Оргмомент. -Здравствуйте ребята. Начинаем наш урок. Улыбнулись друг другу, Пожелали мысленно удачи Актуализация знаний. -Предлагаю вам выполнить несколько небольших заданий. На экране слова (Слайд 3) Фотография графиня графин телеграфировать график. Какое слово здесь «спрятано»? + (Граф) -Что оно означает? +… -А теперь вам предстоит разгадать два ребуса. (Слайд 4) -(Вершина и Ребро) -Что означают эти понятия? +… -Сейчас, я вам расскажу историю, а вы мне построите граф. Возьмите карточки на столе и выполняем задание №1. (Приложение – карточка) (Учитель читает историю. Дети выполняют задание. Один ребенок у интерактивной доски.) (слайд.5) -Сегодня был хмурый день. Весь день лил дождь. Пин, Крош, Нюша, Бараш и Копатыч сидели по своим домам и скучали. Хорошо, что у каждого был ноутбук с программойSkype и друзья, могли пообщаться друг с другом. Нюша поболтала со всеми. Крош ещё пообщался с Копатычем, а Пин и Бараш обсудили футбольный матч. -Сколько вершин и сколько ребер на этом графе? +… Проверка на интерактивной доске Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации А теперь послушайте ещё одну историю. № 2. На карточке. (Приложение – карточка) -Наконец выглянуло солнышко, и Нюша вышла погулять. От своего дома она сначала забежала к Копатычу, чтобы угоститься вкусным вареньем, затем пошла к Барашу и послушала его стихотворение, потом заглянула к Пину и покаталась на его новой машине, а напоследок навестила Кроша – он давно звал посмотреть новый мультфильм. На обратном пути она забрала у Копатыча забытую шляпку и вернулась домой. (Один человек на доске - остальные в тетради.) -Как вы думаете, если этот граф увидит человек, не знающий этой истории, он сможет рассказать как путешествовала Нюша? +… -Откуда она начала свой путь? +…. -А почему? +… -Мы сможем эту ситуацию исправить? +даа -Как? +… -Правильно, в этом нам помогут стрелки. Открытие детьми нового знания. -А теперь откроем №31на стр.19 в ваших рабочих тетрадях. И построим еще несколько графов с помощью стрелок. (Все задания дети выполняют в тетради. На интерактивной доске отображаются отсканированные задания. Проверка – на доске.) -1) Рассмотрите граф № 1 на рисунке. Его необходимо соединить, но не так, как мы делали раньше, а с помощью стрелок. Как мы соединим первую пару: Утро и День? +(Проведем стрелку от «Утро» к «День».) -Почему так, а не наоборот? +(Потому, что, сначала наступает утро, а потом день.) -К какой вершине проведем следующую стрелку? +(Вечер.) -Почему? +.. -Соедините остальные точки графа самостоятельно. Как вы соединили точки? Прочитайте в той последовательности, в которой у вас расставлены стрелки». Обратите внимание, так ли сменяется время суток. -2)Прочитайте пояснение к графу № 2. - Можно ли соединить вершины последовательно? - Какие стрелки можно провести от яблони? +(Корни, ствол, ветки.) - Почему? +(Это части яблони.) - Где поставим стрелки? +(От слова «яблоня».) -Какие вершины остались несоединенными? +(Листья, яблоки.) -С какой вершиной их можно соединить? +(Ветки.) -Почему? + (И листья, и яблоки растут на ветках.) -3) Рассмотрите следующий граф и прочитайте историю к нему. Какие отношения отражает этот граф? + (Поставка сладостей, как перевозят сладости.) -Как мы отразим на графе отношение: «конфеты посылают во все сладкие страны»? +(От вершины К проведем стрелки ко всем остальным вершинам.) - Найдите следующее отношение (в Шоколандию привозят вафли). -Как отметить это на графе? +(Ш В.) -Обозначьте последнее отношение. + (Из всех вершин провести стрелки к букве З.) -Почему именно так провели стрелки? +(Из других стран привозят в Зефирию.)
