Актуализация знаний: Формирование умения воспроизводить информацию прошлого урока. | Формировать интерес к предмету «Математика» Сформировать навыки учебного труда: понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе Сформировать умения и навыки практического характера: проведение учебно-практических работ Развивать вычислительные навыки | Словесный (беседа) Практический (выполнение игры) Практический (работа по листам самооценки) Словесный (беседа) Наглядный (работа со слайдом презентации) Практический (выполнение задания на карточках - схемах) Словесный (беседа) Практический (выполнение математического диктанта) | Для того, что бы приступить к работе, предлагаю провести небольшую разминку для вашей памяти: 6 Х6 : 9+28 : 8 Х 5 : 10 Х 1+ 46 : 6= … (6) 13 + 29 : 6 Х 7 +14 : 9 Х 3 +39 : 10 … (6) 90 :9 :2 Х 7 + 28 :7 Х6 – 26 : 4 = … (7) Обратите внимание на слайд: В парах выполните следующие задания: 1)Запишите названия всех треугольников, имеющих общую вершину - точку А. 2)Запишите названия всех треугольников, имеющих общую сторону - отрезок АМ. 3)В карточку - схему напишите названия четырёхугольников. Приступаем к работе! Проверим, что же у вас получилось: Общая вершина - точка А: ABK, ABM, ABN, ABD. Общая сторона - отрезок АМ: ADN, ADM, ADK, ACN, AKM, ABC. Четырёхугольники: ACND, ABND, KMNC, DKNC. Молодцы, оцените выполненное задание в листе самооценивания Проведём математический диктант: Увеличьте 6 в 5 раз (30) Найдите частное чисел 56 и 8 (7) Уменьшите 81 в 9 раз (9) Какое число разделили на 8 и получили 4 (32)? На сколько нужно умножить 6 , чтобы получилось 24 (на 4)? Сколько раз по 4 содержится в числе 24(6)? Какое число умножили на 1 и получили 15(15)? Разделите 72 на 8 (9) Ноль умножили на какое-то число и получили ноль.На какое число умножили(на любое)? Верно, оцените выполненное вами задание. | Формулируют ответы на вопросы Отвечают на поставленные вопросы, используя ранее полученные знания Выполняют работу на карточках - схемах Включаются в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками Работают с раздаточным материалом | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Парная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | Слайд презентации Критерии оценки Слайд презентации Слайд презентации Слайд презентации Критерии оценки | Внешний контроль (наблюдение) Самоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Взаимоконтроль Взаимоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Самоконтроль | Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи Формировать умение оценивать правильность выполнения действий Закрепить умение решать задачи изученных видов Выполнять арифметические действия Закрепить умение решать задачи изученных видов | Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем Контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения Поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом Договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий | Формировать учебно-познавательный интерес к предмету Воспитывать способность к самооценке Формировать личностный смысл учения Формировать умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении Формировать интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики |
Целеполагание; постановка учебной задачи: Умение формулировать тему и цель урока. | Развивать вычислительные навыки Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли | Наглядный (работа с примерами) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Практический (выявление темы, цели и задач урока) Практический (составление плана) Словесный (беседа) | Предлагаю решить следующие примеры и обобщить полученные знания: 7 : 1 (b:1=а) 5· 1 (b· 1=а) 3 : 3 (b : b = 1) 9 · 0 (b · 0 = 0) 0 : 4 =? Сколько получится в последнем примере? Как узнали? Деление связано с умножением. На какое число надо умножить 7, чтобы получить 0 (на 0)? Верно. Решали ли мы с вами такие примеры раньше? Что особенного в этом примере (ноль делят на число)? Вызвало ли у вас это затруднения? Ребята, значит, какая тема нашего сегодняшнего урока (деление нуля на число)? Всё верно, а цель (познакомится с делением нуля на число)? Исходя из цели урока, какие мы можем поставить перед собой задачи (рассмотреть примеры деления на ноль, разобрать примеры деления на ноль.)? Для того, что бы урок прошёл более продуктивно, что необходимо сделать (составить план урока)? В группах попробуйте составить план урока, далее проверим, что у вас получилось: 1)Рассмотреть и проанализировать примеры деления на ноль; 2)Сделать выводы; 3)Сравнить с учебником; 4)Применить полученные знания на практике; | Включаются в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками Формулируют ответы на вопросы Анализируют проблемную ситуацию Формулируют тему и цель урока Намечают план | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Групповая | Слайд презентации План урока План урока | Самоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Внешний контроль (наблюдение) Взаимоконтроль | Систематизировать знания учащихся о приемах умножения и деления нуля на число Формировать умение оценивать правильность выполнения действий Раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления Выполнять арифметические действия | Выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками Обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения Описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи | Формировать интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики Элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу |
