Конспект урока русского языка в 4 классе Елисеевой Т. Г. учителя начальных классов МАОУ лицея№3
Тема: «Неопределённая форма глагола»
Цели:
Задачи:
развивать умение правильно ставить вопросы что делать? что сделать?
учить анализировать, классифицировать, сравнивать;
развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;
воспитывать интерес к предмету, любознательность, взаимопомощь.
Универсальные учебные действия:
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие;поиск и выделение необходимой информации;
коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
личностные: нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания.
Планируемый результат:
Предметные:
-содействовать систематизации знаний учащихся о неопределенной форме глагола;
-упражнять в правописании суффиксов в глаголах неопределенной формы;
-способствовать совершенствованию умения выполнять морфемный и фонетический разборы слов;
-содействовать развитию письменной связной речи учащихся;
-продолжать работу по развитию каллиграфического почерка учащихся;
-воспитывать навыки культуры общения в учебном сотрудничестве.
Метапредметные :
РегулятивныеУУД
–-учить принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Познавательные УУД
-произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач;
- учить использовать знаково-символические средства, схемы;
Коммуникативные УУД
- использовать речь для регуляции своего действия; формировать собственное
Личностные:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
- формирование мотивации к обучению и познанию
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
- формирование уважительного отношения к иному мнению
Оборудование: ноутбук , проектор, экран, презентация
Ход урока
I.Организационный
момент
Начинается урок,
Он пойдём ребятам впрок.
Постараюсь все понять-
Буду грамотно писать.
II. Актуализация знаний.
Догадайтесь, о какой части речи мы продолжим говорить сегодня на уроке? А поможет вам в этом стихотворение:
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
- (О глаголе)
III. Самоопределение к деятельности
Что можете сказать о глаголе?
Глагол – это
а) часть слова;
б) часть речи
Глагол обозначает
а) признак предмета;
б) действие предмета
Глагол отвечает на вопросы
а) что делать? что сделать?
б) кто? что?
В предложении глагол является
а) главным членом предложения;
б) второстепенным членом предложения
Как изменяются глаголы?
(Ответы: по временами по числам. )
Какую особенность имеют глаголы прошедшего времени?
(в единственном числе они изменяются по родам)
Определите время глаголов:
рисует
идёт
стоять
думает
споёт
пройти
решит
откроет
(Работа в парах.)
У каких глаголов вы не смогли определить время и почему? (Они отвечают на вопросы - Что делать? Что Сделать? (У этих глаголов нельзя определить ни время, ни число).
Кто помнит, как называется эта форма? (неопределённая или начальная форма глагола)
Кто может сформулировать тему урока?
IV. Работа по теме урока
Работа с правилом
Откройте учебник на с .72
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
Какие суффиксы имеют? (-ть, -ти.)
Образуйте от данных глаголов неопределённую форму (фронтальная работа)
(по цепочке)
живёшь – (жить)
поплывёшь – (поплыть)
побежишь – (побежать)
глядим – (глядеть)
жду – (ждать)
машешь – (махать)
несёшь –(нести)
сидит–(сидеть)
Выполним упр. 149 на с. 72
Прочитайте. Объясните смысл пословиц. (Читают по одной пословице и объясняют.)
1. Жизнь прожить - не поле перейти.
2. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
3. Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Спишите пословицы и подчеркните глаголы.
Но у нас есть дополнительное задание сделать фонетический разбор слова ПРОЖИТЬ (у доски)
Можно ли определить их время и число? (Нет. Они стоят в неопределённой форме).
Скажите на какие вопросы отвечают глаголы в н. ф.?
V. Словарная работа.
У нас словарное слово ЛУЧШЕ.
Как вы понимаете это слово? (Всё самое хорошее; )
Составим предложение с этим словом. (Записать на доске и сделать синтаксический разбор предложения)
В нашем классе учатся самые лучшие ученики и ученицы.
VI.Физкультминутка
Мы березку посадили,
(выпрямиться за партой)
Мы водой ее полили,
(Руки согнуть к плечам)
И березка подросла,
(встать за партой)
К солнцу ветки подняла,
(руки вверх)
А потом их наклонила,
(руки вниз, спина прямая)
И ребят благодарила.
(поклон головой, сесть)
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа в группах.
- Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы.
(Класс разбит на 5 групп, каждая группа получает задание).
темно, светло
обед, ужин
зелёный, красный
рисунок, краска
работа, груз
Проверим!
VIII. Самостоятельная работа
А сейчас, поработаете самостоятельно. У вас на партах лежат карточки по уровням. Выберите, то задание, с которым вы справитесь.
1 уровень.
Задание. Запишите глаголы. Как сказать, одним словом:
Исполнять роль в спектакле – (играть)
Чувствовать холод – (мёрзнуть)
Не разрешать что-либо делать – (запрещать)
Находить решение – (решать)
Найти решение – (решить)
Проверим
2 уровень.
Задание. «Установи соответствие». Найди пару синонимов, запиши.
улыбаться скрывать пылать сохранять радоваться смотреть барабанить шагать | гореть ликовать беречь идти таить стучать глядеть смеяться |
Проверим
3 уровень.
Задание. Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы:
Зарубить на носу – (запомнить)
Держать язык за зубами – (молчать)
Вешать нос – (унывать)
Мозолить глаза –(надоедать)
Бить баклуши – (Бездельничать)
Водить за нос – (Обманывать)
Надуть губы – (Обидеться)
Болеть душой – (Переживать)
Ждать у моря погоды – (Надеяться)
Проверим
IХ. Рефлексия.
- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят напротив «+» или «-»)
Знаю ли я, что такое глагол?
Знаю ли я, что обозначает глагол?
Знаю ли я, на какие вопросы отвечает глагол?
Знаю ли я, как изменяется глагол?
Смогу ли я определить время глагола?
Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?
Обратите внимание на свои ответы.
У кого все «+»?
У кого есть «-» ?
(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)
Х. Подведение итогов урока.
Какой материал мы сегодня повторили?
Что нового вы узнали?
Какое задание было интересно выполнять?
Кто сегодня на уроке был самым активным?
Кому было трудно?
ХI. Домашнее задание. Выпишите глаголы из стихотворения в неопределенной форме (карточки)
5