СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме" Семейство Лилейные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлена разработка урока с презентацией по технологии систеимно деятельностного подхода. Данный конспект составлен по учебнику Л.Н Сухорукова, но может быть адаптирован к учебнику других авторов.

Просмотр содержимого документа
«Семейство Лилейные»

Тема: Класс Однодольные. Семейство Лилейные.

Цель:

- познакомить с отличительными признаками и разнообразием семейств класса однодольные с историей окультуривания растений

- сформировать умения распознавать растения семейства, давать морфологическую и систематическую характеристику.


УУД

Личностные

- формирование мотивации к познавательной деятельности на основе использования различных источников информации о познавательном, эстетическом, средообразующем, практическом значении растений;

- стимулирование к осознанному построению индивидуальной траектории обучения при знакомстве с царством Растения;

- развитие личностных представлений о значении растений для жизни на Земле.

Метапредметные:

- овладение методами и приёмами научного познания;

- формирование универсальных учебных действий, связанных с отбором учебной информации из различных источников, её анализом и оценкой.

Предметные:

- систематизация учебной информации о разнообразии растений на основе классификации царства Растения, проведения эволюционной и экологической идей о растениях как производителях органического вещества, историческом развитии растительного мира;

- распознавание, сравнение, классификация растений крупных таксонов – отдел Покрытосеменные, класс Однодольные, семейство Лилейные


Тип урока: открытия нового знания.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия: формула цветка

Оборудование: презентация, гербарий

Внутри дисциплинарные связи: экология, география

УМК для 7 класса – Л. Н. Сухорукова. В.С. Кучменко Биология Разнообразие живых организмов;

карточки с заданиями


Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

Эпиграф

Ребята, как вы понимаете следующее высказывание?

«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»

Анатоль Франс.

Учитель слушает предположительные ответы учащихся

( нужно учиться с удовольствием. Тогда всё будет понятно, и будет легче учиться.)

Я желаю вам на сегодняшнем уроке успешного усвоения нового материала!


Слайд № 1

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: С каким семейством растений мы познакомились на прошлом уроке?

Ученик: Паслёновые

Учитель: Как вы запомнили признаки этого семейства, давайте ответим на следующие вопросы

1. Найди лишнее растение. Почему оно лишнее? Слайд №2

2. Определите систематическое положение следующих растений: табак душистый, вечерница сибирская.

3. Найди лишнее растение. Почему оно лишнее? Слайд №3

4. Найдите соответствия: К соответствующим формулам цветка подберите плод.

Ответ: 1- горох- плод боб, 2 томат – ягода, 3- стручок Слайд№4

Давайте вспомним признаки класса двудольные и однодольные Слайд№5

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Учитель: Разгадайте ребус, в котором зашифровано название семейства, которое мы будем сегодня изучать.

Ученик: Лилейные

Слайд № 6

Запишите тему урока Слайд №7

  1. Постановка учебной задачи

Учитель: Используя вопросы почему, каковы составьте вопросы, на которые мы сегодня должны ответить. Используется приём Тонкие и Толстые вопросы.

Учащиеся: Почему данное семейство получило название Лилейные?

Каковы их общие признаки?

Каковы наши задачи? ( составляем кластер) Слайд № 8

  1. Представители

  2. Жизненные формы

  3. Признаки семейства

  4. Значение в жизни человека

  1. Открытие нового знания

Учитель: Семейство лилейных, насчитывающее около 4 тыс. ви­дов. Представители семейства лилейных произрастают во многих регионах нашей планеты. Они чаще встречаются в умеренных широтах Евразии, Северной Америки, в Африке, некоторые представители лилейных распространены в горных районах Южной Америки, тропической Африки.

Посмотрите на слайд№ 9 и назовите растения, которые относят к данному семейству

Запишите несколько представителей в кластер.

Учитель: Назовите жизненные формы растений данного семейства.

Основное большинство лилейных – это многолетние луковичные травянистые растения. Редко среди лилейных встречаются кустарники и деревья.

Самым высоким считается гималайский кардиокринум, или гигантская лилия, достигающая в высоту четырех метров. Эти лилии погибают сразу после цветения, однако вокруг старой луковицы образуются новые луковицы – детки, что позволяет осуществлять вегетативное размножение.

(записывают в кластер)


Учитель: Как вы думаете при определении семейства на строение, каких органов мы будем обращать внимание?

Ученик: Строение цветка, соцветие и плод

Учитель: Посмотрите на гербарии предложенных растений

Выполните задание в паре Слайд № 10

Определите

  1. Тип корневой системы

  2. Лист простой или сложный

  3. Жилкование листьев

  4. Стебель.

Пользуясь текстом учебника, раздел Отличительные признаки семейства и инструктивной картой определите признаки данного семейства и запишите в кластер.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

Учитель: Назовите тип корневой системы - мочковатая

Листья ланцетные, линейные и других форм.

