СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект по теме "Здоровье человека и окружающая среда"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте предложены задания для самостоятельного изучения материала, связанного с влиянием окружающей среды на здоровье человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме "Здоровье человека и окружающая среда"»

Тема урока: ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА


Схема 1 Здоровье человека и окружающая среда


ЗЕМЛЯ

Оболочки:

  1. ___________________

  2. ___________________

  3. ___________________

  4. ___________________

  5. ___________________













ПРИРОДА

Виды:

___________________

___________________


Факторы среды:

  1. _____________________

  2. _____________________

  3. _____________________

  4. _____________________









































Схема-таблица 1 Факторы, влияющие на здоровье


ЧАСТЬ 1

(природные факторы)

______________________________________________

Физическое

Химическое

Биологическое

Радиационное

_______________________

_______________________


Магнитные бури;

Атмосферные явления,

Природные излучения

Генетика и биология человека;

Патогенные организмы


______________________________________________

______________________________________________


_____________________________________________________________________


ЧАСТЬ 2

(заболевания человека)

Поражения

наружных покровов

З

Д

О

Р

О

В

Ь

Е


Ч

Е

Л

О

В

Е

К

А


Инфекционные заболевания

________________________________________________________

________________________________________________________

Заболевания внутренних органов и систем человека

Различные нарушения нервной системы и психики человека

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

ЧАСТЬ 3

(социальные факторы)

__________________________________


__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











Таблица 1

Факторы риска1


Факторы, влияющие на здоровье

Значение для здо-ровья, примерный удельный вес (%)

Группы факторов риска

Образ жизни

49-53

Курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалан-сированное, неправильное питание, злоупотребление ле-карствами;

Вредные условия труда;

Стрессовые ситуации (дистресс);

Адинамия, гиподинамия;

Плохие материально-бытовые условия;

Непрочность семей, одиночество;

Низкий образовательный и культурный уровень;

Чрезмерно высокий уровень урбанизации.

Генетика, биология человека

18-22

Предрасположенность к наследственным болезням.

Внешняя среда, при-родно-кли-матические условия

17-20

Загрязнение воздуха, воды, почвы;

Резкая смена атмосферных явлений;

Повышенные космические, магнитные и другие излучения.

Здраво-охранение

8-10

Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.


Выводы:


  1. Взаимодействие человека и природы можно выразить общей схемой:

ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА,

где более выражено взаимодействие _______________________________________________

  1. В ХХ веке возникла новая отрасль науки - ________________________________________ , учитывающая данное взаимодействие.

  2. Факторы, укрепляющие здоровье:

  1. ____________________________________________________________________________

  • повышает работоспособность и сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;

  • улучшает работу органов дыхания;

  • укрепляет сердечную мышцу;

  • нормализует обмен веществ.

  1. ____________________________________________________________________________

  • режим питания (улучшает работу органов пищеварения);

  • разнообразие питательных веществ и витаминов (обеспечивает сбалансированное поступление необходимых организму веществ);

  • умеренность в еде (нормализует процессы метаболизма).

  1. ____________________________________________________________________________

  • нормализует работу всех систем организма.



Таблица 2 Жизненные ресурсы организма и экология


Среда

Основные загрязнители

Влияние на здоровье человека

Воздух 1

1. Зависшие частички.

ОРЗ, рак легких.

2. Угарный газ.

Головные боли.

3. Свинец и другие

тяжелые металлы.

Канцерогенное действие.

4. Болезнетворные бакте-рии и вирусы.

Инфекционные заболевания, грипп, корь, дифтерия, туберкулез.

Вода

2

1. Тяжелые металлы.

Угнетают активность ферментов: умственная отсталость, врожденные уродства.

2. Пестициды.

Заболевания печени, почек, легких, нервные нарушения.

3. Болезнетворные бак-

терии.

Сальмонеллез, сибирская язва, холера.

Пища

3

1. Нитраты.

Нарушения нормальной работы кровеносной системы. Канцерогенное действие.

