СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 9 класс. Органоиды клетки.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 9 класс. Органоиды клетки.»

Учитель биологии: Басхаева М.И

УМК :В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов

Предмет: биология

Класс: 9

Тема «Органоиды клетки: ЭПС, рибосомы, КГ, Лизосомы»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: сформировать знания об органоидах цитоплазмы: ЭПС, рибосомах, КГ, лизосомах

Образовательная

  • Сформировать знания об органоидах , изучить особенности их строения

  • Получить знания о функциях органоидов клетки

  • закрепить знания о строении

Развивающая:

  • Способствовать формированию умений сопоставлять факты и делать выводы, развитию логического мышления,

  • продолжить выработку навыков самостоятельно работы, содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;

Воспитательная:

  • Совершенствовать системное представление об организации живых существ;

  • Развивать самостоятельность в учебной деятельности;

  • Воспитывать чувства само и взаимоуважение в условиях работы в парах.

Задачи:

  • обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, сформировать знаний о клеточном строении организмов , актуализировать знания об органоидах клетки.

  • создать условия для отработки навыков анализа ,обобщения, сравнения.

  • расширить общий и биологический кругозор учащихся

Формы занятий: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная



Материально- техническое обеспечение урока

Карты урока, таблица, учебник, компьютер, проектор, презентации

Методы обучения и технологии :

  • Словесные (объяснение, эвристическая беседа, работа с книгой),

  • Практические: выполнение учебных задач, работа с тестами, заполнение таблицы.

  • Наглядные: таблицы, презентация, опорный конспект


Педагогические технологии, используемые на уроке

-ИКТ;

-игровые технологии;

-развивающее обучение.


ХОД УРОКА:


1 Психологический настрой на урок. 1 мин

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Положительный настрой

2.Проверка домашнего задания (15 мин).

Задание 1.Тест «Выбери правильное» Посмотрите на рисунок и давайте вспомним, чем отличается растительная и животная клетки.



1. Клетки растений содержат:

А)вакуоли;

Б)целлюлозную оболочку;

В)мембрану

Г)хитин

2. В животных клетках содержится:

А)хитин;

Б)ядерное вещество;

В)целлюлозная оболочка

Г) мембрана

3. Ядро содержит

А)ядерное вещество;

Б)хитин

В)вакуоли

Г)оболочку

4. Кариотип –это:

А) оболочка клетки

Б)ядерный сок

В) набор хромосом

Г) ядерное вещество



1. «Подумайте и дайте ответ»

1.Как было открыто клеточное строение клетки?

2 Какие организмы относят к эукариотам и прокариотам?

3.В чем сходство и различие одноклеточных и многоклеточных организмов?

4.Какое строение имеет ядро?

5.Что представляет собой хроматин?

6. Как понять утверждение: «Любая болезнь» -это поражение каких-либо клеток?»



3.Изучение нового материала.

- Ребята, мы вспомнили о клеточном строении организмов

Почему важно изучать строение клеток?

Составные части клеток?

Что находится в цитоплазме?

Что мы должны изучить сегодня?



Итак, какая тема нашего урока ?:

Правильно «Органоиды клетки»

(запись темы урока в тетрадь)

-Ребята, а какая цель нашего урока?

(Дети формулируют цель)

-Сейчас нельзя с полной уверенностью сказать, когда и как возникла жизнь на Земле, какими были первые живые организмы.

Но в настоящее время на нашей планете сосуществуют представители разных царств живой природы: растений, грибов, животных.

И в строении клеток этих организмов имеется много общего, как вы думаете, почему?

Уч-ся (Имеют единое происхождение).

Уч-ль -Но они абсолютно сходны, или нет? (нет)

-Правильно! В их строении есть и различия.

- А чем мы можем объяснить различия в строении клеток эукариотов?

Учащиеся. (разная среда, условия существования, питание)



Уч-ль. В процессе эволюции, в связи с неодинаковыми условиями существования в строении клеток различных царств живой природы возникло множество отличий.

-Объясните, почему вы так считаете?

(-Правильно это клетки растений и животных)



Групповая работа.

