СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект Тема «Что такое корень слова. Однокоренные слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  Тема «Что такое корень слова. Однокоренные слова»

 

Цели: 

1) познакомить детей с понятиями «корень», «однокоренные слова»;

2) научить детей находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект Тема «Что такое корень слова. Однокоренные слова»»

Конспект № 5. Тема «Что такое корень слова. Однокоренные слова»


Цели: 

1) познакомить детей с понятиями «корень», «однокоренные слова»;

2) научить детей находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.

Задачи:

1)научить детей подбирать однокоренные слова, образовывать от корня новые слова, правильно выделять корень слова; проверять безударную гласную в корне слов, повторить одушевленные и неодушевленные существительные;

2) развитие мышления, памяти;

4) воспитание культуры учебного труда, навыков сотрудничества;

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, карточки, учебник.


Ход урока


1. Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой.

Педагог:

Солнышко, заглянуло к нам в окошечко. Нас оно торопит, чтоб мы новые знания скорее получили.

Разминка:

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Приготовьте пальчики!
Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!

2. Актуализация знаний.

Дети записывают под диктовку слова: добрый, красивый, игривый, веселый. С помощью словаря нужно подобрать синонимы к этим словам.

Дети проверяют друг друга.

3. Стадия вызова

1) Прием «Корзина идей».

На доске слова: весна, весенний, ровесник.

- Что общего у этих слов?

2) Ребята, как вы думаете, а могут ли у слов, как у людей быть родственники? Те, кто считают, что да - поднимают руку, кто считает, что нет - не поднимают. После этого дети объединяются в группы. Каждая группа должна доказать, почему они думают, что у слов нет родственников и почему есть .

Работа в группах. Обсуждение.

Все дети должны прийти к выводу, что у слов могут быть родственники.

-Как думаете, что станет темой нашего урока?

- Родственные слова. Корень слова.

- Предположите, чему мы должны научиться на уроке?
- Предположим, научиться подбирать однокоренные слова и выделять в них корень.
-Как по-другому можно назвать эти слова? (однокоренные).

4. Осмысление.

Запись темы.

1) Прием «Бортовой журнал».

- Давайте запишем то, что мы уже знаем по теме. Обсудите в группах по 4 человека. Время 1-2 минуты.

2) Слушание сказки «Два корня».

Эта история произошла в стране под названием «Грамматика» в городе “Морфология”. Однажды днём встретились два корня: корень дерева и корень слова.

- Добрый день, - говорит один, - я корень, а ты кто?
- Я тоже корень, - отвечает другой.

- Как так, этого не может быть, корень - это я.

- Нет, корень - это я.

- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где?

- А я в словах. - ответил второй.

-Не обманывай меня, корень в словах жить не может. От тебя же ничего не может вырасти.

- Как так не может вырасти, от меня слова новые растут.

- Не верю, покажи мне на примере.

Педагог: "Давайте поможем корню слова доказать, что от слов растут новые слова.

3) Слайд вырастим слова от корня ДОМ . Что общего у этих слов? 

(У этих слов есть общая часть дом, значение всех слов связано с домом.)
Как мы называем такие слова? (однокоренные)
Почему? (Слова, имеют общую часть – корень и близки по значению.)

3) Самостоятельная работа в тетрадь записываем слова и выделяем корень с комментированием. От какого слова образовались все слова?

Делаем вывод: корень-главная часть слова, в нем заключается смысл слова. От корня можно образовать родственные слова.

4) Слушанье сказки до конца.
- Спасибо, сказал корено дерева, теперь я знаю, что от тебя тоже могут вырастать новые слова.

- Ребята, а какой урок вы извлекли из этой сказки? Обсудите в паре.
5) Зрительная гимнастика.

6) Слайд. Списываем только родственные слова, выделяем корень.

Проверка. Оцените себя на полях при помощи оценочной линии. Самооценка
7) Работа в четверках по карточкам.

-  Необходимо из корня образовать новые слова.
- гриб--трав-
-сад--рыб-
-нос--двор-
-час-

8) Вывод дети оформляют в виде кластера.
9) Слайд «Третий лишний». Подчеркнуть слова, не являющиеся родственными. 
10) Работа с учебником.

5. Рефлексия.

– Какое важное открытие сделали на уроке?
- Кому было трудно? Кому легко?
-Кто может себя похвалить?

- Составление синквейна на тему «Корень слова». Фротальная работа.

5. Подведение итогов. Запись домашнего задания.