Предмет : биология Класс: 7 Дата:
Тема: Семейство Бобовые. Особенности строение цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.
Цель: познакомить учащихся с семейством бобовых, особенностями его строения и развития.
Задачи:
Образовательная: познакомить с типичными представителями семейства бобовых; выяснить, в чем особенности строения бобовых.
Развивающая: продолжить развитие умений выделять главное и существенное, самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию.
Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, способствовать воспитанию культуры общения, эстетических взглядов и вкусов, чувства ответственности за результаты своего труда.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и формы: словесный, наглядный, репродуктивный.
Оборудования: учебник : биология 7 класс, гербарии, таблицы « Семейства Бобовые».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний.
. Понятийная разминка: цветок, соцветие, плод, органические вещества, неорганические вещества, почва, корневое давление, фотосинтез, листопад, зигота, гамета, спора, опыление, оплодотворение, яйцеклетка, сперматозоид, антеридий, архегоний, заросток, вид, систематика, классификация, сорт.
По таблице доказать, что паслён чёрный относится к семейству паслёновых, классу двудольных.
Рассказать о значении паслёновых.
* Игра «Молчанка». Составь формулу цветка
* Игра (по рисункам) «Выбери плод пасленовых»
* Игра (по гербарию) «Определи лист» (от ряда один представитель по гербарию определяет лист)
III.Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний. Мы продолжаем знакомство с семействами двудольных растений. Сегодня нашему вниманию предстанут растения, которых на Земле очень много, они разнообразны и уникальны. В чём их особенности, поговорим далее. Записываем тему.
«Отгадай 5 загадок – получи «5» (на доску вывешиваются рисунки)
Цветок – крылатка, а плод – лопатка. Плод зелен и молод, но сладок, как солод (Горох)
Что же это за подвох? Вдруг на дереве – горох! (Акация)
Даже в день укоса кустик – ниже проса. Зато семя одно ста просинкам равно (Бобы).
Лист – перчатка. Плод – лопатка, а цветок – мотылек (Люпин).
Голодный шмелик
вздыхает тяжко:
Что общего у этих растений? Этих растений 12 тыс. видов. Это – травы, кустарники, деревья. Есть среди них лекарственные, декоративные, дикорастущие и пищевые растения.
У бобовых растений на корнях образуются клубеньки. Там поселяются азотфиксирующие бактерии, способные усваивать азот из воздуха. После гибели растения азот остаётся в почве. В этом заключается уникальность этих организмов.
Общая морфологическая характеристика семейства:
1.12 тыс. видов.
2.Кустарники, травы, деревья.
3. Формула цветка: Ч (5) Л (2)+2+1 Т(9+ 1) П 1
4. Соцветие кисть или головка.
5.Плод – боб.
6.Листья сложные. Части венчика имеют специальные названия. Верхний крупный лепесток называется парусом, два боковых – весла, а два нижних(сросшиеся) – лодочка.
7.На корнях - клубеньки.
Благодаря высокому содержанию белков бобовые используются как овощные ( бобо, фасоль, соя, горох), также кормовые растения ( клевер, люцерна, донник). В медицине широко используется корень солодки . Среди бобовых встречается
Декоративные виды ( акация, душистый горошек) и ядовитые ( брунец).
Закрепление знаний.
Лабораторная работа № 25
« Строение цветка и плода растений семейства Бобовые».
Цель: изучить строение цветка и плода семейства Бобовые.
Оборудование: рисунки в учебнике, гербарии , таблица « Семейство Бобовые».
Ход работы.
1. Рассмотреть цветок и плод семейства Бобовых.
2. Зарисовать цветок и плод, назвать части цветка..
3. Сделать вывод.
V. Домашнее задание: стр.91-93