Прилистники отсутствуют. Листорасположение очередное или супротивное. Жилкование – дуговое, стебель прямостоячий.

Особенностью всех этих растений является образование видоизменённых подземных побегов - луковиц, корневищ или клубнелуковиц, с помощью которых растения выживают в неблагоприятных условиях. Листья ланцетные, линейные и других форм.

Учитель: рассмотрев строение корня и листьев и их жилкование, к какому классу будет относиться тюльпан?

Ученик: класс однодольные

Учитель: по каким признакам мы будем определять семейство?

Слайд № 11

Ученик: По строению цветка, типу соцветия и плода.

По муляжу цветка тюльпана расскажите строение цветка, запишите его формулу.

Есть ли у этих растений соцветия?

Назовите его.

Какой плод образуется?

Ученик: У большинства цветки собра­ны в соцветия, лишь у немногих цветки одиночные. У ландыша майского цветки имеют простой околоцветник со сросшимися листочками и собра­ны в соцветие кисть, плоды сочн­ые — ягоды.

Цветок тюльпана с прос­тым раздельнолистным околоцветником. Ярко окрашен­ные лепестки околоцветника расположены двумя круга­ми — 3 в наружном и 3 во внутреннем круге.

Шесть тычинок также расположены по 3 в двух кру­гах. Центр цветка занимает крупный пестик, короткий стебель которого заканчивается трехлопастным рыль­цем. Формула цветка: *03+3T3+3П1.

Плоды у тюльпана — сухие многосемянные коробочки. Семена с эндоспермом, окружаю­щим зародыш.

Учитель: На какой вопрос мы ещё не ответили?

Ученик: Значение в жизни человека

Семейство лилейные имеют большое значение.

Пользуясь текстом учебника подберите к соответствующему значению соответствующие растения. Слайд № 12-13

( записываю в кластер)

Учитель: Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Слайд№14


VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Физминутка

Учитель: Я называю растения, если они относятся к семейству Лилейные- хлопаем в ладоши, если семейство Паслёновые- топаем, Бобовые- молчим.

Лук, томат, горох, лилия, клевер, баклажан, тюльпан, алоэ древовидный.

Учитель: Проведём блиц опрос. Я называю подсказки, а вы определите о каком растении идёт речь. Слайд №15

1. Цветок этого растения выглядит торжественно и привлекательно.

2. Сорт с чёрной окраской был выведен в Голландии в 1973 году. В честь этого события состоялся праздник, на котором правитель Вильгельм Оранский вручил большую премию цветоводу и назвал его чудом Голландии.

3. За луковицы этих растений продавали дома, а Александр Дюма написал знаменитый роман об этом цветке.

Ответ: Чёрный тюльпан


VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Учитель: Разгадайте головоломку и объясните её смысл. Слайд № 16

Ответ: Лук от семи недуг.

VIII. Рефлексия Слайд № 17

Учитель: Итак, мы достигли поставленной цели?

Какой вопрос был главным?

Почему данное семейство получило название Лилейные?

Каковы их общие признаки?

Используется приём: Опрос итог

Какие эмоции вызвал у вас урок?

Какие на ваш взгляд были наиболее интересные моменты урока?

Кто из одноклассников на ваш взгляд сегодня на уроке показал, что имеет солидный багаж знаний по биологии?

Что из изученного на уроке вам показалось удивительным и увлекательным?

Что бы еще вы хотели бы узнать по данной теме?


Х. Домашнее задание Слайд № 18

Параграф №23

Выучить признаки семейства. Зарисовать цветок и плод тюльпана

По выбору

Из пластиковой бутылки или пластилина сделать цветок тюльпана


Литература

1. В. Рохлов, А Теремов, Р. Петросова Занимательная ботаника Москва « АСТ - Пресс» 1999 год

2. М.В. Высоцкая Биология 7 класс Поурочные планы Волгоград « Учитель» 2014 год

3. Автор: © 2014, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru

Описание: При поддержке проекта http://videouroki.net


Приложение

Семейство Лилейные Тюльпан





Коробочка

Кисть



Корневище луковица





Просмотр содержимого презентации
«Семейство Лилейные»

«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» Анатоль Франс.

«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»

Анатоль Франс.

↗ Ч (5) Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 * Ч (5) Л (5) Т 5 П 1 * Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1

Ч (5) Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1

* Ч (5) Л (5) Т 5 П 1

* Ч 4 Л 4 Т 4+2 П 1

Основные различия классов  покрытосеменных растений Класс Двудольные Класс Однодольные Зародыш обычно с двумя семядолями Зародыш обычно с одной семядолей Корневая система чаще всего стержневая Корневая система мочковатая Листья простые или сложные, обычно разделены на черешок и пластинку Листья всегда простые, обычно не разделены на черешок и пластинку Жилкование листьев обычно перистое или пальчатое Жилкование листьев обычно параллельное или дуговое Число частей цветка чаще всего кратно 5 или 4 Число частей цветка чаще всего кратно 3 Растения обычно имеют камбий Растения не имеют камбия Деревья, кустарники, травы Преимущественно травянистые растения

