СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект семинара «Использование ИКТ в дополнительном образовании»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект семинара «Использование ИКТ в дополнительном образовании»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей города Димитровграда Ульяновской области»


Абдуллина Альфия Равильевна,

педагог-организатор




Конспект семинара «Использование ИКТ в дополнительном образовании»



Цель: способствовать формированию мотивации на использование ИКТ в образовательной деятельности педагога дополнительного образования,   осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования.



Задачи: 

- мотивировать педагогов на внедрение и использование на занятиях интерактивных форм и приемов обучения;

- способствовать повышению у педагогов уровня развития профессиональной компетенции посредством интерактивных приемов и методов.

- проанализировать и определить влияние  современных  образовательных технологий на качество образования детей;

Раздаточный материал: разноцветные фигурки для деления на подгруппы, «градусник», практические материалы для педагогов.

 Формы и методы реализации: групповая форма работы, методы: наглядный, словесный и иллюстративный.

 Ожидаемые результаты:  Педагоги дополнительного образования осуществят практическое действие на основе  применения современной  образовательной технологии  как инструмента повышения качества образования.



1. Приветствие. Цели и задачи семинара. Сообщение плана работы семинара.

Мы рады приветствовать вас в стенах нашей Станции юных техников на семинар, посвященный вопросу использования  информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании. Собрались мы здесь для того, чтобы обсудить значимость информатизации образования, выявить позитивные и негативные стороны этого процесса.

2.Теоретическая часть: Что же такое ИКТ?

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Информационные технологии - использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации. Использование ИКТ - это прежде всего:

  • преобразование предметно-развивающей среды;

  • расширение возможности познания окружающего мира

  • использование новой наглядности (презентаций, слайд-шоу, видеофрагментов для изучения тех тем в образовании, с которыми дошкольники имеют определённые трудности);

  • создание новых средств передачи информации для развития детей.

В своей работе педагог может использовать следующие средства ИКТ:

  • Компьютер (ноутбук)

  • Мультимедийный проектор (презентации, мультфильмы)

  • Принтер, сканер, копир

  • Видеомагнитофон, DVD плейер

  • Телевизор

  • Музыкальный центр(для прослушивания музыки, аудиосказок)

  • Фотоаппарат

  • Мобильный телефон (фото, интернет, диктофон)

  • Видеокамера

  • Электронные доски

Данные средства ИКТ выполняют следующие функции:

  1.  Источник информации - подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов,  знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья,  и т.п.

  2. Средство подготовки различных материалов - создание презентаций в программе PowerPoint, демонстрационного материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-передвижек.

  3. Хранение материалов  - нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п.



Использование ИКТ в организации воспитательно-образовательного процесса

Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Используется текстовый редактор, составляется и оформляются воспитательно-образовательные, календарные и перспективные планы - это наиболее удобный, быстрый и современный способ. С помощью программы Power Point, создаются презентационные материалы при подготовке к непосредственно-образовательной деятельности. С помощью видеокамеры создаются ролики. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно- образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование используется в работе с детьми, соблюдая требования СанПин. Физминутки и комплексы упражнений для глаз в конце непосредственно-образовательной деятельности, обязательно проветривание помещения до и после занятия.

Использование компьютерных технологий помогает в работе:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

  • формировать информационную культуру у детей;

  • активизировать познавательный интерес;

  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Таким образом, преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

• позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;

• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

• при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;

• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.)



Использование ИКТ в процессе организации методической работы



Единая система использования информационных компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, с участием детей, родителей, педагогов и сообществ.

Цель методической работы – научить коллег оценивать уровень интеграции своей педагогической деятельности в информационную образовательную среду, анализировать возможности информационной образовательной среды нашего учреждения, выбирать и использовать инструменты ИКТ, электронные образовательные ресурсы в соответствии задачами своей профессиональной педагогической деятельности.

 

Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями



Использование мультимедийных презентаций при проведении родительских собраний, оформление родительского уголка. Наличие у Станции юных техников собственного сайта предоставляет возможность нашим родителям получать оперативную информацию о жизни учреждения. Общение  с родителями по электронной почте, в смс - дискуссиях, по мобильному телефону.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно использовать их в работе, родителями, коллегами - всеми участниками образовательного процесса. Но вместе с тем, необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения.

В современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии – хороший помощник в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.



Применение информационно-компьютерных технологий в УДОД:

-  способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;

-  способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;

- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности  всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей.

Таким образом, использование ИКТ позволяет вывести дополнительное учреждение  на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образования, соответствующее современным государственным образовательным стандартам.



III. Практическая часть

Сейчас проведём анкетирование на определение уровня информационно-коммуникационной культуры. В тесте Вам предлагается ответить на 9 вопросов. За каждый положительный ответ 1 балл, за каждый отрицательный - 0 баллов.

Анкета

«ИКТ-компетентность педагога дополнительного образования»



  1. Какие программы Вы используете в своей педагогической практике:

- Microsoft Word

- Microsoft Power Point

- Microsoft Excel

- Microsoft Acces

- другие: ____________________________________________________________

2. Какие средства ИКТ применяете на учебном занятии:

- Электронные учебники, тренажеры, лаборатории, обучающие программы, энциклопедии)

- образовательные ресурсы сети Интернет

- мультимедийный конспект-презентация.

