СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия "Звучащие картины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование первоначальных представлений о клавишных и струнных инструментах, совершенствование умений   воспринимать и понимать музыкальные произведения

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия "Звучащие картины"»


Тема урока: Звучащие картины

Класс: 2

Цель урока: формирование первоначальных представлений о клавишных и струнных инструментах, совершенствование умений воспринимать и понимать музыкальные произведения

Задачи урока:

Дидактические: научить различать музыкальные инструменты по внешнему виду, особенности исполнения и звучания

Развивающие: развивать умение определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и  др.); передавать художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Воспитательные: способствовать воспитанию готовности придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности; восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов, бережное отношение к природе.

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма ОУД

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля,

взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Этап мотивации

Создать готовность школьников к восприятию нового материала, возбуждать мыслительную активность.

Словесный(беседа)












Словесный(беседа)






-Здравствуйте, ребята!

Улыбка – залог успеха! Повернитесь к своему соседу по парте и подарите ему улыбку.

- Сядьте удобно слушайте меня и повторяйте за мной:

«Я в школе, я на уроке. Внимание моё растёт. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе.»

- Ребята, посмотрите на доску и прочитайте пословицу «Если не лениться, можно много добиться»

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Если мы будем учиться грамоте и познавать, что-то новое пригодятся ли нам знания в жизни?

-Сегодня данное высказывание послужит девизом на нашем уроке.

- Это высказывание будет девизом нашего урока.

Приветствуют учителя












Формулируют собственное мнение

Фронтальная












Фронтальная











Контроль учителя












Контроль учителя


К: формулируют собственное мнение и позицию

Устойчивая положительная мотивация к деятельности

Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий

Словесный(беседа)

Практический(слушание мелодии)

- Предлагаю актуализировать ваши знания.

– Поработаем в парах. У вас на столах находятся карточки с названием жанра одного из маршей.

Сейчас я буду включать марши, которые вы изучили. Ваша задача прослушать мелодию, обсудив в паре, определить жанр марша и показать нужную карточку.

  1. Встречный марш, автор Семён Чернецкий (встречный)

  2. Марш «Похороны куклы» П.И. Чайковский(похоронный)

  3. Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П. И. Чайковского(игрушечный)

  4. «Футбольный марш» композитора М. Блантера

-Молодцы, ребята! Справились с заданием.

- Ребята, что такое музыка? (ответы детей)

-Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства.

-Музыка всегда занимала в жизни людей большое место. В наше время музыка звучит на радио, телевидении, в театре и кино, в концертном зале, танцевальной площадке и стадионе. Ни один праздник не проходит без музыки. Песни, марши, танцы – их непременные спутники.

- Ребята, посмотрите на слайд и рассмотрите художественные картины.

1. «Девушки за фортепиано»

2. «Портрет Игумнова»

-Ответьте на вопрос: Как вы считаете, как звучит музыка, которую исполняют пианисты на этих картинах?

-Как вы думаете, глядя на картину можно услышать музыку, которая добавила бы нам эмоций при общении с изобразительным искусством? (Мнения разошлись)

Различают характеризовать простейшие жанры музыки

(песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков

Парная


















Фронтальная


Карточки




«Встречный марш», автор С. Чернецкий

Марш «Похороны куклы» П.И. Чайковский

Марш «Деревянных солдатиков» П.И Чайкоского «Футбольный марш» М. Блантера

Взаимоконтроль

















Контроль учителя

Различать и характеризовать простейшие жанры музыки

(песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков

К. Формулировать собственное мнение и позицию

П. анализировать звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

Сравнивать музыкальные звуки, произведения .

Способствовать восприимчивости к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов

Этап построения проекта выхода из затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения

Словесный(беседа)


Практический(упражнение

-Какую цель мы перед собой поставим? (Ответы детей)

- Тема нашего урока «Звучащие картины»

- Сегодня мы совершим с вами экскурсию по картинной галерее. Ребята, приходилось ли вам бывать в картинной галереи? Как нужно вести себя в картинные галереи?

Правила поведения в картинной галерее:

  1. По выставочному залу следует передвигаться бесшумно

  2. Громко разговаривать недопустимо

  3. Трогать руками выставочные экспонаты запрещено

  4. Употребление продуктов и напитков запрещено

- Сегодня мы пройдёмся по трём залам картинной галереи.

1. «Музыкальные инструменты»

2. «Звучащие картины»

3. «Запевалкино»

-Предлагаю закрыть глаза и посчитать до 5.

И вот мы с вами оказались в Картинной галерее.

Формулируют цель и тему урока



Фронтальная


Карта Power Point (слайд, презентация)


Контроль учителя


П. Формулировать цель предстоящей работы с помощью учителя;

Р. планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

Учебно-познавательный интерес;

Способность договариваться, применения правил совместной деятельности

Этап реализации построенного проекта

Создать условия для построения нового способа действия и формирования умения его применять

Словесный (беседа)










Словесный (рассказ учителя)


Наглядны (иллюстрация)









Наглядный (иллюстрация)

Практический(слушанье, анализ)

Метод интонационно-стилевого постижения

Наглядный (иллюстрация)

Метод анализа содержания музыкальных произведений


Наглядный (иллюстрация)




Метод анализа содержания музыкальных произведений




Наглядный (иллюстрация)

Практический(слушанье, анализ)







Наглядный (иллюстрация) Практический (ритмопластика)


Практический(слушание, анализ)











Наглядный (иллюстрация)

Словесный(беседа)


- И первый зал, который мы с вами посетим называется «Музыкальные инструменты»

Сейчас прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос. Как взаимосвязаны музыка и изобразительное искусство?

- Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

- Как взаимосвязаны музыка и изобразительное искусство? (ответы детей)

- Музыка и изобразительное искусство неразрывно связаны друг с другом и призваны отражать отношение авторов: музыкантов и художников к окружающей их действительности в виде пейзажей, натюрмортов и портретов, музыкальных этюдов и красочных симфоний.

- Посмотрите на картины. Что на них изображено? (музыкальные инструменты: пианино, гитара, лютня, арфа)

- С какими из этих музыкальных инструментов вы уже знакомы? (пианино, гитара, арфа)

-Данные картины необычные, они – звучащие. Что вы уже знаете об этих инструментах? (ответы детей)

- Что-то необычное заметили?

- О фортепиано вам уже известно, вы с ним встречали в детском саду. А у некоторых этот инструмент есть дома. У него есть клавиши белого и чёрного цвета, а также две педали одна из них звук удлиняет, а другая укорачивает.

- Как вы считаете, как звучит музыка, которую исполняют пианисты на этих картинах?

1. «Девушки за фортепиано», которую написал Пьер Ренуар

2. «Портрет Игумнова» Юрия Аненкова

-Прослушаете мелодию, которую исполняет пианист. И ответьте на вопросы

- Как мы можем охарактеризовать данную мелодию? Какие эмоции вызывает у вас данная мелодия? (ответы детей)

- Ребята, что вы знаете о гитаре? (ответы детей)

- Гитара - это инструмент со струнами, на котором можно играть различные мелодии и песни. 

- Рассмотрите картину «Гитарист» Василий Тропинина. Ответьте на вопрос: «Как звучит музыка, которую исполняет гитарист?»

- Прослушайте мелодию, которую исполняет гитарист и ответьте на вопрос: «Какие эмоции вызывает у вас данная мелодия?»

- Ребята, что это за музыкальный инструмент? (ответы детей)

- Лютня – струнный щипковый инструмент с ладами на грифе и овальным корпусом.

-Рассмотрите картину «Лютнист» Караваджо, и ответьте на вопрос «Как звучит музыка, которую исполняет юноша?»

- Прослушайте мелодию, которую исполняет лютнист и ответьте на вопрос: «Какие эмоции вызывает у вас данная мелодия?»

- На каком музыкальном инструменте играет девушка? (Арфа) Что вы знаете об арфе? (ответы детей)

- Арфа - щипковый музыкальный инструмент, состоящий из двух расположенных под углом рам, между которыми натянуто множество струн.

-Ребята, рассмотрите картину «Портрет Алымовой» Дмитрия Левицкого, и ответьте на вопрос: «Как звучит музыка, которую исполняют на арфе?»

- Прослушайте мелодию, которую исполняет девушка на арфе и ответьте на вопрос: «Какие эмоции вызывает у вас данная мелодия?»

- Ребята, мы направляемся с вами в зал «Звучащие картины». Но для начала немного разомнёмся.

- Рассмотрите картину «Выходной в колхозе» Сычкова Федота и ответьте на вопрос «Какая может звучать музыка?» Если бы вы оказались там, чтобы вы почувствовали? Что бы вам захотелось делать?

РИТМОПЛАСТИКА.

- Предлагаю рассмотреть картину «Золотая осень», которую написал Петровичев.

-Ребята, рассмотрите картину и ответьте на вопросы: «Какую мелодию вы можете «услышать»? Прослушаем мелодию из произведения П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь» и ответьте на вопрос: «Какие эмоции вызывает у вас данная мелодия?»

- Ребята, рассмотрите картину Шишкина «Утро в сосновом бору» и ответьте на вопрос: «Какую мелодию вы можете «услышать»? Прослушаем мелодию из произведения «Утро» Грига и ответьте на вопрос: «Какие эмоции вызывает у вас данная мелодия?»

- Ребята, как мы должны относиться к «братьям нашим меньшим», т.е. животным? Какие существуют правила по защите и охране животных?

- Рассмотрим картину «Тройка» Васнецова ответьте на вопрос: «Какую мелодию вы можете «услышать»? Прослушаем мелодию из произведения П.И. Чайковского «Времена года. Февраль» и ответьте на вопросы: «Какие эмоции вызывает у вас данная мелодия? Какие зимние забавы вы себе представили?»

-Ребята, в каком зале Картинной галереи мы побывали?