Открытие новых знаний: Построение нового способа действий, формирование умения его применять при решении новой задачи. | Сформировать навыки учебного труда: понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда Закреплять переместительное свойство умножения, взаимосвязь умножения и деления | Наглядный (работа со слайдом презентации) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Практическая (работа по листам самооценки) Словесный (беседа) Наглядный (работа по учебнику) Словесный (беседа) Практическая (работа по листам самооценки) | Обратите внимание на пример: 7 · 0 = 0 Вспомните, что вы знаете про ноль. Мы ноль делили на разные числа, и всегда получали ноль: (b · 0 = 0) (b :0 =0) Поэтому, если произведение 0 разделить на b (при этом b - не равно 0), то получим ноль. Итак, ребята, какой пункт плана мы выполнили (1 пункт плана, рассмотрели и проанализировали примеры деления на ноль)? Теперь, вместо чисел 0 : 7 =0 запишем в выражение букву латинского алфавита и попробуем сделать вывод: (0 :b= 0) Слово «ноль» возникло от латинского nullum – ничто. Как ни странно, «ничто» - важная цифра. Казалось бы пустота, воздух, а какая сила! От нуля можно ожидать всяких фокусов. Ещё один фокус мы с вами открыли. Какой пункт плана выполнили (2 пункт плана, сделали вывод)? Верно, молодцы! Оцените свою деятельность с помощью листов самооценивания. Физкультминутка Итак, пришло время сравнить наши выводы с учебником. Открываем учебник на странице 85, и смотрим на текст под красной чертой. Прочитаем, что написано. Верно ли оказались наше умозаключение? Какой пункт плана выполнен (3 пункт плана, сверили выводы с учебником)? Обратите внимание на задание под №1; Что необходимо сделать (решить с устным объяснением)? Верно, попробуем решить данные примеры, попутно объясняя их: Почему в примерах 0 · 4 и 4 · 0 ответ равен 0? Объясните. Почему в примерах 0 : 4 и 0 : 8 ответ равен 0? Объясните. Молодцы, отметьте следующий пункт на листах самооценки. Критерии оценивания на доске. поэтому если произведение 0 разделить на b то получим 0.Например 0:8=0 ,так как 0х8=0 ,0:3=0,так как 0х3=0 Посмотрите, когда его прибавляют, он не изменяет число, а когда умножают, | Анализируют проблемную ситуацию Включаются в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками Проводят сравнение и решают пример анализируя действия Формулируют ответы на вопросы Находят информацию в учебнике | Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | Слайд презентации План урока Слайд презентации План урока Учебник "Математика. 3 класс", 1 часть авторов М.И.Моро и др. Учебник "Математика. 3 класс", 1 часть авторов М.И.Моро и др. Критерии оценивания | Внешний контроль (наблюдение) Взаимоконтроль Самоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Взаимоконтроль Самоконтроль | Закрепить умение решать примеры деления нуля на число Раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления Закрепить умение решать примеры на умножение на 1 и на 0 Систематизировать знания учащихся о приемах умножения и деления нуля на число Формировать умение оценивать правильность выполнения действий | Строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах Анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами | Формировать интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики Элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу Воспитывать способность к самооценке |
Применение новых знаний: Умение работать с новым материалом. | Развивать вычислительные навыки Сформировать умения и навыки учебно-познавательного характера: сознательное и активное слушание объяснений преподавателя Тренировать способность решать задачи с использованием таблицы умножения Формировать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) | Словесный (беседа) Практический (выполнения задания, работа с учебником) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Практический (выполнение задания, решение задачи) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Наглядный (работа по схеме чертежа) Практический (выполнение задания, решение задачи) Словесный (беседа) Практический (выполнение задания, решение примеров) | Выполним задание под №2: Закончите вывод и приведите свои примеры: При делении нуля на любое другое число, не равное нулю, получается ... НОЛЬ (0 : 8 =0, 0 : 76 = 0, 0 : 81 = 0, 0 :12 = 0). Молодцы, отметьте следующий пункт на листах самооценки. Выполним задачу под №3: У Юры 3 монеты по ... р. и ещё ... р. Сколько всего денег у Юры? Дополни условие и реши задачу. Итак, сколько монет было у Юры по ... р. (3)? Сколько осталось ещё рублей (... р.)