Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Правильно организованная предметно-пространственная среда может вызвать правильное формирование впечатлений, воображения, памяти и внимания.
Если анализировать опыт отечественных детских садов, то можно отметить недостаток инноваций в проектировании зданий детских садов. В некоторых городах можно встретить совмещение детского сада и начальной школы, благодаря чему, имеется возможность формирования комплексной образовательной среды, которая наиболее благоприятна для ребенка. В России отмечается сейчас активный рост проектов, посвященных развитию и модернизации развивающей предметно-пространственной среды.
Но, не смотря на возрастающую активность в развитии многих проектов, имеется целый список нерешенных проблем, одна из которых – маленькая площадь построек детских садов – небольшие группы для детей, а также маленькие игровые зоны, где ребенок даже не может, по сути, развернуться при большой численности детей. Если анализировать опыт других стран, то можно отметить довольно явные различия между развивающей предметно-пространственной средой детских учреждений.
ВОПРОС
Можно отметить опыт зарубежных стран в создании развивающей предметно-пространственной среды. Так, например, в Германии здания детских садов большие по площади, с интересными нишами, где могут играть дети, снаружи яркой цветовой гаммы и просторные внутри. В основном в детских садах Германии нет групп, как в России, группы у них называют «центрами» Есть детский сад, который выполнен практически полностью без твердых поверхностей, конечно, за исключением пола здания, часть стен здесь выполнена из мягкого материала. Необычный детский сад Die Katze находится в Вольфартсвайер, районе немецкого города Карлсруэ. Здание в виде огромной белой кошки. Построенное здание выглядит как кошка, готовящаяся к прыжку. Навостренные уши, широко распахнутые глаза-окна и хвост, выполняющий роль детской горки. Изнутри кото-здание ничем не отличается от обычного детского сада: в “лапах” расположены игровые площадки, в “животе” – кухня, столовая, лестница, раздевалка и учебная комната. На втором этаже, в “голове”, большой зал, где днем всегда светло благодаря большим круглым окнам-глазам. Вид сзади. Кошачий хвост, выполняющий роль горки.
Китайские детские сады в целом, не отличаются замысловатыми идеями, но здесь все сделано для развития детей, свободные пространства, «наполнены воздухом».
В детских садах Испании часто применяется цветное стекло, благодаря которому, лаконичный интерьер начинает играть по-новому. Там считается, что дети с самого детства должны видеть как можно больше хорошего и, особенно, как можно больше контрастных цветов, это приносит много позитивных эмоций. В городе Гранада построили цветной детский сад.
В Норвегии также замечен интересный опыт по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Там создан детский сад, который состоит из четырех объемов, которые могут между собой взаимодействовать, а также функционировать отдельно друг от друга. Внутри здания все очень мобильное, вращающиеся и передвижные стенки, с различными лазами, «окошками», тут же встроены учебные доски, т.е. занятия можно провести в любой момент, тем более, что парты также выдвигаются и складываются.
А как у нас?
В России тоже есть красивые просторные детские сады. Например, в Подмосковье построен детский сад в виде замка. Детский садик в поселке Саянский, Красноярский край, Рыбинский район. У каждой детской группы, а их восемнадцать, - отдельный вход. На первом этаже будут располагаться группы для малышей, на втором - старшие и подготовительные группы. Детский сад оборудован бассейном, спортзалом, компьютерным залом и игровыми комнатами, отдельно на каждую возрастную группу. Внешне здание похоже на сказочный замок с башнями. НО финансирование поступило не из бюджетных средств, так как это частный детский сад.
Подведя итог, отмечу, что Российские детские сады по созданию развивающей предметно-пространственной среды испытывают огромные сложности, но эти сложности можно преодолеть, как говорится, было бы желание.
Ой, да мы так всегда учили!
Перестраиваться сложно. Проще ругать перемены, приводить в пример собственный опыт, жаловаться и жалеть себя. Но перестраиваться нужно и именно там, где результат, возможно, не виден в самой ближайшей перспективе. И в этом смысле педагогика и пространство неразрывно связаны.
Как пространство меняет педагогику?
В детском саду все должно быть направлено на правильное развитие ребенка и стены тоже! Все больше педагогов стремятся обустроить пространство в саду не только в группе, но и за ее пределами: стены лестничных пролетов, холл, коридоры.
Итак, что же такое коридорная педагогика?
Коридорной (или лестничной) педагогикой принято называть систему организации предметно-развивающей среды не в главных помещениях (групповая, спальня, туалет, музыкальный и спортивный залы), а на лестничных пролетах, коридорах, холлах и прочих небольших помещениях по которым дети перемещаются по дошкольному учреждению.
Это достаточно новое название в современной педагогике, хотя на самом деле оформление холлов и стен на лестницах было всегда. Сейчас на это особенно обратили внимание и даже готовятся методические рекомендации и спецоборудование для коридорной педагогики. И это правильно! В детском саду все должно быть направлено на развитие, воспитание и обучение детей. Доказано, что пространство детской реализации, ее правильное оформление и организация влияют на показатели интеллектуального и личностного развития маленького ребенка, на его общее развитие и эмоциональное состояние. В детском дошкольном учреждении все должно способствовать правильному развитию детей и стены тоже! Объясню почему.
Первое впечатление ребенка, вошедшего в помещение, задает настрой на весь день, поэтому коридоры и холл нужно оформлять должным образом. Дети любят яркие и чистые цвета, на что и надо сделать упор, тогда настроение ребенка будет регулироваться оттенком на подсознательном уровне.
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Какие предметы интерьера, цвет стен, лестниц, картины, фотографии окружают ребёнка, во многом зависит формирование его эстетического вкуса. Если его окружают тёплые, светлые тона, правильно подобранные гармоничные цвета, то он научится видеть и ценить красивое и гармоничное в окружающем. Поэтому в нашем детском саду уделяется большое внимание оформлению не только групп и залов, но и холлов, лестничных маршей, коридоров. Чтобы они, как говорят «радовали глаз», были функциональными и отличались высокой эстетикой.
Сегодня я хочу познакомить вас с тем, как используется в нашем детском саду коридорное пространство, а именно о дизайне стен коридора своими руками. Казалось бы, дело не хитрое, но когда сталкиваешься с этой проблемой, приходится задуматься, а как правильно сделать, а какую подготовку выполнить, какие материалы подобрать. Таким образом, мы решили, что данная информация будет кому-либо полезной. В ней я представлю вашему вниманию небольшой фотообзор, уже разрисованных и оформленных стен коридора.
В коридорах первых этажей размещены стенды для родителей с необходимой информацией, которая периодически меняется и обновляется.
Мы по лесенкам шагаем - много нового узнаем
Несколько раз в день поднимаясь и спускаясь по лестнице, дети невольно закрепляют геометрические фигуры, цвета и цифры.
+ лабиринт
+ Сказки
Уважаемые коллеги, как вы уже обратили внимание, дизайн стен коридора нашего детского сада, оформлен не только эстетичным, но и полезным для развития и обучения детей.
Дети - цветы жизни, однако для того, чтобы они выросли правильно, уже с самых ранних лет нужно прививать им чувство прекрасного и основные нравственные ценности. Правильное оформление стен в детском саду - это не просто очередная возложенная инструкцией обязанность воспитателей, но еще и отличный инструмент прямого воздействия на формирующее сознание ребенка.