СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект родительского собрания по теме "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада" (средняя группа)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрытие  значения речи  во всестороннем  развитии личности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект родительского собрания по теме "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада" (средняя группа)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №5» г.Алейска

Конспект родительского собрания в средней группе

на тему: «Развитие речи детей

в условиях семьи и детского сада»  Выполнила: Тафинцева А.В.

                                                                                                               

Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

 Задачи:

1.Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

2. Проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома.

3. Способствовать развитию коммуникативных качеств детей.

4. Воспитывать культуру общения.

5. Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Предварительная работа:

 - Приглашение родителей на собрание.

-Анкета.

Организационная работа:

 -Папка передвижка с дидактическими играми по развитию речи в средне группе.


Ход собрания

 1. Вступительная часть.(Родители рассаживаются на стульчики).

 Воспитатель: Добрый вечер! Я рада встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу.

2. Основная часть.

Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

 Воспитатель: «Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой» Аристотель.

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить …»

Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2 мес. Это является физиологической нормой.

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

 - Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.(Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителе).

 - А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно. (Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т.е свойственно возрасту)

 - Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении. ( В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.)

 - Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.

(Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.)


Воспитатель: Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и сверстниками.

 Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

 Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения с взрослыми.

 Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Воспитатель: Предлагаю Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор (карточки раздаются каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.

 2. Общение ребёнка с другими детьми.

 3. Речь взрослого – образец для подражания.

 4. Развитие мелкой моторики рук.

 5. Чтение детской художественной литературы.

 6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.


 Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

 Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Воспитатель: Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям)

 • Воспитание звуковой культуры речи.

 • Формирование грамматического строя речи.

 • Обогащение словарного запаса.

 • Обучение рассказыванию, связной речи.

 • Развитие выразительности речи.

 Работа по развитию речи ребёнка в Д/с осуществляется в разных видах деятельности. На специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях, вне занятий – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.

 Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка.

Отправляясь с ребёнком на прогулку мы можем:

 - поговорить с ним о том, какая сегодня погода; какое небо, что есть на небе; есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили; в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано; какое сейчас время года;

 - в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

 - загадать загадку и найти отгадку;

- поискать приметы времени года;

 - познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

 - прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

 - поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например:

«С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.

Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

 Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.  Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!»

- Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

- Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

- Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

- Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли.

Воспитатель: Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

 - Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник?», «Какого цвета у них было ведёрко? ».

-Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказку, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.

 -Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.

 -Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.

 - Загадайте загадки по сказкам.

(Родителям предлагается отгадать загадки)

Нашла однажды мышка

 Совсем пустой домишко

 Стала жить да поживать,

 Да жильцов к себе пускать. (Теремок)

Уходя, просила мать

 Никому не открывать,

 Но открыли дети дверь!

 Обманул зубастый зверь —

 Песню мамину пропел.

 Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)

 Чтобы вырвать этот овощ,

 Не хватило деду сил.

 Но пришли ему на помощь


-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту.

 Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

Игра с родителями « Придумай сказку». 

-Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получит яблоко, продолжает сказку.

(Родители придумывают и рассказывают сказку, например, «Колобок»).

 Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

(Предложить родителям поиграть в пальчиковые игры)

«Апельсин»

 Мы делили апельсин.

 Много нас, а он один. ( сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)

 Эта долька - для ежа.

 Эта долька - для стрижа.

 Эта долька - для утят.

 Эта долька - для котят.

Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого)

 А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

 Он сердит на нас - беда;

 Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

« Дом и ворота»

 На поляне дом стоит, (Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом)

 Ну, а к дому путь закрыт. (Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)

 Мы ворота открываем,(Развернуть ладони параллельно друг другу)

 В тот домик приглашаем. (Изобразить крышу дома)

 Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)

 «Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок - цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро - быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

 «Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

Можно сделать массаж язычку:

• «покусываем язычок»,

 • «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

 • расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

 Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры(Провести с родителями игры на звукопроизношение)

Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

 «Вьюга начинается» - ребёнок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу:

«сильная вьюга» - говорит громче; по сигналу - «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкает.

 Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С-С-С».

Чистоговорки:

Вы можете и сами могут, придумывать шутливые фразы, типа:

«да-да-да - в огороде лебеда»,

«ду-ду-ду - растут яблоки в саду»,

«ша-ша-ша - принесли домой ерша»

«ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту»

«жа-жа-жа - есть иголки у ежа»

«чи-чи-чи - прилетели к нам грачи»

«жу-жу-жу - я на солнышке лежу». ну и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

 • Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

 • Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).

 • Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например, с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

 • Используйте игрушку для обучения предлогам. ( Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).

 • Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

 - Что это? (Кто это)

 -Какого цвета?

 - Что есть у зайки? (Что это у зайки)

 - Как можно назвать зайку?

 - Что можно с ним делать?

•Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

 3. Заключительная часть. Подведение итогов собрания.

Воспитатель: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен /должна…


Принятие решения собрания. Решение текущих вопросов.