2. Болезнетворные бак-

терии.

Пищевые отравления, кишечные и инфекционные заболевания.

Производственная деятельность

4

















ВИКТОРИНА


  1. Пять “Ч” на Украине – это:

Ч___________________________________________________________________________

Ч___________________________________________________________________________

Ч___________________________________________________________________________

Ч___________________________________________________________________________

Ч___________________________________________________________________________


  1. Грязная дюжина” – это ___________ наименований, среди которых:

________ - канцерогены;

________ - препараты, высокотоксичные для всего живого.



Таблица 3 Влияние деятельности человека на природу


Оболочка Земли

1

Загрязнение окружающей среды

Санитарно-гигиенические требования и нормы

Загрязнитель

Результат

Показатели

Решение проблемы

1

2

3

4

5

Атмосфера































Литосфера































Гидросфера































Биосфера

































Таблица 4 Здоровье человека и окружающая среда


Загрязнитель

Источник попа-дания в окру-жающую среду

Допусти-мая норма

Влияние на …

Группа

Пример

организм

окружающую среду

1

2

3

4

5

6

Аллергены































Канцерогены































Мутагены


























Тератогены

































СЛОВАРЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ


Адаптации – приспособления животных организмов к окружающей органической и неорганической среде (например, адаптации на уровне организма, физиологических реакций, поведения и др.).

Аллерген (от греч. аллос – другой и генос – происхождение) – вещество, вызывающее аллергию. В последнее время их число значительно возросло за счет новых химических соединений.

Аллергия (от греч. аллос и эргон – действие) – ненормальная (главным образом повышенная) реакция животного организма на определенные вещества при их повторном воздействии.

Аномалия (от греч. аномалия – ненормальность) – любое отклонение от нормы или закономерности.

Аплазия (от греч. а и плазис – образование) – врожденное отсутствие какой-либо части тела.


Биоаккумуляция (от греч. биос и лат. аккумуляцио – накопление) – накопление не разлагающихся загрязнителей в организмах высоких трофических уровней. С повышением уровня аккумуляция усиливается.


Деградация среды – ухудшение природной среды человека.


Загазованность – наличие в воздухе газообразных вредных или взрывоопасных веществ в заметном количестве.

Заражение – превышение допустимого количества вредных веществ или живых существ (бактерий, вирусов, гельминтов и др.) в среде или организме человека или животных.

Здоровье человека – объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психологического (психического) и социального комфорта (по формулировке ВОЗ).


Излучение, радиация (физич.) – испускание элементарных заряженных частиц или волн и образование их поля, передача энергии в виде электромагнитных волн.

И. ионизирующее (от лат. ион – идущий) – рентгеновские и - лучи, - и -частицы, поток протонов и нейтронов, космические лучи, вызывающие ионизацию среды, т. е. превращение нейтральных атомов и молекул в ионы. Является мутагенным фактором.

И. ультрафиолетовое (от лат. ультра – сверх, более) - Невидимое глазом электромагнитное излучение с длиной волны от 10 до 400 нм, располагающееся в спектре между фиолетовыми и рентгеновскими лучами. Является мутагенным фактором. Обладает ионизирующим действием. Большие дозы УФ-излучения вредны для человека и животных, вызывают поражение глаз, ожоги кожи, могут способствовать образованию злокачественных опухолей.

И. фоновое – ионизирующее излучение, испускаемое природными радиоактивными веществами, содержащимися в воде и почве.


Канцероген (от лат. канцер – рак и генезис – порождение) – вещество или излучение, способствующее возникновению злокачественных опухолей. Большинство канцерогенов имеют антропогенное происхождение. Это химические и физические загрязняющие вещества, способствующие возникновению и развитию раковых заболеваний (например, полициклические ароматические углеводороды – ПАУ, бензапирен и др. химические вещества; УФ, рентгеновское и радиоактивное облучение).

Климатопатология (от греч. климатос – наклон, патос – страдание и логос) – возникновение или обострение заболеваний под влиянием неблагоприятных климатических воздействий из-за нарушения процессов приспособления организма к изменившимся условиям.

