Тема урока: ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Схема 1 Здоровье человека и окружающая среда
ЗЕМЛЯ
Оболочки:
___________________
___________________
___________________
___________________
___________________
ПРИРОДА
Виды:
___________________
___________________
Факторы среды:
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
Схема-таблица 1 Факторы, влияющие на здоровье
ЧАСТЬ 1 (природные факторы) | ______________________________________________ Физическое Химическое Биологическое Радиационное | _______________________ _______________________ Магнитные бури; Атмосферные явления, Природные излучения | Генетика и биология человека; Патогенные организмы |
______________________________________________ | ______________________________________________ | _____________________________________________________________________ |
ЧАСТЬ 2 (заболевания человека) | Поражения наружных покровов | З Д О Р О В Ь Е | Ч Е Л О В Е К А | Инфекционные заболевания |
________________________________________________________ | ________________________________________________________ |
Заболевания внутренних органов и систем человека | Различные нарушения нервной системы и психики человека |
________________________________________________________ | ________________________________________________________ |
________________________________________________________ | ________________________________________________________ |
ЧАСТЬ 3 (социальные факторы) | __________________________________ | __________________________________ | __________________________________ | __________________________________ |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Таблица 1
Факторы риска1
Факторы, влияющие на здоровье | Значение для здо-ровья, примерный удельный вес (%) | Группы факторов риска |
Образ жизни | 49-53 | Курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалан-сированное, неправильное питание, злоупотребление ле-карствами; Вредные условия труда; Стрессовые ситуации (дистресс); Адинамия, гиподинамия; Плохие материально-бытовые условия; Непрочность семей, одиночество; Низкий образовательный и культурный уровень; Чрезмерно высокий уровень урбанизации. |
Генетика, биология человека | 18-22 | Предрасположенность к наследственным болезням. |
Внешняя среда, при-родно-кли-матические условия | 17-20 | Загрязнение воздуха, воды, почвы; Резкая смена атмосферных явлений; Повышенные космические, магнитные и другие излучения. |
Здраво-охранение | 8-10 | Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания. |
Выводы:
Взаимодействие человека и природы можно выразить общей схемой:
ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА,
где более выражено взаимодействие _______________________________________________
В ХХ веке возникла новая отрасль науки - ________________________________________ , учитывающая данное взаимодействие.
Факторы, укрепляющие здоровье:
____________________________________________________________________________
повышает работоспособность и сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
улучшает работу органов дыхания;
укрепляет сердечную мышцу;
нормализует обмен веществ.
____________________________________________________________________________
режим питания (улучшает работу органов пищеварения);
разнообразие питательных веществ и витаминов (обеспечивает сбалансированное поступление необходимых организму веществ);
умеренность в еде (нормализует процессы метаболизма).
____________________________________________________________________________
Таблица 2 Жизненные ресурсы организма и экология
Среда | Основные загрязнители | Влияние на здоровье человека |
Воздух | 1 | 1. Зависшие частички. | ОРЗ, рак легких. |
2. Угарный газ. | Головные боли. |
3. Свинец и другие тяжелые металлы. | Канцерогенное действие. |
4. Болезнетворные бакте-рии и вирусы. | Инфекционные заболевания, грипп, корь, дифтерия, туберкулез. |
Вода | 2 | 1. Тяжелые металлы. | Угнетают активность ферментов: умственная отсталость, врожденные уродства. |
2. Пестициды. | Заболевания печени, почек, легких, нервные нарушения. |
3. Болезнетворные бак- терии. | Сальмонеллез, сибирская язва, холера. |
Пища | 3 | 1. Нитраты. | Нарушения нормальной работы кровеносной системы. Канцерогенное действие. |
2. Болезнетворные бак- терии. | Пищевые отравления, кишечные и инфекционные заболевания. |
Производственная деятельность | 4 | | |
| |
| |
| |
| |
| |
ВИКТОРИНА
Пять “Ч” на Украине – это:
Ч___________________________________________________________________________
Ч___________________________________________________________________________
Ч___________________________________________________________________________
Ч___________________________________________________________________________
Ч___________________________________________________________________________
“Грязная дюжина” – это ___________ наименований, среди которых:
