Учитель биологии: Басхаева М.И
УМК :В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов
Предмет: биология
Класс: 9
Тема «Органоиды клетки: ЭПС, рибосомы, КГ, Лизосомы»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: сформировать знания об органоидах цитоплазмы: ЭПС, рибосомах, КГ, лизосомах
Образовательная
-
Сформировать знания об органоидах , изучить особенности их строения
-
Получить знания о функциях органоидов клетки
-
закрепить знания о строении
Развивающая:
-
Способствовать формированию умений сопоставлять факты и делать выводы, развитию логического мышления,
-
продолжить выработку навыков самостоятельно работы, содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
Воспитательная:
-
Совершенствовать системное представление об организации живых существ;
-
Развивать самостоятельность в учебной деятельности;
-
Воспитывать чувства само и взаимоуважение в условиях работы в парах.
Задачи:
-
обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, сформировать знаний о клеточном строении организмов , актуализировать знания об органоидах клетки.
-
создать условия для отработки навыков анализа ,обобщения, сравнения.
-
расширить общий и биологический кругозор учащихся
Формы занятий: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная
Материально- техническое обеспечение урока
Карты урока, таблица, учебник, компьютер, проектор, презентации
Методы обучения и технологии :
-
Словесные (объяснение, эвристическая беседа, работа с книгой),
-
Практические: выполнение учебных задач, работа с тестами, заполнение таблицы.
-
Наглядные: таблицы, презентация, опорный конспект
Педагогические технологии, используемые на уроке
-ИКТ;
-игровые технологии;
-развивающее обучение.
ХОД УРОКА:
1 Психологический настрой на урок. 1 мин
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Положительный настрой
2.Проверка домашнего задания (15 мин).
Задание 1.Тест «Выбери правильное» Посмотрите на рисунок и давайте вспомним, чем отличается растительная и животная клетки.
1. Клетки растений содержат:
А)вакуоли;
Б)целлюлозную оболочку;
В)мембрану
Г)хитин
2. В животных клетках содержится:
А)хитин;
Б)ядерное вещество;
В)целлюлозная оболочка
Г) мембрана
3. Ядро содержит
А)ядерное вещество;
Б)хитин
В)вакуоли
Г)оболочку
4. Кариотип –это:
А) оболочка клетки
Б)ядерный сок
В) набор хромосом
Г) ядерное вещество
1. «Подумайте и дайте ответ»
1.Как было открыто клеточное строение клетки?
2 Какие организмы относят к эукариотам и прокариотам?
3.В чем сходство и различие одноклеточных и многоклеточных организмов?
4.Какое строение имеет ядро?
5.Что представляет собой хроматин?
6. Как понять утверждение: «Любая болезнь» -это поражение каких-либо клеток?»
3.Изучение нового материала.
- Ребята, мы вспомнили о клеточном строении организмов
Почему важно изучать строение клеток?
Составные части клеток?
Что находится в цитоплазме?
Что мы должны изучить сегодня?
Итак, какая тема нашего урока ?:
Правильно «Органоиды клетки»
(запись темы урока в тетрадь)
-Ребята, а какая цель нашего урока?
(Дети формулируют цель)
-Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла жизнь на Земле, какими были первые живые организмы.
Но в настоящее время на нашей планете сосуществуют представители разных царств живой природы: растений, грибов, животных.
И в строении клеток этих организмов имеется много общего, как вы думаете, почему?
Уч-ся (Имеют единое происхождение).
Уч-ль -Но они абсолютно сходны, или нет? (нет)
-Правильно! В их строении есть и различия.
- А чем мы можем объяснить различия в строении клеток эукариотов?
Учащиеся. (разная среда, условия существования, питание)
Уч-ль. В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования в строении клеток различных царств живой природы возникло множество отличий.
-Объясните, почему вы так считаете?
(-Правильно это клетки растений и животных)
Групповая работа.
Я предлагаю разделиться на 4 группы – по партам
Используя информацию рабочих карт, необходимо изучить материал своей группы и далее защитить его.
В рабочей карте приведена информация по различным органоидам клетки.