3. Какие технические средства Вы используете на занятиях?

- компьютер

- проектор

- интерактивная доска

- сканер

- принтер

- веб-камера

- другое: _________________________________________________________________



4. Пользуетесь ли Вы электронной почтой?



5. Есть ли у Вас сайт?



6. Зарегистрированы ли Вы в каком-либо профессиональном сообществе?



7. Участвуете ли Вы или ваши воспитанники в интернет-конкурсах?



8. Какие затруднения возникают у Вас при применении ИКТ в своей профессиональной деятельности? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



9. Какие программы хотелось бы освоить, чему научиться?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Подсчитайте общее количество баллов . 5-10 баллов - Вы владеете первичными знаниями в компьютерной сфере. Если вы хотите добиться успеха, стоит уделить больше внимания ПК. 11 - 18 баллов с простейшими программами Вы работать умеете. Этого уровня владения ПК уже недостаточно. 19- 21 балл Вы не заблудитесь во Всемирной Паутине и сможете пользоваться Интернетом для достижения цели без проблем. Ваши знания о компьютере помогут Вам выполнить практически любую задачу.

Благодарим за сотрудничество

Продолжим работу семинара. Из состава участников семинара сформируем творческие группы и проведём дискуссию по теме семинара:

  • оптимисты - отмечают положительные моменты использования ИКТ

  • пессимисты - отмечают недостатки использования ИКТ

  • реалисты-аналитики - делают необходимые выводы по обсуждаемой проблеме.

1 группа:

Компьютер-помощник умело организует досуг детей, позволяет выбрать не только нужный интеллектуальный уровень, но и бесконечно терпелив к ошибкам, не устает от глупостей, развивает сообразительность, учит мыслить логически, формирует способность быстро перебирать варианты. Благодаря ИКТ появилась новая технология - метод проектов, дети стали больше приобщаться к исследовательской деятельности. Проект предоставляет возможность для самовыражения, самостоятельного моделирования, экспериментирования, систематизации приобретенных знаний, позволяет аргументировано отстаивать свои идеи. Аналитико-прогностическая функция, выполняемая педагогами, также подразумевает использование ИКТ для изучения индивидуальных особенностей воспитанников.

2 группа:

Недостатком использования средств ИКТ является сокращение практики социального взаимодействия и общения. Чрезмерное использование ИКТ негативно влияет на здоровье детей. Вызывает обеспокоенность появление Интернет-зависимости детей, опасности веб-сайтов с деструктивным содержанием, сетевых игр с элементами насилия. Дети стали мало читать, так как ИКТ занимают много их времени. Компьютер не заменит живого общения, театров, книг, уменьшается время для увлечений по интересам.

ИКТ обеспечивают легкость получения разнообразной информации, что не способствует самостоятельной выработке новых знаний, развитию мышления. Использование ИКТ снижает роль эмоциональных средств общения, уменьшается практика диалогического общения.

3 группа:

Использование ИКТ очень перспективно, но в тоже время порождает много проблем. Необходимо выработать план действий в работе с ИКТ.

Сферы возможного применения ИКТ в деятельности педагогов:

  • Организация воспитательной работы в ТО: оформление документации (план воспитательной работы в ТО), создание базы данных о воспитанниках, сценарии, презентации достижений ТО;

  • Работа с родителями: проведение родительских собраний с использованием мультимедийного оборудования, подготовка рекомендаций по вопросам воспитания для родителей, педагогов;

  • Социально-психологическое направление деятельности: использование компьютерных психологических диагностик, обработка результатов диагностического изучения;

  • Сопровождение педагогических советов, конференций компьютерными презентациями, отчетами о деятельности отделов;

  • Поиск информации к беседам, тренингам, мероприятиям с помощью ресурсов сети Интернет.

IV. Рефлексия

 Методист предлагает оценить работу семинара .

Перед вами "градусник" выберите температуру своей группы по шкале, по которой определяется значение семинара:

34- бесполезно, бесперспективно, безразлично.

36,6- нужно, полезно, интересно, необходимо.

38- страшно, сложно, неинтересно, обременительно

V. Итог семинара

Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать учебно-воспитательный процесс. Необходимо признать целесообразность применения информационно-коммуникационных технологий , продолжить работу по совершенствованию форм и методов работы с ними. Повышать квалификацию педагогов по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Игра “Аплодисменты по кругу”



Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру.

















Литература

1.  Андреев, А.А. Современные телекоммуникационные системы в образовании / Педагогическая информатика.- 2005.- № 1. 55 - 63 с.

2. Афанасьев, К.Е. Подготовка учителей школ к использованию ИКТ на уроках /Открытое и дистанционное образование. - 2004. - № 3. – 10 - 12 с.

3 . Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006.


4. Щуркова Н.Е.. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество России, 2002, – 224 с.


5. Хуторской А.В. Статья “Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций”. // Интернет– журнал "Эйдос".