Тема: Что такое корень слова? Цели: научиться находить корень в слове; формулировать собственную позицию и умение отстаивать своё мнение; подбирать и образовывать однокоренные слова; обогащение словарного запаса детей посредством изучения нового материала; прививать бережное отношение к родному языку. Ход урока: 1. Орг. момент. Сообщение темы урока. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять». 2.Актуализация знаний: Ответ на проблемный вопрос – родня ли гусеница гусёнку? Докажите своё мнение, опираясь на лексическое значение слова. 3. Самоопределение к деятельности. Мин. чистописания. На доске: Вб, бв; Дайте характеристику звуков б, в. Проворонила ворона воронёнка. Какие орфограммы знаете? Назовите однокоренные слова. 4. Работа по теме урока. Сообщение цели урока. Сказка. Жил-был много тысяч лет назад корень ЛЕТ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А корень им и говорит: - Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево. Посадили люди корень ЛЕТ, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом – второй, третий… Много ростков появилось от корня ЛЕТ. Все они на корень похожи, но и своё в в каждом есть. Вот какое дерево выросло. Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них одна общая часть – ЛЕТ. И решили тогда люди общую часть родственных слов назвать корнем. И правильно решили: от неё, как от корня дерева образуются новые, родственные слова. - Что же такое корень? Корень – это общая часть родственных слов. а) групповая работа: - Сегодня мы собираем семью слов с корнем – лёт-(групповая работа, полученные слова записать в тетрадь), б) поэтическая страничка: -Прочитайте стихотворение, выпишите однокоренные слова (индивидуальная работа); в) работа по учебнику – вывод о корне слова с.74. 5. Физкультминутка. Вывод: В корне заключён смысл слова. Это главная часть слова. От неё «растут» другие слова. 6. Закрепление. Работа в парах Расскажите, как нужно работать в паре, вспомним правила работы в паре. - Какой корень посадили здесь? (рыба, трава, корм, поле, сила) Запишите, работая в паре, семью родственных слов с одним корнем из этих слов. Проверка – назовите лишнее слово. А) Сделайте выводы: • Что такое корень? • Какова роль корня в слове? • Как выделить в слове корень? Б) Развитие речи: Игра «Составь предложение с однокоренными словами». 7. Рефлексия. - Молодцы ребята, а теперь представьте что вы отправляетесь в путешествие, а чтобы начать маршрут вам нужно придумать однокоренные слова к словам ( грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник). - Какие выводы об окружающем мире можно сделать, если подумаете над лексическим значением этих слов. 8. Итог урока. Сегодня мы с вами познакомились с новой темой «Корень слова» и учились подбирать однокоренные слова. Теперь я знаю что: Корень это – В корне заключено – 10. Задание на дом:с.74 правило, №132. |