СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока №1 для 3 класса. Музыка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан для учащихся третьего класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока №1 для 3 класса. Музыка»

Конспект урока №1

Музыка. 3 класс

На данном уроке рекомендуется работа с разворотом учебника «Певцы русской старины» и «Лель, мой Лель…». Музыкальный опыт третьеклассников позволяет провести беседу о том, что сказочные образы русского фольклора находили свое воплощение в музыке опер русских композиторов. Пусть учащиеся вспомнят песню Баяна – былинного сказителя – из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». В этой музыке они наверняка услышат повествовательный характер высказывания Баяна, звучание гуслей, тембр голоса певца (тенор).

В опере-былине Н. Римского-Корсакова ее главный герой – певец-гусляр Садко – поет несколько песен: «Ой ты, темная дубравушка» (протяжная), «Заиграйте, мои гусельки!» (плясовая), «Высота ли, высота поднебесная…» (былинный напев с хором). Предложите учащимся, ориентируясь на нотную запись (с. 59 учебника), определить, мелодию какой из песен играет на фортепиано (баяне или каком-либо другом музыкальном инструменте) учитель, чем эти мелодии отличаются друг от друга. Далее на уроке можно разучить главные мелодии песен Садко, а затем послушать их в фонозаписи. Такое «вживание» в музыкальный образ Садко (пение и восприятие) поможет третьеклассникам определить их жанровую принадлежность, вспомнить, как называется высокий мужской голос певца-исполнителя (тенор).

В другой своей сказочной опере – «Снегурочка», в основе сюжета которой известная русская народная сказка, пересказанная писателем А. Островским, Н. Римский-Корсаков создал поэтичный образ пастушка Леля. Его чудесные песни, игра на свирели, добрый нрав «растопили» сердце холодной Снегурочки, дочери Весны и Мороза.

Перед прослушиванием третьей песни Леля из оперы «Снегурочка» учащиеся рассматривают репродукции с работ мастера лаковой миниатюры В. Липицкого из Федоскина – «Лель» и «Песня Леля». На обеих картинах Лель изображен в простой крестьянской одежде, на фоне родной русской природы, рядом с березкой, со свирелью в руках. Можно предложить школьникам задуматься над вопросами: мелодии какого характера «звучат» с этих картин? Какие чувства испытывают девушки, слушающие Леля? Нравятся ли им наигрыши Леля?

После прослушивания песни Леля из оперы «Снегурочка» нужно предложить учащимся высказать свое мнение, ответив на вопросы: что роднит песню Леля с народными напевами? (Одушевление образов природы в тексте песни, мелодия в народном духе, повторы фраз.) В какой форме написана песня? (Куплетная.) Как композитор разнообразит звучание песни? (Изменения сопровождения.)

Учитель должен обратить внимание третьеклассников на то, что в русских операх часто партии мальчиков, юношей исполняют женские голоса. Песня Леля звучит в опере в исполнении низкого женского голоса (меццо-сопрано). Будучи большим мастером звуковой живописи, Римский-Корсаков ввел в песню Леля голоса и звуки природы. Пусть учащиеся задумаются над тем, каким образом он это сделал? (Удары грома – ударные; пение птиц – деревянные духовые инструменты.)

В завершении урока можно обратиться к Рабочей тетради. На развороте «Разыграй песню» предлагается серия заданий для исполнения русской народной шуточной песни «Как у наших у ворот»: импровизация на заданную мелодию и текст, ритмичное сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!