма – это начальная форма глагола.


- Говорить, слушать, любить, гулять, ждать, учиться, печь, испечь и др.


Читают задание с презентации, определяют глаголы в неопределенной форме и записывают их к себе в тетрадь, выделяя –ть или -чь.


- Ответы учащихся:

Смотреть (что делать?), нарисовать (что сделать?), объяснить (что сделать?), морозить (что делать?), перелезать (что сделать?), подглядеть (что сделать?).







Сверяют свои ответы с ответами на доске. Разбирают причины допущенных ошибок вместе с ошибок вместе с учителем.






Встают из-за своих парт. Выполняют физминутку, повторяя движения за учителем.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(8 мин)

- А теперь давайте поработаем с нашим учебником. Откройте страницу 105 и обратите внимание на упражнение 180. Прочитайте задание. Что нам необходимо сделать?

- Это задание мы будем выполнять письменно, поэтому запишите номер упражнения в тетрадь. Не забудьте выделить полученные ваши орфограммы.











- Теперь давайте мы обсудим ваши ответы. Какие приставки вы использовали? Какие глаголы отвечают на вопрос что сделают? На какие вопросы отвечают другие глаголы? Все согласны с данным решением? У кого ошибки? Исправьте их.

- Совершенно верно! Вы все правильно сказали!

- Ребята, внимательно посмотрите на ответы, которые у нас получились в ходе выполнения упражнения. Обратите внимание, что приставки не влияют на то, какой вопрос будет задан глаголу. Это можно потвердеть, если мы с вами сравним 2 пары глаголов:

бегать — убегать, возить — отвозить.

- Какие вопросы мы можем задать к этим словам?

- Все верно! На вашем пути могут встречаться множество глаголов, которые попытаются вас обмануть таким вот заданием. Поэтому будьте осторожны и всегда перепроверяйте свое решение несколько раз! Может быть и вместе соседом по парте, ведь больше людей, тем больше ума вы отдаете при решении упражнения.

Читают задание к упражнению 180. После этого приступают к выполнению задания: добавляют приставку к словам неопределенной формы, меняя к ним вопрос.


Записывают номер упражнения в тетрадь.

- Писать – написать, читать – прочитать, ехать - проехать, просить – попросить, звонить – позвонить, ходить – переходить, хвалить – похвалить, работать – переработать.

- с вопросом что делать?: писать, читать, ехать, просить, звонить, ходить, хвалить, работать.

с вопросом что сделать?: написать, прочитать, проехать, попросить, позвонить, переходить, похвалить, переработать.



Сверяют свои ответы с ответами на доске. Разбирают причины допущенных ошибок вместе с ошибок вместе с учителем.






Смотрят на презентацию и вместе с учителем задают вопросы к неопределенным формам глагола, которые имеют приставки и нет.






- Мы можем задать вопрос только что делать?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(3 мин)

- Сейчас я вам предлагаю проверить свои знания при помощи теста «Да – Нет». С правилами теста вы давно знакомы: я буду диктовать предложения, и, в зависимости от своего мнения, пишите «да» или «нет». Однако я предлагаю внести некоторые корректировки в нашу с вами самостоятельную работу. Теперь при вашем согласии с высказыванием, вы должны поднять свои руки прямо в нашем звонке. Те, кто считает, что предложение ложно, не должны поднимать руки. В ходе всего теста мы проверим ваши ответы, поэтому старайтесь отвечать верно. Совместно с этим, прошу вас делать себе пометки, на какие вопросы дан правильный ответ. Будьте внимательны, а мы начинаем!

  1. Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? стоят в неопределенной форме.

  2. Неопределенная форма – это косвенная форма слова.

  3. Глаголы в неопределенней форме оканчиваются только на –ть.

  4. Не все глаголы, которые имеют приставки, отвечают на вопрос что сделать?

  5. Глаголы «писать – напишет» стоят в начальной формах.

- Ну, а теперь давайте же проверим ваши ответы. Поднимите руки, у которых не было ни одной ошибки. Поставьте у себя в тетрадках оценку 5.

- Поднимите руки, кто допустил одну ошибку. На полях поставьте себе оценку 4.

