СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия Обучение письму "ц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия Обучение письму "ц"»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области “Карасукский педагогический колледж”















Конспект учебного занятия

по русскому языку

в 1 классе

учителя начальных классов

Паршуковой Екатерины Михайловны





















2022

Раздел: Основной период обучения письму.

Тема: Письмо строчной буквы «ц».

Цель: формирование первоначальных навыков графически правильного письма строчной буквы «ц», навыков письма слогов, слов и предложений с буквой «ц».

Задачи:

Дидактические: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности при написании строчной буквы «ц», формированию навыка письма.

Развивающие: способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления при написании строчной буквы «ц»;

Воспитательные: средствами учебного занятия показать важность правильности и красоты написания букв, воспитывать аккуратность, ответственность за продукты собственной учебной деятельности; воспитывать бережное отношение к природе.


Технологическая карта урока:


Этапы

Образовательные задачи

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

МТО

Способы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Этап мотивации



Здравствуйте.

Присаживайтесь.


Дорогие ребята, сядьте правильно.

Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет так же тепло и уютно. А теперь за работу!



Приветствуют учителя


Настраиваются на работу






фронтальная







Контроль учителя





устойчивая положительная мотивация к деятельности

Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии


развивать мышление, внимание, память и устную речь обучающихся




Словесный метод: беседа








Практический метод:

Упражнения на повторение


Ребята, с какой буквой мы с вами познакомились на прошлом уроке ? (с буквой «ц»)

Какой звук обозначает данная буква? ( [ц])


Какой звук [ц] ? (согласный, твёрдый, глухой)


Какой буквой на письме обозначаются эти звуки? (Буквой «Ц»)


Дополните, работая в парах:

Звуки мы… произносим и слышим, а буквы - …  пишем и видим.


Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости и приготовил нам задания? (Цыпленок)

Он для вас ,ребята, приготовил задания.

А сейчас Цыпленок хочет посмотреть, насколько мы дружны.


Ребята, нам предстоит поработать в парах.

Перед вами  лежат листочки бумаги, на которых изображены буквы.

Зачеркните уже те, которые мы научились писать.

А О У Ы Ю И Б Ц В Г Д Ж З Е Н М Л Р




Дают характеристику звуку ц;






Дополняют фразы










Зачеркивают изученные буквы


























Парная













Карточки



Изображение цыпленка на доске;

карточки




Контроль учителя

















Взаимоконтроль

различать звуки речи;


-понимать различие между звуками и буквами;


различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;


различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить

К:

слушать и понимать речь других;


учиться работать в паре, группе;



Р: принимать и сохранять учебную задачу;


адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей








понимание

роли языка и речи в жизни людей;


Этап выявления места и причины затруднения


способствовать формированию умений выделять логические части изучаемого материала.







проблема

Все буквы зачеркнули? (Нет).

Какая буква осталась?

Какую букву вы не зачеркнули? (Ц).

Почему не зачеркнули?(не учились писать).


Ребята, какая проблема у нас возникла?( мы не умеем писать букву ц).

Скажите нашему гостю, какова цель урока ? (научиться писать букву ц, слоги, слова, предложения с буквой ц).

Значит, какая тема урока? (письмо буквы ц).

Верно, тема урока письмо строчной буквы ц.

Замечательно, молодцы!


Формулируют проблему




Формулируют тему и цель урока







фронтальная






слайд

с темой и целью







Контроль учителя





различать звуки речи;




-понимать различие между звуками и буквами;




Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;





широкая мотивационная основа учебной деятельности


Этап построения проекта выхода из затруднения

устанавливать причинно-следственные связи.








Практический метод.


Прием: моделирование

Ребята, Цыпленок очень спешил к нам на урок. Он нес нам план урока. Но он случайно его перепутал. Поможем восстановить план Цыпленку?



План:

  1. Научиться писать элементы

  2. Научиться писать букву

  3. Научиться писать слоги

  4. Научиться писать слова

  5. Научиться писать предложения


У вас на столах лежат три конверта разных цветов. После того, как мы будем выполнять задания(по плану), мы будем себя оценивать.

Если вы справились сами, вы настоящие молодцы и кладете карточку в голубой конверт.

Если же были трудности, но мы с ними справились с помощью учителя или товарища, то в зеленый конверт.

Если вообще ничего не получилось, то положим в красный. (у каждого цвет своих карточек)


Составляют план урока




Договариваются в совместной деятельности










групповая





План на доске и на партах


Конверты с карточками для самооценки







Взаимоконтроль







Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале


К: учиться работать в паре, группе;


П: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве









внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

Этап реализации построенного проекта

способствовать формированию умений выделять логические части изучаемого материала, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать


познакомить обучающихся с новымматериалом


















Словесный метод: беседа








Игровой метод





















Практический: написание элементов буквы ц





Наглядный метод : демонстрация учителем;



Тактированное письмо





Практический:

Конструирование из пластилина









Игровой метод











Словесный метод: беседа







Фонетический разбор














Фонетический разбор













Словесный: беседа


Какой первый пункт плана?