Я предлагаю разделиться на 4 группы – по партам

Используя информацию рабочих карт, необходимо изучить материал своей группы и далее защитить его.

В рабочей карте приведена информация по различным органоидам клетки.

Ученики делают сообщения о строении и функциях органоидов клетки с демонстрацией презентации.

Результаты работы оформляются в виде таблицы.



Органоид

Строение

Функции

Нахождение в цитоплазме

















А сейчас ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть слайд-шоу - минутка релаксации

Закрепление материала:

Уч-ль: Мы выяснили некоторые различия в строении клеток различных царств животных и растений, а вот в чем их сходство?

Для того, чтобы более полно ответить на этот вопрос вы должны вспомнить положения клеточной теории. (Беседа с учащимися, в ходе которой выявляются черты сходства клеток)

Сходство:

1.Общий план строения

2. Сходный химический состав

3. Сходство процессов обмена веществ

4.Одинаковое кодирование наследственной информации, с помощью нуклеотидов.

5. Сходство процессов деления клеток.



Материал урока поможет вам справиться с заданиями развернутого типа из контрольно- материалов ЕГЭ. Давайте ответим на некоторые из них.

А) Почему Эвглену зеленую ботаники относят к растениям, а зоологи к животным. Укажите не менее 3 причин. (слайд )

Б) Прочитайте текст, найдите предложения, в которых допущены ошибки и исправьте их. (В рабочих картах дети маркером выделяют номера предложений, в которых допущены ошибки, следующий человек подчеркивает слова, которые неверны, а третий человек исправляет их)



Уч-ль: Сегодня у двух учащихся вашего класса было задание оценить вашу и свою работу на уроке, им мы и предоставим слово. Учащиеся оглашают выставленные ими отметки, аргументируют их.

-Поднимите руки, кто согласен с выставленными отметками? Кто не согласен? Объясните, почему и оцените себя сами.



Я думаю, что наш урок прошел плодотворно, и вы расширили свои знания о клетке.



Рефлексия

Продолжите предложение

Меня удивило…

У меня получилось…

Было трудно…

Было интересно…

5.Домашнее задание

1.уровень электронный ресурс, ответить на вопросы

2. уровень составить кроссворд по теме «Клеточное строение организмов»







Приложение 1

Рабочая карта





Текст группы1

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) – это целая сеть канальцев и уплощенных цистерн, пронизывающих цитоплазму клетки.

СМ. слайд

Эта сеть построена из мембран.

В клетке два вида ЭПС – гладкая и шероховатая (гранулированная). На шероховатой расположено много рибосом, которые синтезируют белки.

В канальцах гладкой ЭПС – синтезируются углеводы и липиды.

Кроме функции синтеза, ЭПС выполняет функцию транспорта веществ по клетке.

Занимает 50% объема клетки, вокруг ядра располагается, в основном.


Текст группы 2

Рибосомы – мелкие органоиды, округлой формы, различимые только с помощью электр. микроскопа.

Они образованы двумя субъединицами, каждая из которых состоит из РНК и белков.

Функция рибосом – синтез белка.

Обе субъединицы рибосом синтезируются в ядре, а затем выходят в цитоплазму.

Находятся на шероховатой поверхности ЭПС



Текст группы 3

Аппарат Гольджи - сеть полостей и цистерн. АГ находится рядом с ядром.

В нем вещества, синтезируемые клеткой, накапливаются и упаковываются в мембранные пузыркьи, которые могут выделиться из клетки, образование лизосом

Так, например, из клеток желез внутренней секреции выводятся гормоны.


АГ – своеобразный цех по сортировке, упаковке и транспортировке различных веществ.

Текст группы 4

Лизосомы – небольшие пузырьки, ограниченные мембраной. Они содержат ферменты, которые расщепляют БЖУ. Пищевые частица попадают в клетку и образуют пищеварительные вакуоли, с которыми сливаются лизосомы. Переварившиеся вещества попадают в цитоплазму, а непереварившиеся - выбрасываются из клетки. Формируются лизосомы в аппарате Гольджи. Функции лизосом-расщепление орг.вещ-в, разрушение отмерших органоидов клетки и их уничтожение .

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!