- Поднимите руки, кто сделал две или более ошибок? Поставьте себе в тетрадках знак «-». Это означает, что на следующем уроке вы должны ответить на 5 вопросов по теме нашего урока. Себе я сделала заметки, поэтому я прошу вас хорошо подготовиться.

- Молодцы! Вы все выложились на все сто!

Слушают высказывания учителя и поднимают руки, когда считают, что высказывание верное. И наоборот.

- Правильные ответы:

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Нет.

  4. Да.

  5. Нет.














Сверяют свои ответы с ответами на слайде, поднимая руки при вопросах учителя о количестве допущенных ошибок, ставят себе оценки на полях. Разбирают причины допущенных ошибок вместе с ошибок вместе с учителем.







8. Включения в систему знаний и повторения

(4 мин)

- Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Но сначала вспомните правила совместной работы. Скажите, какие правила должны соблюдаться?




- Отлично! Вы все верно сказали! Сейчас я вам разъясню ваше задание. При помощи QR-кода, который вы видите на экране, вы должны перейти на доску совместного доступа. Сейчас я вас разделю на группы, которые будут работать на соответствующих для номера вашей группы слайдах. Ваше задание, состоится в том, чтобы заполнить таблицу и дописать однокоренные слова – глаголы в неопределённой форме.

- Все поняли задание? На его выполнеие вам будет дано 3 минуты. Не забудьте подчеркнуть концы глаголов неопределенной формы.








- Время подошло к концу, кто готов рассказать, какие глаголы получились? Какие вопросы вы задавали к глаголам? Ребята, согласны ли вы с данным ответом? У кого были ошибки?

- Замечательно! Вы все хорошо постарались.

- Запишите домашнее задание: выполнить упражнение №181, 182 на странице 105-106. А тем, кто хочет дополнительную оценку, я предлагаю дополнительно выполнить упражнение №184.

- Примерные правила работы в группах:

  • Работать должны все члены группы;

  • Один говорит, другой слушает;

  • Свое несогласие высказывай вежливо;

  • Работать тихо, не мешать другим.



Сканируют QR-код, после чего переходят на соответствующие слайды доски. Составляют однокоренные слова, которые будут неопределенными формами глаголов и подчеркивают их окончания.

- Правильный ответ:

Зелень – зеленеть (что делать?); бегущий – бежать (что делать?), добежать (что сделать?), забежать (что сделать?), выбежать (что сделать?), отбежать (что сделать?) и др.; белый – белеть (что делать?), выбелить (что сделать?) и др; смех – смеяться (что делать?), засмеяться (что сделать?), высмеять (что сделать?); подсказка – подсказывать (что делать?), подсказать (что сделать?), пересказать (что сделать?), высказать (что сделать?), рассказать (что сделать?) и др.


Сравнивают полученные результаты с ответами одноклассников. Разбирают полученные ошибки вместе с учителем.





Записывают домашнее задание.



9. Рефлексия учебной деятельности

(3 мин)

- Наше занятие уже подходит к концу. Какую пословицу мы читали в начале урока? Кто помнит? Как она звучала? В чем ее смысл?

- Скажите, ребята, о чем мы с вами говорили на уроке? Как звучит тема урока?

- Отлично. А какую цель мы преследовали на занятии? Была ли она достигнута?

- Вспомните наш план работы. Все ли пункты нашего плана мы выполнили?

- Великолепно! Ребята, а теперь давайте оценим нашу работу на уроке при помощи лестницы успеха. Для этого откройте последний слайд доски совместного доступа.

- Если вы усвоили все новые знания, которые мы сегодня изучали, и вам все удалось на уроке, то переместите солнце на наше с вами небо. Если вы усвоили новое знание, но вам ещё нужна помощь в некоторых заданиях, то повесьте на наше небо облачко. Если же вы ничего не смогли понять на уроке, и вы испытали большие трудности, то переместите на наше небо тучку с дождем. Вам следует позже еще раз ознакомиться с учебным материалом.

- На этом наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу! До скорых встреч!

Отвечают на вопросы рефлексии.


















Оценивают свою работоспособность на уроке при помощи лестницы успеха.









Прощаются с учителем.