Урок математики, 1 класс
Тема: Числа от 10 до 20
Цель: познакомить учащихся с нумерацией чисел второго десятка
Задачи:
1. Образовательная: объяснить, как образуются числа второго десятка: из одного десятка и нескольких единиц, раскрыть особенность их названий и порядок следования при счете.
2. Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, логического мышления, творческого воображения.
3. Воспитательная: воспитывать интерес к изучению математики, аккуратность, воспитывать чувства взаимовыручки, взаимопомощи, доброжелательности, культуры поведения на уроке.
Оборудование: презентация, картинки с героями урока: Пети, Кати, Вовы, счётные палочки, кубики, карточки-настроения, медали.
Ход урока
I Организационный момент
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем
И урок начнем!
I I Выполнение различных видов учебной деятельности
Устный счет
а) Рифмованные задачи
- Начнем урок с зарядки для ума. Я буду вам читать задачи, а вы должны будете назвать верный ответ.
1. Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей? (8)
2.По тропинке в лесок
Покатился колобок.
Встретил серого зайчишку,
Встретил волка, встретил мишку
Да плутовку лису
Повстречал он в лесу
Отвечай поскорей
Сколько встретил колобок зверей? (4)
3.Как-то раз в лесу густом
Ёж себе построил дом,
Пригласил лесных зверей
Посчитай их скорей:
Два зайчонка, два лисенка,
Два весёлых медвежонка,
Два бельчонка, два бобра
Называть ответ пора! (10)
4.Три лягушонка у пруда
Один нырнул, осталось…(2)
5.Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат
А ну, посчитай поскорей-
Сколько всего в доме малышей? (6)
6.Барсучиха – бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат –
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат….
Ну – ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат? (0)
- Ребята, посмотрите, а каких чисел не хватает в нашем ряду? (1,3,5,7,9)
- Поставьте их правильно.
- А сейчас откройте свои тетради.
Я тетрадочку открою
И как надо положу
Я друзья от вас не скрою,
Ручку правильно держу
Отступите 3 клеточки от домашней работы и запишите сегодняшнюю дату и классная работа. И запишите эти числа себе в тетрадь через клеточку.
б) Математический диктант
- Подчеркните число, которое следует за числом 1 красным карандашом; синим карандашом подчерните соседей числа 5; зелёным карандашом подчеркните самое маленькое число.
- Давайте проверим, всё ли правильно вы сделали.
- Посмотрите внимательно на ряд этих чисел.
- Как вы думаете, какое число «лишнее»? (10)
- А почему? (в записи этого числа используется 2 цифры, двузначное число)
- А как назовём числа от 0 до 9 одним словом? (однозначные)
- Это числа 1 разряда – разряда единиц
Вывод: ряд чисел от 0 до 9 образует разряд единиц
- А кто знает какие числа стоят после 10? (11….20)
2. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы познакомимся с новыми двузначными числами, которые следуют за числом 10, научимся их записывать. А помогут нам в этом герои нашего учебника – это Петя, Катя и Вова.
«Открытие» нового знания
Коллективная работа
И вот первое задание Пети.
Отсчитайте 10 палочек. Соберите в один пучок и свяжите резинкой.
- Сколько палочек связали? (10)
- Как по-другому можно назвать это число? (десяток)
- Так можно сказать не только о палочках, но и о фломастерах, если собрать 10 штук в одной коробке, о яйцах. 10 единиц составляют 1и десяток. Сокращено это десятки обозначают д. , единицы ед.
- Рассмотрите схематический рисунок Пети. Сколько точек нарисовал Петя? (10)
- Десять единиц можно назвать одним десятком и собрать в одну коробочку. Так мы теперь будем обозначать десяток. Это второй разряд- разряд десятков. Где цифра справа показывает число единиц, а цифра слева –число десятков. Число 10 состоит из 1 десятка и 0 единиц.
- А какое число следует за числом 10? (11)
- А кто мне сможет объяснить, как образовалось число 11?
- Посмотрите, Петя нам принес кубики. Сколько их? (10)
- Посмотрите ,что я сейчас буду делать и объясните. Я положила один кубик на десять кубиков. (один на десять)
- Сколько получилось кубиков? (11)
- Смотрите, как интересно звучит. Я слышу в этом названии слова: «Один», «на» и ещё одно странное слово «дцать».(на доске) Слово десяток заменили словом дцать. Отсюда и название одиннадцать.
