СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое корень слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое корень слова" с применением ЭОР.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Что такое корень слова"»

Конспект урока русского языка во 2 классе.

(к УМК В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого)


Тема. Что такое корень слова?

Что такое однокоренные слова?


Цели: познакомить с понятиями корень, однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, плакат с изображением дерева, карточки со словами.

Тип урока: знакомство с новым материалом.


Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

Орфографическая минутка.


-Запишите слово по лексическому значению.

Дерево с дрожащими листочками. ( Осина. )

Дерево с белым стволом. ( Берёза. )

Изображение чего-либо при помощи красок или карандашей. ( Рисунок.) Приспособление для вскапывания земли. (Лопата. )

Движение воздуха. ( Ветер. )

А как сказать, чтобы он был лёгким? (Ветерок. )

- В каком слове все согласные звонкие? (Берёза)

-Какое слово начинается с гласной? (Осина)

-В каком слове согласных больше, чем гласных? (Рисунок)

-В каком слове ударный первый слог? (Ветер)

-Что вы можете сказать о словах ВЕТЕР и ВЕТЕРОК? (родственные)

-Какие 2 признака родственных слов вы знаете?


3. Самоопределение к деятельности.

-На доске записаны слова.

ЧАСОВЩИК, ЧАСТО, ЧАСЫ, ЧАСИКИ, ЧАСОВОЙ.

ГОРА, ГОРКА, ГОРЕВАТЬ ,ГОРИСТЫЙ.

-Какое слово лишнее в каждой строке? Почему?

-Выпишите только родственные слова.

-Какая часть у них общая? (час-, гор-)

-Выделите общую часть родственных слов.

-Кто-нибудь знает, как она называется?

-Это мы сегодня и узнаем.


4. Работа по теме урока.

а). На доске иллюстрации нескольких растений. Четко видно части каждого из них. В том числе и корень.

- Рассмотрите иллюстрации. Как одним словом назвать то, что вы видите? (Растения).

- Чем они отличаются?

- Что у них общего?

- С чего начинается рост каждого растения? (С ростка, который идет от корня.)

- Правильно! Молодцы!

- Значит корень – это общая часть всех растений. У родственных слов тоже есть общая часть. Как же она называется? (Корень).

б). Прочтите на с.61 тему урока.

Упр.№ 84, с. 61.

-Почему так написаны слова? ( дом-, слон- - это одинаковая часть в словах)

-Докажите, что в первой группе слова родственные.

-Докажите, что во второй группе слова тоже родственные.

-Спишите родственные слова. Обозначьте общую часть.

в).Прочитайте самостоятельно правило и скажите, как называется общая часть родственных слов? (Корень.)

-Почему КОРЕНЬ - главная часть родственных слов. ( В ней заключен общий смысл родственных слов. )

-Ребята, а вы не задумались над самим словом «корень»? Почему выбрали именно это слово для названия общей части всех родственных слов?

(Выслушиваются предположения детей).

-Молодцы. Давайте посмотрим на экран. Следующий сюжет поможет нам разобраться в этом вопросе.


Используется ЭОР №1. Анимация. Корень дерева и корень слов (N 193376)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e2d81ff-5ce4-4104-a385-b2ac3e6f529e/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BMA_001%5D.swf


После просмотра:

-Кто же мне ответит, почему именно «корень»?

( Как от корня дерева растут все его части, так и от корня слова образовываются новые слова.)

Прочитаем все слова, образовавшиеся от корня –ход.

(Выход, ходики, походы, заходить, ходули, восход, проходящий, переход.)

-Видите, ребята, как много новых слов получилось!

-Что у них общего? (Общий корень и общее лексическое значение).

-Как же по другому называются родственные слова? (Однокоренные).

На доске плакат с изображением дерева, в корне дерева слово ЛЕС .

На второй половине доски карточки со словами ЛЕСОК, ЛЕСНИК, ЛЕСОВИК, ЛЕСТЬ,ЛЕСНАЯ, перелесок, лестница.

-Скажите, какие из них являются однокоренными к слову ЛЕС?

-Почему? Прикрепите магнитом к нашему волшебному дереву однокоренные слова.


5. Физминутка.

6. Закрепление изученного материала.

-На с 135 есть словарь однокоренных слов. Откройте её. Можете им пользоваться.

-Упр. № 86.

-Напишите пары слов. Выделите корень.


Используется №2. ЭОР Интерактивное задание. Кто прав? (N 193397) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff72199-3805-433f-8b5b-c4c9e4063572/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_005%5D.swf

Учащиеся определяют, кто из сказочных героев выполнил задание правильно. Выставляют отметку «5».


8. Итог урока. Рефлексия.

-А теперь пришло время оценить свою работу на уроке.

-Что такое КОРЕНЬ?

-Назовите синоним к слову РОДСТВЕННЫЕ. ( Однокоренные.)

-Кто может сказать, что уже понял, что такое корень слова? Поднимите зеленый кружок.

-Кому еще нужно время, чтобы разобраться в этой теме? Поднимите красный кружок.




9. Д/з.

Правило, с 62, №88. Подобрать еще 2 однокоренных слова к слову ЛИСТ, выделить корень.






Приложение.

ЭОР №1 Анимация. Корень дерева и корень слов (N 193376)





















ЭОР №2 Интерактивное задание. Кто прав? (N 193397)