Ученики делают сообщения о строении и функциях органоидов клетки с демонстрацией презентации.
Результаты работы оформляются в виде таблицы.
Органоид | Строение | Функции | Нахождение в цитоплазме |
| | | |
| | | |
| | | |
А сейчас ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть слайд-шоу - минутка релаксации
Закрепление материала:
Уч-ль: Мы выяснили некоторые различия в строении клеток различных царств животных и растений, а вот в чем их сходство?
Для того, чтобы более полно ответить на этот вопрос вы должны вспомнить положения клеточной теории. (Беседа с учащимися, в ходе которой выявляются черты сходства клеток)
Сходство:
1.Общий план строения
2. Сходный химический состав
3. Сходство процессов обмена веществ
4.Одинаковое кодирование наследственной информации, с помощью нуклеотидов.
5. Сходство процессов деления клеток.
Материал урока поможет вам справиться с заданиями развернутого типа из контрольно- материалов ЕГЭ. Давайте ответим на некоторые из них.
А) Почему Эвглену зеленую ботаники относят к растениям, а зоологи к животным. Укажите не менее 3 причин. (слайд )
Б) Прочитайте текст, найдите предложения, в которых допущены ошибки и исправьте их. (В рабочих картах дети маркером выделяют номера предложений, в которых допущены ошибки, следующий человек подчеркивает слова, которые неверны, а третий человек исправляет их)
Уч-ль: Сегодня у двух учащихся вашего класса было задание оценить вашу и свою работу на уроке, им мы и предоставим слово. Учащиеся оглашают выставленные ими отметки, аргументируют их.
-Поднимите руки, кто согласен с выставленными отметками? Кто не согласен? Объясните, почему и оцените себя сами.
Я думаю, что наш урок прошел плодотворно, и вы расширили свои знания о клетке.
Рефлексия
Продолжите предложение
Меня удивило…
У меня получилось…
Было трудно…
Было интересно…
5.Домашнее задание
1.уровень электронный ресурс, ответить на вопросы
2. уровень составить кроссворд по теме «Клеточное строение организмов»
Приложение 1
Рабочая карта
Текст группы1
Эндоплазматическая сеть (ЭПС) – это целая сеть канальцев и уплощенных цистерн, пронизывающих цитоплазму клетки.
СМ. слайд
Эта сеть построена из мембран.
В клетке два вида ЭПС – гладкая и шероховатая (гранулированная). На шероховатой расположено много рибосом, которые синтезируют белки.
В канальцах гладкой ЭПС – синтезируются углеводы и липиды.
Кроме функции синтеза, ЭПС выполняет функцию транспорта веществ по клетке.
Занимает 50% объема клетки, вокруг ядра располагается, в основном.
Текст группы 2
Рибосомы – мелкие органоиды, округлой формы, различимые только с помощью электр. микроскопа.
Они образованы двумя субъединицами, каждая из которых состоит из РНК и белков.
Функция рибосом – синтез белка.
Обе субъединицы рибосом синтезируются в ядре, а затем выходят в цитоплазму.
Находятся на шероховатой поверхности ЭПС
Текст группы 3
Аппарат Гольджи - сеть полостей и цистерн. АГ находится рядом с ядром.
В нем вещества, синтезируемые клеткой, накапливаются и упаковываются в мембранные пузыркьи, которые могут выделиться из клетки, образование лизосом
Так, например, из клеток желез внутренней секреции выводятся гормоны.
АГ – своеобразный цех по сортировке, упаковке и транспортировке различных веществ.
Текст группы 4
Лизосомы – небольшие пузырьки, ограниченные мембраной. Они содержат ферменты, которые расщепляют БЖУ. Пищевые частица попадают в клетку и образуют пищеварительные вакуоли, с которыми сливаются лизосомы. Переварившиеся вещества попадают в цитоплазму, а непереварившиеся - выбрасываются из клетки. Формируются лизосомы в аппарате Гольджи. Функции лизосом-расщепление орг.вещ-в, разрушение отмерших органоидов клетки и их уничтожение .