СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 3 класс НА ТЕМУ: ГРАФ

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект позволит учителю провести урок

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 3 класс НА ТЕМУ: ГРАФ»

Тема. «Граф с направленными ребрами»

Цели урока: формировать представления о графе с направленными ребрами.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научиться решать задачи с применением графов с направленными ребрами.

Метапредметные:

  • Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь точно и грамотно выражать свои мысли, слушать и понимать речь других.

  • Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

  • Познавательные: применять схемы, модели для получения информации, устанавливать причинно – следственные связи.

Личностные: формировать навыки составления алгоритма выполнения задания.

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний


Оборудование урока: Икт.

































Ход урока

Этап урока

Содержание

Время

УУД


  1. Оргмомент.

-Здравствуйте ребята. Начинаем наш урок.

Улыбнулись друг другу, 
Пожелали мысленно удачи

Актуализация знаний.

-Предлагаю вам выполнить несколько небольших заданий.

На экране слова (Слайд 3)

Фотография графиня графин телеграфировать график.

Какое слово здесь «спрятано»?

+ (Граф)

-Что оно означает?

+…

-А теперь вам предстоит разгадать два ребуса. (Слайд 4)

-(Вершина и Ребро)

-Что означают эти понятия?

+…

-Сейчас, я вам расскажу историю, а вы мне построите граф. Возьмите карточки на столе и выполняем задание №1. (Приложение – карточка)

(Учитель читает историю. Дети выполняют задание. Один ребенок у интерактивной доски.)

(слайд.5)

-Сегодня был хмурый день. Весь день лил дождь. Пин, Крош, Нюша, Бараш и Копатыч сидели по своим домам и скучали. Хорошо, что у каждого был ноутбук с программойSkype и друзья, могли пообщаться друг с другом. Нюша поболтала со всеми. Крош ещё пообщался с Копатычем, а Пин и Бараш обсудили футбольный матч.

-Сколько вершин и сколько ребер на этом графе?

+…

Проверка на интерактивной доске

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

А теперь послушайте ещё одну историю.

№ 2. На карточке. (Приложение – карточка)

-Наконец выглянуло солнышко, и Нюша вышла погулять. От своего дома она сначала забежала к Копатычу, чтобы угоститься вкусным вареньем, затем пошла к Барашу и послушала его стихотворение, потом заглянула к Пину и покаталась на его новой машине, а напоследок навестила Кроша – он давно звал посмотреть новый мультфильм. На обратном пути она забрала у Копатыча забытую шляпку и вернулась домой.

(Один человек на доске - остальные в тетради.)

-Как вы думаете, если этот граф увидит человек, не знающий этой истории, он сможет рассказать как путешествовала Нюша?

+…

-Откуда она начала свой путь?

+….

-А почему?

+…

-Мы сможем эту ситуацию исправить?

+даа

-Как?

+…

-Правильно, в этом нам помогут стрелки.

Открытие детьми нового знания.

-А теперь откроем №31на стр.19 в ваших рабочих тетрадях. И построим еще несколько графов с помощью стрелок.

(Все задания дети выполняют в тетради. На интерактивной доске отображаются отсканированные задания. Проверка – на доске.)

-1) Рассмотрите граф № 1 на рисунке. Его необходимо соединить, но не так, как мы делали раньше, а с помощью стрелок. Как мы соединим первую пару: Утро и День? +(Проведем стрелку от «Утро» к «День».)

  • -Почему так, а не наоборот? 

  • +(Потому, что, сначала наступает утро, а потом день.)

  • -К какой вершине проведем следующую стрелку? 

  • +(Вечер.) 

  • -Почему?

  • +..

  • -Соедините остальные точки графа самостоятельно.

  • Как вы соединили точки? Прочитайте в той последовательности, в которой у вас расставлены стрелки». Обратите внимание, так ли сменяется время суток.

-2)Прочитайте пояснение к графу № 2.

- Можно ли соединить вершины последовательно?

- Какие стрелки можно провести от яблони? 

+(Корни, ствол, ветки.)

Почему? 

+(Это части яблони.)

Где поставим стрелки? 

+(От слова «яблоня».)

  • -Какие вершины остались несоединенными? 

  • +(Листья, яблоки.)

  • -С какой вершиной их можно соединить? 

  • +(Ветки.) 

  • -Почему?

  • + (И листья, и яблоки растут на ветках.)

-3) Рассмотрите следующий граф и прочитайте историю к нему. Какие отношения отражает этот граф?

(Поставка сладостей, как перевозят сладости.)

-Как мы отразим на графе отношение: «конфеты посылают во все сладкие страны»?

+(От вершины К проведем стрелки ко всем остальным вершинам.)

- Найдите следующее отношение (в Шоколандию привозят вафли).

  • -Как отметить это на графе? 

  • +(Ш В.)

  • -Обозначьте последнее отношение.

  • (Из всех вершин провести стрелки к букве З.)

  • -Почему именно так провели стрелки? 

  • +(Из других стран привозят в Зефирию.)



-4) Обрати внимание на следующий граф. --Что oн вам напоминает?

+ (Алгоритм)

- Как мы соединяли действия алгоритма?

(Последовательно.)

  • -Что должны обозначать стрелки? 

  • +(Что действия выполняются одно за другим.)

- От какой вершины проведем первую стрелку? 

+(Начало.)

Соедините самостоятельно действия алгоритма.

- Прочитайте получившуюся последовательность.