________ - канцерогены;
________ - препараты, высокотоксичные для всего живого.
Таблица 3 Влияние деятельности человека на природу
Оболочка Земли 1 | Загрязнение окружающей среды | Санитарно-гигиенические требования и нормы |
Загрязнитель | Результат | Показатели | Решение проблемы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Атмосфера | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Литосфера | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Гидросфера | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Биосфера | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Таблица 4 Здоровье человека и окружающая среда
Загрязнитель | Источник попа-дания в окру-жающую среду | Допусти-мая норма | Влияние на … |
Группа | Пример | … организм | … окружающую среду |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Аллергены | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Канцерогены | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Мутагены | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Тератогены | | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
СЛОВАРЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Адаптации – приспособления животных организмов к окружающей органической и неорганической среде (например, адаптации на уровне организма, физиологических реакций, поведения и др.).
Аллерген (от греч. аллос – другой и генос – происхождение) – вещество, вызывающее аллергию. В последнее время их число значительно возросло за счет новых химических соединений.
Аллергия (от греч. аллос и эргон – действие) – ненормальная (главным образом повышенная) реакция животного организма на определенные вещества при их повторном воздействии.
Аномалия (от греч. аномалия – ненормальность) – любое отклонение от нормы или закономерности.
Аплазия (от греч. а и плазис – образование) – врожденное отсутствие какой-либо части тела.
Биоаккумуляция (от греч. биос и лат. аккумуляцио – накопление) – накопление не разлагающихся загрязнителей в организмах высоких трофических уровней. С повышением уровня аккумуляция усиливается.
Деградация среды – ухудшение природной среды человека.
Загазованность – наличие в воздухе газообразных вредных или взрывоопасных веществ в заметном количестве.
Заражение – превышение допустимого количества вредных веществ или живых существ (бактерий, вирусов, гельминтов и др.) в среде или организме человека или животных.
Здоровье человека – объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психологического (психического) и социального комфорта (по формулировке ВОЗ).
Излучение, радиация (физич.) – испускание элементарных заряженных частиц или волн и образование их поля, передача энергии в виде электромагнитных волн.
И. ионизирующее (от лат. ион – идущий) – рентгеновские и - лучи, - и -частицы, поток протонов и нейтронов, космические лучи, вызывающие ионизацию среды, т. е. превращение нейтральных атомов и молекул в ионы. Является мутагенным фактором.
И. ультрафиолетовое (от лат.
ультра – сверх, более) - Невидимое глазом электромагнитное излучение с длиной волны от 10 до 400 нм, располагающееся в спектре между фиолетовыми и рентгеновскими лучами. Является мутагенным фактором. Обладает ионизирующим действием. Большие дозы УФ-излучения вредны для человека и животных, вызывают поражение глаз, ожоги кожи, могут способствовать образованию злокачественных опухолей.
И. фоновое – ионизирующее излучение, испускаемое природными радиоактивными веществами, содержащимися в воде и почве.
Канцероген (от лат. канцер – рак и генезис – порождение) – вещество или излучение, способствующее возникновению злокачественных опухолей. Большинство канцерогенов имеют антропогенное происхождение. Это химические и физические загрязняющие вещества, способствующие возникновению и развитию раковых заболеваний (например, полициклические ароматические углеводороды – ПАУ, бензапирен и др. химические вещества; УФ, рентгеновское и радиоактивное облучение).
Климатопатология (от греч. климатос – наклон, патос – страдание и логос) – возникновение или обострение заболеваний под влиянием неблагоприятных климатических воздействий из-за нарушения процессов приспособления организма к изменившимся условиям.