Формулируют собственное мнение










Формулируют собственное мнение






Формулируют собственное мнение





Формулируют собственное мнение




Слушают музыку



Формулируют собственное мнение

Слушают музыку










Формулируют собственное мнение

Слушают музыку








Формулируют собственное мнение

Слушают музыку






Формулируют собственное мнение

Слушают музыку









Формулируют собственное мнение

Слушают музыку










Формулируют собственное мнение

Слушают музыку


Фронтальная

Индивидуальная










Фронтальная








Фронтальная







Фронтальная










Фронтальная индивидуальная












Фронтальная индивидуальная










Фронтальная индивидуальная

Фронтальная






Фронтальная

Индивидуальная












Фронтальная

Индивидуальная











Фронтальная

Индивидуальная




Power Point (слайд, презентация)










Power Point (слайд, презентация)






Power Point (слайд, презентация)





Power Point (слайд, презентация)








Power Point (слайд, презентация)












Power Point (слайд, презентация)










Power Point (слайд, презентация)

Золотая осень» Петровичев

П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»











Шишкина «Утро в сосновом бору»

«Утро» Григ

Васнецов «Тройка»

П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»



Контроль учителя












Контроль учителя








Контроль учителя







Контроль учителя










Контроль учителя

Самоконтроль












Контроль учителя












Контроль учителя



Контроль учителя






Контроль учителя

Самоконтроль












Контроль учителя

Самоконтроль












Контроль учителя

Самоконтроль


Устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности











Различать музыкальные инструменты по внешнему виду, особенности исполнения и звучания









Устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности











Различать музыкальные инструменты по внешнему виду, особенности исполнения и звучания


Устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности











Устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности



К.формулировать собственное мнение

Р.принимать и сохранять учебную задачу

П.устанавливать присино-следственные связи

К. воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывание.

П. ходить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом;








К.формулировать собственное мнение

Р.принимать и сохранять учебную задачу

П.устанавливать присино-следственные связи

К. воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывание.

П. ходить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства,



К. воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывание

Готовности придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности; восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов.


























Готовности придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности; восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов.












восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов.


Этап первичного закрепления с проговариванием

Создать условия для построения нового способа действия и формирования умения его применять

Словесный (беседа)













Словесный (беседа)


- И следующий зал, который мы посетим называется «Запевалкино»

- Ребята, а какой праздник приближается? (ответы детей) Чтобы узнать о каком празднике будет идти речь. Предлагаю прослушать стихотворение.

Этот день — особый день,

Это праздник всех людей!

В День народного единства

Вступать в ссоры не годится,

В День народного единства

У людей светлеют лица!

-О каком празднике идёт речь? (День народного единства)

-Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)
- Этот день отмечается 4 ноября и связан с событием, произошедшим в 1612 году, когда во время смутного времени народ Москвы взял на себя защиту своей столицы и помог Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому освободить её от польских захватчиков.

- День единства напоминает нам о том, что только объединившись, мы можем противостоять трудностям и оберегать свою Родину от внешних и внутренних угроз.


Формулируют собственное мнение

Различаю жанры марша

Фронтальная


Power Point (слайд, презентация)

Самоконтроль

Контроль учителя

Устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности

П. распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки


К.формулировать собственное мнение

Р.принимать и сохранять учебную задачу


Способствовать первоначальным представлением о единстве и особенностях художественной картины мира, стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Создать условия для усвоения учащимися нового способа действия при решении типовых задач








Практический( вокализация)

Вокально-хоровая работа.

1.Распевка «В погреб лезет Жучка»…»

2.Проговаривание текста песни

3.Пение с сопровождением.

4.Пнние без сопровождения.

Текст песни

«У моей России»

1 куплет

У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень!
Припев
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!
2 куплет
Для меня Россия - белые березы.
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа!
Припев
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!
3 куплет
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь!
Ты, моя Россия, песни петь умеешь!
Ты, моя Россия, неразлучна с нами!
Ведь Россия наша - это я с друзьями!
Припев
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Выполняют вокально-хоровую работу


Фронтальная

Индивидуальная

«В погреб лезет Жучка…»



Текст песни

Контроль учителя

Самоконтроль

Устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности

Р.: принимать и сохранять учебную задачу

К. выражать эмоции в соответствии целями и условиями общения в знакомой среде

.

Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей

Этап включения в систему знаний и повторения

Организовать интериоризацию нового способа действия и применение нового знания в типовых заданиях

Словесный(беседа)











Словесный(беседа)

-Вот и закончилось наше путешествие по Картинной галереи. Давайте закроем глаза

- Давайте обратимся к девизу нашего урока.

«Если не лениться, можно много добиться»

- Ребята, как же взаимосвязаны изобразительное искусство и музыка?

- Стали ли ваши знания больше?

- Чему вы научились сегодня?

-Для чего нам могут пригодиться эти знания?

Корректно и аргументированно высказывают сове мнение

Фронтальная


Контроль учителя

Самоконтроль

Применять полученные знания на практике

К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение

Р: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения

Музыкально эстетические чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству


Рефлексия

Приобрести навык оценки своей деятельности

Практический(самоанализ)

-Какая была цель нашего урока?

-Достигли ли мы ее?

-Ребята, продолжите фразы:

Мне было интересно …

Я справился…

Я не справился…

Оценивают собственную деятельность

Индивидуальная


Самоконтроль


Р. оценивать собственную деятельность.

Навыки самооценки


1