? Нас просят дополнить условие задачи. Какое условие задачи мы можем дополнить (каких рублей было 3 монеты)? Верно, какие рубли мы можем взять (2 рубля, 5 рублей, 10 рублей)? Возьмём с вами 5 рублей. Итак, какое ещё условие мы можем добавить (сколько рублей осталось)? Правильно, значит, какое количество оставшихся рублей мы можем взять (например, 12)? Мы можем ответить сразу на вопрос задачи (нет)? Почему (не знаем, какое количество было 5-ти рублёвых монет)? Сколько будет действий (2)? Значит, какое будет первое действие (умножение)? Что мы найдём (количество 5-ти рублёвых монет)? Какое второе действие (сложение)? Что найдём (сколько было всего денег у Юры)? Теперь, один ученик выходит к доске, другие решают в тетради. Далее, проверим, у всех ли правильно получилось: 1.) 5 · 3 = 15 (руб.) - было монет 2.) 15 + 12 = 27 (руб.) - было всего монет у Юры Ответ: 27 рублей Выполним задание под №5: На рынок привезли 48 кг. слив в ящиках, по 8 кг. в каждом , и столько же ящиков груш , по 9 кг. Сколько килограммов груш привезли? Сколько в ящиках на рынок привезли кг. слив всего (48 кг.)? Сколько кг. слив было в каждом ящике (8 кг.)? Сколько привезли кг. груш в каждом ящике (9 кг.)? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи (нет)? Почему (не знаем, сколько ящиков было со сливами)? Значит, сколько получилось действий (2 действия)? Какое первое действие (деление)? Что мы найдём (сколько было ящиков со сливами)? Какое второе действие (умножение)? Что найдём (сколько килограммов груш привезли)? | Масса 1 ящика | Кол-во ящиков | Общая (м)ящиков | СЛИВЫ | 8 кг. | ?(одинаковое) | 48 кг. | ГРУШИ | 9 кг. | ? | Верно, один желающий к доске, остальные решают в тетради, далее сверим результаты: 1.) 48 : 8 = 6 (ящ.) - со сливами 2.) 6 · 9 = 54 (кг.) - груш Ответ: 54 килограмма Молодцы! Отметьте следующее задание. Критерии оценивания на доске. Выполним следующее задание под №6: Один желающий у доски, остальные в тетради: 1) 0 : 5 = 0 (56+ 46) • 0 = 0 0 : 67 = 0 (98 - 98) : 3 = 0 0 • 11 = 0 (65 - 64) • 8 = 8 87 : (85 + 2) - 1 = 0 100 - 32 : (16 + 16) = 99 90 - (48 - 18) • 1 = 60 2) 60 - (16 - 9) • 4 = 32 42 + 72 : 9 = 50 56 : (13 - 5) + 9 = 16 60 - 54 : 6 = 51 93 - 7 • (15 - 8) = 44 8 • 9 + 64 : 8 = 80 Проверим, что у вас получилось. Отметьте следующее выполненное задание с помощью нашего светофора. Критерии оценивания на доске. Какой пункт плана выполнили (4 пункт плана, применили полученные знания на практике)? | Находят информацию в учебнике Анализируют проблемную ситуацию Включаются в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками Проводят сравнение и решают пример анализируя действия Формулируют ответы на вопросы Решают арифметическую задачу Проводят сравнение и решают пример анализируя действия Решают примеры Решают познавательные задачи (проблемы) Слушают объяснение учителя | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная Фронтальная | "Математика. 3 класс", 1 часть авторов М.И.Моро и др. "Математика. 3 класс", 1 часть авторов М.И.Моро и др. "Математика. 3 класс", 1 часть авторов М.И.Моро и др. Слайд презентации Критерии оценивания "Математика. 3 класс", 1 часть авторов М.И.Моро и др. | Внешний контроль (наблюдение) Самоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Самоконтроль Внешний контроль (наблюдение) Внешний контроль (наблюдение) Самоконтроль Взаимоконтроль Самоконтроль Внешний контроль (наблюдение) | Закрепить умение решать примеры деления нуля на число Раскрыть смысл деления 0 на число через связь умножения и деления Закрепить умение решать примеры на умножение на 1 и на 0 Систематизировать знания учащихся о приемах умножения и деления нуля на число Формировать умение оценивать правильность выполнения действий Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи Формировать умение оценивать правильность выполнения действий Закрепить умение решать задачи изученных видов Выполнять арифметические действия Закрепить умение решать задачи изученных видов | Слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник Контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности Выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения Слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник Выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками Описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи | Формировать интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики Элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу Формировать интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики Элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу Воспитывать способность к самооценке |