- Какой вывод можно сделать? (Алгоритм можно представит

+ (можно представить в виде графа.))

-5. Прочитайте пояснение к графу.

  • -Изобразим на доске множество пирожков, которые печет бабушка.

  • -Какие бывают пирожки? 

  • +(Сладкие и с капустой.)

  • -Что можно сказать об этом множестве? 

  • +(Разбивается на два подмножества; изображение на рисунке.)

  • -Что сказано про пирожки с капустой? 

  • +(Ничего)

  • -Что вы узнали про множество сладких пирожков?

  • (Разбивается на два подмножества; с медом, с вареньем.)

  • -О каком множестве еще идет речь? 

  • +(Множество пирожков с вареньем также имеет два подмножества: яблочное и грушевое.)

  • -Ребята, рассмотрите снова внимательно все графы, которые мы с вами нарисовали и скажите, чем они отличаются от нарисованных раньше? 

  • +(У них вершины соединены не линиями, а стрелками.)

  • -Такие графы, ребята, называются ориентированными.

- Какие отношения обозначают стрелки? 

+(Последовательность, состав, откуда-куда, разбиение на множества)

Индивидуально с проверкой по эталону и обсуждением.

Также детям выдается мини-конспект с теорией, который они дома вклеивают в тетрадь.

Теория

Граф со стрелками называется ориентированным или графом с направленными ребрами.

Стрелки в графе могут означать:

последовательность,

состав,

откуда-куда,

разбиение на множества

Закрепление. № 32 Индивидуально. Проверка на доске. Обсуждение.

«Равноправие - неравноправие вершин».

- Прочитайте каждое описание.

  • -Чем они отличаются? 

  • +(В первом случае указана просто связь, во втором - связь с направлением.)

  • -Что значит: «Цыпленок играет с утенком»?

  • (Играют вместе.)

  • -Может быть так, чтобы только утенок играл, а цыпленок нет? 

  • +(Нет, играют, значит оба выполняют действия.)

  • -Отметим отношения на графе.

  • Что можно сказать о вершинах? 

  • +(Они одинаково выполняют действия.)

  • -Говорят, что вершины равноправны.

  • -Является ли этот граф ориентированным?

  • (Нет, так как нет стрелок.)

  • -Прочитайте описание № 2.

  • -Чем оно отличается от описания № -+1? (Есть поправление, путь мячика.)

  • -Как показать «гусенок бросил мяч утенку»? 

  • +(Г У.)

  • -Обозначьте все отношения.

  • -Как можно назвать этот граф?

  • (Ориентированный.)

  • Чем он отличается от предыдущего? 

  • +(Вместо линий- стрелки.)

  • -Почему?

  • (Отношения имеют направление.)

  • -Прочитайте первое предложение. Какая вершина выполняет действие? 

  • +(Г.)

  • -Выполняет ли это действие вторая вершина? 

  • +(Нет.)

  • -Равноправны ли вершины данного графа? 

  • +(Нет, так как действует только одна вершина.)

Физкультминутка.

№ 39 Выполняется в парах с проверкой.

Построение графа отношений.

  • -Прочитайте первую историю. Какие отношения изображает данный граф?

  • -Каким будет этот граф?

  • (Ориентированным.) 

  • -Почему?

  • + (Потому что его вершины неравноправны, а у действия есть направление.)

  • -Начнем рисовать ребра: прочитаем, кому подарил свои рисунки красный карандаш.

  • -Куда проведем стрелки от вершины К?

  • -Покажите на графе, что оранжевый карандаш подарил рисунки красному и желтому. Проверьте друг друга.

  • Кому подарил рисунки зеленый карандаш?

  • +..

  • -Как это отметить
    на графе?

  • +…

  • -Обозначьте последнее отношение.

  • +..

  • -Ребята, как определить, какие карандаши получили больше
    подарков? 

  • +(Посчитать, к какой вершине больше стрелок.)

  • -А как определить, какой карандаш сделал больше всех подарков?

  • +(Посчитать, из какой вершины проведено больше ребер.)

  • -Прочитайте задание ниже. Изобразим на графе это отношение.

  • Сколько подарков подарит каждый карандаш? 

  • +(4.)

(Самооценка – опрос нескольких детей. Ребенок должен рассказать, какую оценку он поставил себе за это задание и объяснить, почем такая оценка.)

Работа в группах (группы определены заранее – по 2 соседние парты – 4 человека).

Каждая группа получает лист с графом.

А сейчас вы сами придумаете историю по графу. Вам надо назвать вершины графа и придумать свою историю.

(слайд7)

Выступление групп.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Ну что ж, наш сегодняшний урок подходит к концу. А в конце принято подводить итоги и делиться впечатлениями.

- Сначала подведем итоги пути.

- Что нового мы сегодня узнали?

- Расскажите, что могут означать стрелки в графе?

- Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

+…

-А сейчас запишем домашнее задание №34, 36, 40(с.21-24)

- Оцените свои умения знаком + напротив одной из фраз:

- Да, я все понял и умею решать задачи с помощью графов с направленными ребрами.

- Не хватает уверенности в решении задач с помощью графов с направленными ребрами.

- Пока я затрудняюсь в решении задач с помощью графов с направленными ребрами.

-Поднимите руки те, кто выбрал первую фразу.

- Вторую.

-Третью.

-Возьмите карточку и нарисуйте смайлику настроение, такое какое у вас в конце нашего урока.

-Поднимите ваши смайлики.

- Спасибо за работу на уроке и желание добиться успеха!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!