- Сколько десятков и единиц содержится в числе 11? (1д. 1ед.)
1д.+1ед.=11
- Какое число следует за числом 11? (12)
- Сколько десятков и единиц в числе 12? (1д. 2 ед.)
1д.+1ед.=12
4.Физминутка
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперед наклоны-
Раз-два-три-четыре-пять.
Мельницу руками крутим.
Чтобы плечики размять
Начинаем приседать
Раз-два-три-четыре-пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе,
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем,
А теперь пора учиться
Да прилежно, не лениться.
- Мы рассмотрели, как образуются числа 11 и 12.
- А как вы думаете, как образуются остальные числа до 20?
- Давайте с вами мы это и проверим.
- Итак, сделайте вывод, как образуются числа от 11 до 20? (к 10 мы добавляем единицы и получаем число)
- Посмотрите на данные числа. Сколько знаков в записи каждого числа? (2)
- Как можно назвать эти числа? (двузначные) (от 10 до 20 - двузначные)
- Какое наибольшее число можно записать в каждом разряде? (9)
-Какое наименьшее? (0)
- Прочитаем правило на с.12.
- Давайте посчитаем от 10 до 20. А теперь в обратном порядке от 20 до 10.
Работа в тетради
- Катя приготовила нам задание. Но сама не знает как с ним справится. Давайте ей поможем. Откройте учебники на с. 13 №2. Прочитайте задание.
- прочитайте числа в первом ряду. (10 11 12)
- Какая здесь закономерность? (каждое число увеличивается на 1)
- запишите числа 10, 11, 12 себе в тетрадь через клеточку, посмотрите как записываются эти числа. Каждая цифра в отдельной клеточке. Продолжите ряд на 5 чисел. Какие числа запишем? (13 14 15 16 17)
- Прочитайте числа во втором ряду. (20 19 18)
- Какая закономерность? (каждое последующее число меньше предыдущего на 1)
- Продолжите ряд на 5 чисел. Какие числа запишем? (17 16 15 14 13)
- Возьмите в руки простой карандаш и подчеркните в первом ряду цифры, обозначающие число десятков , а во втором ряду цифры, обозначающие число единиц.
Работа у доски
- Ребята, у нашего Вовы возникла проблема. Он не может найти правильные места для своих игрушек. Давайте ему поможем.
- Назовите мне число, которое стоит перед числом 20? (19)
- Число, которое стоит после числа 14? (15)
- Между числами 16 и 18? (17)
- Назовите числа, между которыми стоит число 13? (12, 14)
- Давайте, еще раз посчитаем от 10 до 20, чтобы Вова запомнил порядок чисел от 10 до 20 и больше не путал места своих игрушек.
Работа с карточками
- А вот Петя придумал нам «хитрое» задание. Нужно назвать число.
- Сколько десятков? (1) Сколько единиц? (2) 1 десяток и две единицы – это число 2. Числа 11, 14
- ну, а теперь запишите, сколько палочек на каждом рисунке. (13, 15, 11)
- Проверим.
4. Закрепление изученного материала
- Ребята, посмотрите Катя по дороге к нам сфотографировала Гену и Чебурашку. Но фотография у нее получилась черно-белая. Давайте мы ей поможем. Станем фотографами. Раскрасим их фото. Посмотрите на фото расставлены числа. Каждому числу соответствует определенный цвет.
- Проверим.
РЕЗЕРВ назовите пропущенное число
III Заключительный этап
Итого урока
- Урок подходит к концу ,пришло время обобщить о том, что мы сегодня узнали на уроке.
- Как называются числа в записи, которых есть 2 знака? (двузначные)
- С какими двузначными числами мы познакомились?
- Кто сможет их назвать?
2. Оценивание
- Ребята, встаньте те, кто сегодня активно работал на уроке? Наши друзья приготовили вот такие для вас медали.
3. Рефлексия
А сейчас, ребята, мне бы хотелось узнать у кого какое настроение осталось после урока.
На столах у вас лежат вот такие лица. Они обозначают настроение. Сейчас каждый из вас подойдет к доске и приклеит то личико, которое соответствует вашему настроению.
Домашнее задание
№ 1 с.12 –устно, № 3 с. 13 –устно, прописать числа 0т 11 до 20
Спасибо за урок!
7