-4) Обрати внимание на следующий граф. --Что oн вам напоминает? + (Алгоритм) - Как мы соединяли действия алгоритма? + (Последовательно.) - От какой вершины проведем первую стрелку? +(Начало.) - Соедините самостоятельно действия алгоритма. - Прочитайте получившуюся последовательность. - Какой вывод можно сделать? (Алгоритм можно представит + (можно представить в виде графа.)) -5. Прочитайте пояснение к графу. -Изобразим на доске множество пирожков, которые печет бабушка. -Какие бывают пирожки? +(Сладкие и с капустой.) -Что можно сказать об этом множестве? +(Разбивается на два подмножества; изображение на рисунке.) -Что сказано про пирожки с капустой? +(Ничего) -Что вы узнали про множество сладких пирожков? + (Разбивается на два подмножества; с медом, с вареньем.) -О каком множестве еще идет речь? +(Множество пирожков с вареньем также имеет два подмножества: яблочное и грушевое.) -Ребята, рассмотрите снова внимательно все графы, которые мы с вами нарисовали и скажите, чем они отличаются от нарисованных раньше? +(У них вершины соединены не линиями, а стрелками.) -Такие графы, ребята, называются ориентированными. - Какие отношения обозначают стрелки? +(Последовательность, состав, откуда-куда, разбиение на множества) Индивидуально с проверкой по эталону и обсуждением. Также детям выдается мини-конспект с теорией, который они дома вклеивают в тетрадь. Теория Граф со стрелками называется ориентированным или графом с направленными ребрами. Стрелки в графе могут означать: последовательность, состав, откуда-куда, разбиение на множества Закрепление. № 32 Индивидуально. Проверка на доске. Обсуждение. «Равноправие - неравноправие вершин». - Прочитайте каждое описание. -Чем они отличаются? +(В первом случае указана просто связь, во втором - связь с направлением.) -Что значит: «Цыпленок играет с утенком»? + (Играют вместе.) -Может быть так, чтобы только утенок играл, а цыпленок нет? +(Нет, играют, значит оба выполняют действия.) -Отметим отношения на графе. Что можно сказать о вершинах? +(Они одинаково выполняют действия.) -Говорят, что вершины равноправны. -Является ли этот граф ориентированным? + (Нет, так как нет стрелок.) -Прочитайте описание № 2. -Чем оно отличается от описания № -+1? (Есть поправление, путь мячика.) -Как показать «гусенок бросил мяч утенку»? +(Г У.) -Обозначьте все отношения. -Как можно назвать этот граф? + (Ориентированный.) - Чем он отличается от предыдущего? +(Вместо линий- стрелки.) -Почему? + (Отношения имеют направление.) -Прочитайте первое предложение. Какая вершина выполняет действие? +(Г.) -Выполняет ли это действие вторая вершина? +(Нет.) -Равноправны ли вершины данного графа? +(Нет, так как действует только одна вершина.) Физкультминутка. № 39 Выполняется в парах с проверкой. Построение графа отношений. -Прочитайте первую историю. Какие отношения изображает данный граф? -Каким будет этот граф? + (Ориентированным.) -Почему? + (Потому что его вершины неравноправны, а у действия есть направление.) -Начнем рисовать ребра: прочитаем, кому подарил свои рисунки красный карандаш. -Куда проведем стрелки от вершины К? -Покажите на графе, что оранжевый карандаш подарил рисунки красному и желтому. Проверьте друг друга. Кому подарил рисунки зеленый карандаш? +.. -Как это отметить на графе? +… -Обозначьте последнее отношение. +.. -Ребята, как определить, какие карандаши получили больше подарков? +(Посчитать, к какой вершине больше стрелок.) -А как определить, какой карандаш сделал больше всех подарков? +(Посчитать, из какой вершины проведено больше ребер.) -Прочитайте задание ниже. Изобразим на графе это отношение. Сколько подарков подарит каждый карандаш? +(4.) (Самооценка – опрос нескольких детей. Ребенок должен рассказать, какую оценку он поставил себе за это задание и объяснить, почем такая оценка.) Работа в группах (группы определены заранее – по 2 соседние парты – 4 человека). Каждая группа получает лист с графом. А сейчас вы сами придумаете историю по графу. Вам надо назвать вершины графа и придумать свою историю. (слайд7) Выступление групп. VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. - Ну что ж, наш сегодняшний урок подходит к концу. А в конце принято подводить итоги и делиться впечатлениями. - Сначала подведем итоги пути. - Что нового мы сегодня узнали? - Расскажите, что могут означать стрелки в графе? - Поделитесь своими впечатлениями об уроке. +… -А сейчас запишем домашнее задание №34, 36, 40(с.21-24) - Оцените свои умения знаком + напротив одной из фраз: - Да, я все понял и умею решать задачи с помощью графов с направленными ребрами. - Не хватает уверенности в решении задач с помощью графов с направленными ребрами. - Пока я затрудняюсь в решении задач с помощью графов с направленными ребрами. -Поднимите руки те, кто выбрал первую фразу. - Вторую. -Третью. -Возьмите карточку и нарисуйте смайлику настроение, такое какое у вас в конце нашего урока. -Поднимите ваши смайлики. - Спасибо за работу на уроке и желание добиться успеха! |