Концентрация (от новолат. – концентрацио) – сосредоточение, скопление.

К. загрязнителей (от лат. кон- с и центрум - центр) – количество загрязнителей в определенном объеме или весовой единице воздуха, воды, почвы или другой составляющей среды.

Ксенобиотик ( от греч. ксенос – чужой и биос) – любое чужеродное для организма или сообщества организмов вещество (пестициды, препараты бытовой химии и др. загрязнители), которое может вызвать нарушение нормальных биологических процессов организмов, в том числе их заболевания и гибель.


Металлы тяжелые – металлы с плотностью более 8 тыс. кг/м3 (кроме благородных и редких). Например, медь, цинк, никель, кадмий, кобальт, олово, висмут, ртуть и др. Почти все тяжелые металлы ядовиты.

Метеопатия (от греч. метеора – атмосферные и небесные явления и патос – страдание) – острая болезненная зависимость самочувствия человека от климатических явлений и состояния атмосферы.

Мутаген (от мутации и греч. генезис – происхождение) – любой фактор, вызывающий мутацию.

Мутация (от лат. мутацио – изменение) – любое изменение наследственной информации организма, записанной в молекулах НК. Это наследственные изменения в клетках, вызванные химическими соединениями – мутагенами (например, алкилсульфатами, сульфонами, эпоксидами).


Облучение – воздействие на ЖО любыми видами излучений от ИК до ионизирующих, включая космические лучи.

Оружие экологическое - любое средство, наносящее урон, снижающее работоспособность и приводящее к ухудшению здоровья, вплоть до смерти противника, через изменение среды его обитания. Может быть метеорологическим и биологическим (например, применение США во время войны во Вьетнаме гербицидов и дефолиантов, приведшее к уничтожению 12% лесов, 40% мангров и более 5% сельскохозяйственных угодий страны).


Тератогенный эффект (тератогенез) – уродства, возникающие у организмов (чаще растений) под влиянием естественных факторов среды или антропогенных факторов (загрязнения) на генетический аппарат или внешнее и внутреннее развитие.

Тератогены (от греч. тератос – чудовище и генос – происхождение) – вещества, которые при воздействии на организм вызывают уродства в развитии.

Токсикант (от греч. токсикон – яд) – ядовитое вещество.

Токсичность – свойство веществ вызывать отравления у человека, животных, растений и микроорганизмов.


Уровень загрязнения – абсолютная или относительная величина содержания в окружающей среде вредных веществ.

У. радиации предельно допустимый (ПДУ) – уровень радиации, обеспечивающий экологическую безопасность для здоровья человека и его генетического фонда.


Экология (от греч. ойкос – дом, жилище и логос – учение) –
  1. в классическом понимании – биоэкология (по Э. Геккелю – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой);
  2. в узком понимании – наука о законах жизни экосистем;
  3. в широком понимании – наука о биосфере планеты и положении человека и человеческого общества в ней (экология глобальная, мегаэкология).

Э. человека – 1) наука о взаимодействии человеческого общества с природой;

2) экология человеческой личности;

3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах.

Экологическая медицина2 – комплексная научная дисциплина, которая рассматривает все аспекты влияния среды, которая окружает человека, на его здоровье.

Эманация (от лат. эманацио – истечение) – в экологии и строительстве : выделение радона и других радиоактивных газов твердыми телами (например бетонами, кирпичом и другими строительными материалами). В последнее время из-за уменьшения объемов жилых помещений и улучшения их герметизации проблема эманации радона стала очень актуальной.

Эмиссия (от лат. эмиссио – выпуск) – в экологии: выпуск в окружающую среду газообразных отходов и/или тепла.


1 - из Руководства по социальной гигиене и организации здравоохранения. М., 1987,

по Б. Т. Величковскому и соавт., 1994.

2 - экологическая медицина оформилась в самостоятельную ветвь на конференции в Кливленде

(США, июнь 1986)


8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!