Давайте посмотрим на слайд. Цыпленок дает следующее задание: Сравните печатную и письменную буквы «ц».

Чем они похожи? Чем отличаются? Верно!



Работа по прописи

Я тетрадь свою открою

И как надо положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.



Откройте пропись на с. 22.

Рассмотрите рисунок. Кто изображён на иллюстрации?(Девочка с цветами). Что делает девочка? (держит цветы).

Как вы думаете, девочка хочет их кому-нибудь подарить? Где она их взяла(купила или нарвала). Хорошо ли рвать цветы? А что будет, если мы будем рвать цветы? Правильно, цветы рвать нельзя.



Произнесите слово цветы.

Какой звук вы слышите в начале слова? Какой буквой мы его обозначим? (ц).



Давайте выполним разминку, которую нам приготовил Цыпленок.

Разомнем наши руки:

Наши нежные цветки – пальцы сжаты в кулачки

Распускают лепестки  – раскрыть пальцы

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. – пошевелить пальцами

Наши чудные цветки закрывают лепестки – пальцы сжать в кулачки

Тихо засыпают, головой качают - вращать кистями рук.



Посмотрите на написанную строчную букву ц.

Из скольких элементов состоит буква ц? (3) У каких букв встречаются эти элементы? (И, у) Назовите элементы? (Из двух прямых палочек с закруглением вправо и прямой палочки с петлей в низу).

У какой буквы встречали первый элемент? (У буквы И.) Второй элемент? (У буквы М.) Третий элемент? (У буквы И.)



Ребята, у вас в прописях есть строчка с элементами нашей буквы, обведите их. Посмотрите, в конце строки пусто, попробуйте дописать элементы.

Какой пункт плана мы выполнили? Какой следующий?



А теперь соединим элементы:

Написание строчной буквы Ц.

«От верхней линии рабочей строки ведем на себя прямую, чуть не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх для соединения со вторым элементом. Когда ведем ручку вверх, мы больше наклоняем черту вправо, чем при письме на себя. Довели первый элемент до верхней линии и без отрыва руки начинаем писать вниз второй элемент. Некоторое время ведем по написанному, затем оставляем уголочек и не доводя до нижней линии закругляем вправо до середины строки. Начинаем писать петлю: ведем вниз прямую черту, закругляем влево и пересекаем нижнюю линию рабочей строки.



А теперь пропишем в воздухе всю букву. Под счет(и раз, и два, и три)



На ваших столах лежат наши буквы. Они не из простой бумаги, а из бархатной.

Также под счет нужно водить пальчиком по букве, т.е писать ее.



Давайте напишем нашу букву на ладонях у себя и у своего соседа по парте. Пишем на доске мокрой тряпочкой. Молодцы говорит Цыпленок.

Из пластилина конструирование. Молодцы, у вас всё хорошо получилось!



На следующей строке нам предлагают написать букву «ц». Обведите буквы по контуру и закончите строку.

Над самой красивой зажгите звездочку и продолжайте также аккуратно писать до конца строки. Цыпленок вас хвалит.



Какой пункт плана мы выполнили? Оцените себя и положите карточку в конверт.

Какой следующий?

Физминутка.

Письмо слогов

Ребята, что у нас написано дальше? (Слоги) Какие? (ца,це,цу ) Запишем слоги в прописи. Какое соединение в слогах?



Какой пункт плана мы выполнили? Оцените себя и положите карточку в конверт.

Какой следующий?



Работа над словами

Посмотрите, после слогов есть слова, давайте их прочитаем и попробуем объяснить, что они означают.

 Цех-Отделение завода, фабрики, занятое какой-н. частью производственного процесса Сколько слогов в данном слове? Почему?

Какое соединение? Напишите слово цех. У вас на столах лежат схемы, давайте вместе их закрасим.

[цэх]

ц — [ц] — согласный, глухой непарный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо)
е — [э] — гласный, ударный
х — [х] — согласный, глухой непарный, твёрдый (парный)

В слове 3 буквы и 3 звука.



Какое следующее слово?

Цирк (— вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление. Также цирком называется и само специальное здание для проведения этих представлений.

Кто из вас был в цирке?

Сколько слогов в данном слове? Почему?

Какое соединение? Запишите это слово

ц — [ц] — согласный, глухой непарный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо)
и — [ы] — гласный, ударный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

В слове 4 буквы и 4 звука.



Какой пункт плана мы выполнили? Оцените себя и положите карточку в конверт.

Какой следующий?



Что дальше вы видите? (предложение). Почему вы думаете, что это предложение? (Начинается с заглавной буквы, в конце стоит !, законченная мысль). Сколько слов в этом предложении? Ребята, а вы любите цирк?

Запишите данное предложение. Не забывайте, что Цыпленок за вами наблюдает.



