Конспект № 5. Тема «Что такое корень слова. Однокоренные слова»
Цели:
1) познакомить детей с понятиями «корень», «однокоренные слова»;
2) научить детей находить в словах корень, образовывать однокоренные слова.
Задачи:
1)научить детей подбирать однокоренные слова, образовывать от корня новые слова, правильно выделять корень слова; проверять безударную гласную в корне слов, повторить одушевленные и неодушевленные существительные;
2) развитие мышления, памяти;
4) воспитание культуры учебного труда, навыков сотрудничества;
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, карточки, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой.
Педагог:
Солнышко, заглянуло к нам в окошечко. Нас оно торопит, чтоб мы новые знания скорее получили.
Разминка:
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Приготовьте пальчики!
Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
2. Актуализация знаний.
Дети записывают под диктовку слова: добрый, красивый, игривый, веселый. С помощью словаря нужно подобрать синонимы к этим словам.
Дети проверяют друг друга.
3. Стадия вызова
1) Прием «Корзина идей».
На доске слова: весна, весенний, ровесник.
- Что общего у этих слов?
2) Ребята, как вы думаете, а могут ли у слов, как у людей быть родственники? Те, кто считают, что да - поднимают руку, кто считает, что нет - не поднимают. После этого дети объединяются в группы. Каждая группа должна доказать, почему они думают, что у слов нет родственников и почему есть .
Работа в группах. Обсуждение.
Все дети должны прийти к выводу, что у слов могут быть родственники.
-Как думаете, что станет темой нашего урока?
- Родственные слова. Корень слова.
- Предположите, чему мы должны научиться на уроке?
- Предположим, научиться подбирать однокоренные слова и выделять в них корень.
-Как по-другому можно назвать эти слова? (однокоренные).
4. Осмысление.
Запись темы.
1) Прием «Бортовой журнал».
- Давайте запишем то, что мы уже знаем по теме. Обсудите в группах по 4 человека. Время 1-2 минуты.
2) Слушание сказки «Два корня».
Эта история произошла в стране под названием «Грамматика» в городе “Морфология”. Однажды днём встретились два корня: корень дерева и корень слова.
- Добрый день, - говорит один, - я корень, а ты кто?
- Я тоже корень, - отвечает другой.
- Как так, этого не может быть, корень - это я.
- Нет, корень - это я.
- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где?
- А я в словах. - ответил второй.
-Не обманывай меня, корень в словах жить не может. От тебя же ничего не может вырасти.
- Как так не может вырасти, от меня слова новые растут.
- Не верю, покажи мне на примере.
Педагог: "Давайте поможем корню слова доказать, что от слов растут новые слова.
3) Слайд вырастим слова от корня ДОМ . Что общего у этих слов?
(У этих слов есть общая часть дом, значение всех слов связано с домом.)
Как мы называем такие слова? (однокоренные)
Почему? (Слова, имеют общую часть – корень и близки по значению.)
3) Самостоятельная работа в тетрадь записываем слова и выделяем корень с комментированием. От какого слова образовались все слова?
Делаем вывод: корень-главная часть слова, в нем заключается смысл слова. От корня можно образовать родственные слова.
4) Слушанье сказки до конца.
- Спасибо, сказал корено дерева, теперь я знаю, что от тебя тоже могут вырастать новые слова.
- Ребята, а какой урок вы извлекли из этой сказки? Обсудите в паре.
5) Зрительная гимнастика.
6) Слайд. Списываем только родственные слова, выделяем корень.
Проверка. Оцените себя на полях при помощи оценочной линии. Самооценка
7) Работа в четверках по карточкам.
- Необходимо из корня образовать новые слова.
- гриб--трав-
-сад--рыб-
-нос--двор-
-час-
8) Вывод дети оформляют в виде кластера.
9) Слайд «Третий лишний». Подчеркнуть слова, не являющиеся родственными.
10) Работа с учебником.
5. Рефлексия.
– Какое важное открытие сделали на уроке?
- Кому было трудно? Кому легко?
-Кто может себя похвалить?
- Составление синквейна на тему «Корень слова». Фротальная работа.
5. Подведение итогов. Запись домашнего задания.