Основные различия классов покрытосеменных растений

Класс Двудольные

Класс Однодольные

Зародыш обычно с двумя семядолями

Зародыш обычно с одной семядолей

Корневая система чаще всего стержневая

Корневая система мочковатая

Листья простые или сложные, обычно разделены на черешок и пластинку

Листья всегда простые, обычно не разделены на черешок и пластинку

Жилкование листьев обычно перистое или пальчатое

Жилкование листьев обычно параллельное или дуговое

Число частей цветка чаще всего кратно 5 или 4

Число частей цветка чаще всего кратно 3

Растения обычно имеют камбий

Растения не имеют камбия

Деревья, кустарники, травы

Преимущественно травянистые растения

4, 5 1,2 1,2,3 Е

4, 5

1,2

1,2,3

Е

Семейство Лилейные

Семейство Лилейные

Семейство Лилейные 4000 видов Представители Жизненные формы Значение Признаки семейства

Семейство Лилейные

4000 видов

Представители

Жизненные формы

Значение

Признаки семейства

Спаржа Вороний глаз Гиацинт

Спаржа

Вороний глаз

Гиацинт

Определите Тип корневой системы Лист простой или сложный Жилкование листьев Стебель. Пользуясь текстом учебника раздел Отличительные признаки семейства и инструктивной картой определите признаки данного семейства и запишите в кластер. клубеньки

Определите

  • Тип корневой системы
  • Лист простой или сложный
  • Жилкование листьев
  • Стебель.

Пользуясь текстом учебника раздел Отличительные признаки семейства и инструктивной картой определите признаки данного семейства и запишите в кластер.

клубеньки

Характеристика семейства:  образуют видоизменённые побеги – луковицы, корневища и клубнелуковицы;  листья ланцетные, линейные; * О 3+3 Т 3+3 П 1 Плод – многосемянная коробочка

Характеристика семейства:

  • образуют видоизменённые побеги – луковицы, корневища и клубнелуковицы;
  • листья ланцетные, линейные;

* О 3+3 Т 3+3 П 1

Плод – многосемянная коробочка

Лилейные – очень важное семейство Пищевые растения  Ядовитые Лекарственные растения подберите к соответствующему значению растения Декоративные растения

Лилейные – очень важное семейство

Пищевые растения

Ядовитые

Лекарственные растения

подберите к соответствующему значению растения

Декоративные растения

Лук и чеснок содержат фитонциды. Фитонциды – вещества, угнетающие бактерий.

Лук и чеснок содержат фитонциды.

Фитонциды – вещества, угнетающие бактерий.

4000 видов Семейство Лилейные Представители Значение Жизненные формы Признаки семейства Лилия Чеснок Лук Спаржа Гиацинт Вороний глаз  Пищевое Ядовитые Лечебное Декоративное Травы Плод Соцветие Цветок * О 3+3 Т 3+3 П 1 Кисть Многосемянная коробочка Или ягода

4000 видов

Семейство Лилейные

Представители

Значение

Жизненные формы

Признаки семейства

Лилия

Чеснок

Лук

Спаржа

Гиацинт

Вороний глаз

Пищевое

Ядовитые

Лечебное

Декоративное

Травы

Плод

Соцветие

Цветок

* О 3+3 Т 3+3 П 1

Кисть

Многосемянная коробочка

Или ягода

Блиц- опрос

Блиц- опрос

Т Н Л Г И С О Е У У Е М К Д

Т

Н

Л

Г

И

С

О

Е

У

У

Е

М

К

Д

Какой вопрос был главным? Почему данное семейство получило название Лилейные? Каковы их общие признаки? Какие эмоции вызвал у вас урок? Какие на ваш взгляд были наиболее интересные моменты урока? Кто из одноклассников на ваш взгляд сегодня на уроке показал, что имеет солидный багаж знаний по биологии? Что из изученного на уроке вам показалось удивительным и увлекательным? Что бы еще вы хотели бы узнать по данной теме? Какие задачи нашего урока?

Какой вопрос был главным?

Почему данное семейство получило название Лилейные?

Каковы их общие признаки?

Какие эмоции вызвал у вас урок?

Какие на ваш взгляд были наиболее интересные моменты урока?

Кто из одноклассников на ваш взгляд сегодня на уроке показал, что имеет солидный багаж знаний по биологии?

Что из изученного на уроке вам показалось удивительным и увлекательным?

Что бы еще вы хотели бы узнать по данной теме?

Какие задачи нашего урока?

Домашняя работа Параграф №23 Выучить признаки семейства. Зарисовать цветок и плод тюльпана По выбору Из пластиковой бутылки или пластилина сделать цветок тюльпана

Домашняя работа

Параграф №23

Выучить признаки семейства. Зарисовать цветок и плод тюльпана

По выбору

Из пластиковой бутылки или пластилина сделать цветок тюльпана


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!