Концентрация (от новолат. – концентрацио) – сосредоточение, скопление.
К. загрязнителей (от лат. кон- с и центрум - центр) – количество загрязнителей в определенном объеме или весовой единице воздуха, воды, почвы или другой составляющей среды.
Ксенобиотик ( от греч. ксенос – чужой и биос) – любое чужеродное для организма или сообщества организмов вещество (пестициды, препараты бытовой химии и др. загрязнители), которое может вызвать нарушение нормальных биологических процессов организмов, в том числе их заболевания и гибель.
Металлы тяжелые – металлы с плотностью более 8 тыс. кг/м3 (кроме благородных и редких). Например, медь, цинк, никель, кадмий, кобальт, олово, висмут, ртуть и др. Почти все тяжелые металлы ядовиты.
Метеопатия (от греч. метеора – атмосферные и небесные явления и патос – страдание) – острая болезненная зависимость самочувствия человека от климатических явлений и состояния атмосферы.
Мутаген (от мутации и греч. генезис – происхождение) – любой фактор, вызывающий мутацию.
Мутация (от лат. мутацио – изменение) – любое изменение наследственной информации организма, записанной в молекулах НК. Это наследственные изменения в клетках, вызванные химическими соединениями – мутагенами (например, алкилсульфатами, сульфонами, эпоксидами).
Облучение – воздействие на ЖО любыми видами излучений от ИК до ионизирующих, включая космические лучи.
Оружие экологическое - любое средство, наносящее урон, снижающее работоспособность и приводящее к ухудшению здоровья, вплоть до смерти противника, через изменение среды его обитания. Может быть метеорологическим и биологическим (например, применение США во время войны во Вьетнаме гербицидов и дефолиантов, приведшее к уничтожению 12% лесов, 40% мангров и более 5% сельскохозяйственных угодий страны).
Тератогенный эффект (тератогенез) – уродства, возникающие у организмов (чаще растений) под влиянием естественных факторов среды или антропогенных факторов (загрязнения) на генетический аппарат или внешнее и внутреннее развитие.
Тератогены (от греч.
тератос – чудовище и
генос – происхождение) – вещества, которые при воздействии на организм вызывают уродства в развитии.
Токсикант (от греч. токсикон – яд) – ядовитое вещество.
Токсичность – свойство веществ вызывать отравления у человека, животных, растений и микроорганизмов.
Уровень загрязнения – абсолютная или относительная величина содержания в окружающей среде вредных веществ.
У. радиации предельно допустимый (ПДУ) – уровень радиации, обеспечивающий экологическую безопасность для здоровья человека и его генетического фонда.
Экология (от греч
. ойкос – дом, жилище и
логос – учение) –
- в классическом понимании – биоэкология (по Э. Геккелю – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой);
- в узком понимании – наука о законах жизни экосистем;
- в широком понимании – наука о биосфере планеты и положении человека и человеческого общества в ней (экология глобальная, мегаэкология).
Э. человека – 1) наука о взаимодействии человеческого общества с природой;
2) экология человеческой личности;
3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах.
Экологическая медицина2 – комплексная научная дисциплина, которая рассматривает все аспекты влияния среды, которая окружает человека, на его здоровье.
Эманация (от лат. эманацио – истечение) – в экологии и строительстве : выделение радона и других радиоактивных газов твердыми телами (например бетонами, кирпичом и другими строительными материалами). В последнее время из-за уменьшения объемов жилых помещений и улучшения их герметизации проблема эманации радона стала очень актуальной.
Эмиссия (от лат. эмиссио – выпуск) – в экологии: выпуск в окружающую среду газообразных отходов и/или тепла.
1 - из Руководства по социальной гигиене и организации здравоохранения. М., 1987,
по Б. Т. Величковскому и соавт., 1994.
2 - экологическая медицина оформилась в самостоятельную ветвь на конференции в Кливленде
(США, июнь 1986)
8