Что написано дальше? Предложение ли это?

Почему? Сколько слов? Как вы понимаете данную пословицу? Обсудите в парах(«Конец – делу венец» говорит о том, что: — самое главное заключается в положительном результате начатого дела; — любое начатое дело надо доводить до победного конца; — судить о деле нужно лишь после его завершения.)

Какое слово с буквой ц? Какое соединение? Запишите данное предложение.



Ребята, посмотрите на план, все пункты выполнили? Оцените себя.

Молодцы, но Цыпленок приготовил для вас еще очень сложные задания. Вы готовы с ними справиться?

Называют отличия и сходства печатной и прописной буквы ц








Рассматривают рисунок;

Рассуждают и формулируют свое мнение;


Произносят слово цветы;








Выполняют разминку для рук;



Рассматривают прописную букву ц;

Называют элементы буквы ц;





Пишут элементы буквы ц;







Слушают учителя, как правильно писать строчную букву ц;




Пишут в воздухе букву ц под счет






Пишут букву на ладонях и мокрой кисточкой

Обводят буквы по контуру


Выбирают самую красивую букву




Пишут слоги в прописи






Пишут слова в прописи и определяют их значение



Закрашивают схемы к словам







Пишут слова в прописи и определяют их значение



Закрашивают схемы к словам









Оценивают себя;



Записывают предложение







Объясняют значение пословицы






Фронтальная























Фронтальная;




















Индивидуальная



















Индивидуальная





















Фронтальная




















Индивидуальная


























Индивидуальная










Парная









индивидуальная





Слайд












Прописи


































Прописи






















Вырезанные буквы, кисточки


пластилин











видео












прописи







Схемы к словам


слайд







Слайды

Схемы к словам



























Контроль учителя
























Контроль учителя





















Самоконтроль

















Самоконтроль






















Контроль учителя


















Самоконтроль



























Самоконтроль









Взаимоконтроль







Самоконтроль
















различать звуки речи;



-понимать различие между звуками и буквами;




















понимать различие между звуками и буквами;


















понимать различие между звуками и буквами;






























различать слово и слог;



определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;


различать слово и предложение, слово и слог, слово;






устанавливать последовательность звуков в слове и их число;


определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;


различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;










различать слово и предложение, слово и слог, слово;






П:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;




проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве




К:

слушать и понимать речь других;









адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства













формулировать собственное мнение и позицию




Р:

принимать и сохранять учебную задачу;











учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале




оценивать правильность выполнения действия












адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей











К:

слушать и понимать речь других;









формулировать собственное мнение и позицию















учиться работать в паре, группе;




понимание

роли языка и речи в жизни людей;


















широкая мотивационная основа учебной деятельности






внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,









понимание

роли языка и речи в жизни людей;










широкая мотивационная основа учебной деятельности














учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу






понимание

роли языка и речи в жизни людей;






широкая мотивационная основа учебной деятельности






Этап первичного закрепления с проговариванием











Словесный метод.


В парах расскажите друг другу как правильно писать строчную букву ц.


Расскажите мне и Цыпленку.



Рассказывают, как писать строчную букву ц






Парная






Взаимоконтроль


различать слово и слог;


К: учиться работать в паре, группе;


понимание

роли языка и речи в жизни людей;


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

способствовать формированию умений выделять логические части изучаемого материала



Практический: письмо слов




Посмотрите в пропись.

Все мы с вами выполнили?

А что осталось? (слова).

Какими буквами они записаны? (печатными). Прочитайте. Запишите прописными буквами. Какое соединение в этих словах?

Пишите аккуратно.

По документ камере давайте проверим, правильно ли и аккуратно написали.

Молодцы, вы выполнили все задания Цыпленка


Записывают слова;

Проверяют правильность написания по документ камере





индивидуальная


Прописи



Документ камера





самоконтроль

различать слово и предложение, слово и слог, слово;


Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


широкая мотивационная основа учебной деятельности

Этап включения в систему знаний и повторения

Проверить насколько дети усвоили деление на 3


Словесный: беседа


Ребята, чему мы сегодня учились? (писать строчную букву «ц»)

А мы научились? (да)

Цыпленок гордится вами, вы справились со всеми его заданиями.




Подводят итог урока

фронтальная


Контроль учителя

учить анализировать и оценивать содержание занятия.

К:

слушать и понимать речь других;


способность к самооценке;


Рефлексия


Учить оценивать свою деятельность

Словесный


Проанализируем вашу деятельность на уроке. Откройте первый конверт, у кого сколько карточек?

А сколько во 2 конверте? В3?


Если на уроке вам было легко и не возникло трудностей, то раскрасьте веселого цыпленка. А если были трудности или совсем ничего не получилось, то грустного.




Оценивают свою деятельность;





индивидуальная




Карточки с цыплятами





самоконтроль

учить анализировать и оценивать содержание занятия.

Р: оценивать правильность выполнения действия


Навык самооценки