СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии на тему "Строение цветка" (6 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии на тему "Строение цветка" (6 класс)»


Конспект урока биологии на тему "Строение цветка" (6 класс)


 Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

Задачи:

Образовательные:

изучить особенности строения цветка,

показать связь строения цветка с выполняемой функцией,

сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

Воспитательные:

умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,

прививать бережное отношение к природе,

Развивающие:

развивать умение самостоятельно приходить к логическим выводам,

оценивать и сравнивать.


Ход урока:

  1. Организационный момент

Активизация внимания учащихся


  1. Актуализация материала

Повторение д/з

Но прежде, чем начать изучение нового материала, сейчас мы вспомним, какие органы цветкового растения мы уже с вами изучили?

Объясните понятия:

Стебель - часть побега, выносящая листья к свету, на нем находятся боковые побеги, цветы, плоды.

Корень - орган растения, с помощью которого растение укрепляется в почве и получает воду с растворенными в ней питательными веществами.

Древесина - основная часть стебля, состоящая из сосудов и механических волокон.

Сердцевина - центральная часть стебля, образована клетками основной ткани, запасает в себе питательные вещества.

Луб - внутренняя часть коры, по нему перемещаются органические вещества.

Почка – зачаточный побег.

Лист – орган цветкового растения, участвует в процессе фотосинтеза.


Ответьте на вопросы:

  1. Какие органы растений вы знаете? (корень, побег, цветок, плод с семенами)

  2. Из чего состоит побег? (из стебля, листьев и почек)

  3. Для чего нужен стебель? (он выносит листья к свету, на нем находятся боковые побеги, цветы, плоды)

  4. Какие побеги вы знаете? (цепляющийся, ползучий, вьющийся, прямостоячий)

  5. Чем листовая почка отличается от цветочной? (размерами и формой, цветочная (генеративная) почка содержит зачатки цветков, а листовая (вегетативная) - зачатки будущего стебля и листьев)

  6. Из каких частей состоит лист? (из листовой пластины и черешка).

  7. Какие листья называются простыми? Приведите примеры. (состоящие из одной листовой пластины - березовый, осиновый)

  8. Какие листья называются сложными? Приведите примеры.( сост. Из 2и более листовых пластин клубника, рябина)

  9. У всех ли листьев есть прилистники? (не у всех).




Вводное слово:

Загадка :


Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.

( ЦВЕТЫ)

Тема нашего урока: «Строение цветка». Мы познакомимся со строением цветка, рассмотрим различные виды цветков, научимся составлять формулы цветка.

Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.

Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.

Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.    

- Одинаковы ли цветы?

?А чем они отличаются?

?А что у них общего?

(разнообразие цветков по форме, окраске, размерам, строению)

? Как вы думаете для чего растениям цветок?

Это генеративный орган, то есть орган полового размножения.

На месте цветка появляется плод и семена. Например, после цветков рябины появляются ягоды рябины, на месте цветков виолы – коробочки с семенами, а после цветения одуванчика разлетаются парашютики с семенами.

Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание.


Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.


  1. Изучение нового материала

Цветок — это видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения.

Как любой побег, цветок развивается из почки.

Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой, верхнюю часть которой называют цветоложем.

 

Чашечка, венчик, тычинки и пестики — это видоизменённые листья.

 

Цветок снаружи окружает околоцветник. Околоцветник выполняет защитную функцию, к тому же лепестки могут привлекать опылителей.

 Если околоцветник образуют чашелистики (чашечки) и лепестки (венчика), то это — двойной околоцветник.

 

Если околоцветник образован более или менее одинаковыми листочками околоцветника, то его называют простым околоцветником.

Репродуктивные части цветка: пестик и тычинка

В середине цветка находятся репродуктивные части цветка: пестик(-и) и тычинки.

  

У пестика имеются три части: завязь, столбик, рыльце.

Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити.

 

Обрати внимание!

В пестике образуются женские половые клетки.

В тычинке образуются мужские половые клетки (пыльца).

Пестик – часть цветка, образующая плод.

1.Пестик подразделяется на:

Рыльце - верхняя часть из особой ткани, служит для улавливания пыльцы,

Столби к и завязь -нижняя расширенная часть, в которой созревают женские гаметы – яйцеклетки.

Если в пестике нет столбика и рыльце располагается на завязи, то оно называется сидячим.

Из пестика цветка развивается плод с семенами.


2.Тычинка состоит из :

тычиночной нити, с помощью которой она крепится к цветоложу

пыльника, который содержит пыльцу с мужскими гаметами – спермиями.

Если тычиночной нити нет и пыльник располагается прямо на цветоложе, он называется сидячим.

Пестик и тычинки главные части цветка, в них образуются половые клетки – гаметы.

Пестик и тычинки участвуют в процессах опыления и оплодотворения и максимально соответствуют успешному протеканию этих процессов.

Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики – это пестичные, или женские, цветки, а другие – только тычинки, это тычиночные, или мужские, цветки. Такие цветки называют раздельнополыми.

Бесполыми называют такие цветки, у которых отсутствуют все главные части: и тычинки, и пестики.

Они выполняют только функцию привлечения насекомых-опылителей к другим цветкам, в которых главные части имеются. Бесполые цветки есть в соцветиях василька, подсолнечника и других растений.


3.Околоцветник, самая красивая часть цветка, состоит обычно из ярко окрашенных крупных лепестков, которая служит для привлечения насекомых.

Околоцветник состоит из лепестков, который составляет венчик растения. И из мелких листочков чашелистиков, которые составляют чашечку.

Чашечка образует наружный круг околоцветника. При распускании цветка в некоторых случаях чашечка опадает, но чаще сохраняется и во время цветения.
Чашечка выполняет следующие функции:

1) защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона.
2) в зеленых чашелистиках протекает процесс фотосинтеза.

Венчик содействует опылению цветка, привлекая насекомых-опылителей. Благодаря яркой окраске лепестков, венчик способен отражать солнечные лучи, предохраняя главные части цветка от перегрева. Закрываясь на ночь, венчик создает своего рода камеру, препятствующую охлаждению цветка или повреждению его холодной росой.

Существуют цветки, не имеющие околоцветника (ясень, осока, ива), их называют голыми.

Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько осей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну ось симметрии (горох, шалфей) или ни одной (канна), называют неправильными.


4.Цветоложе и цветоножка .

Ось цветка – называется цветоложем. Цветоложе, разрастаясь, принимает различную форму плоскую, вогнутую, выпуклую, полушаровидную, конусовидную, удлиненную, колончатую. Цветоложе внизу переходит в цветоножку, соединяющую цветок со стеблем или цветоносом.


ФОРМУЛА ЦВЕТКА

Для условного обозначения строения цветка используют формулы. Для составления формулы используют следующие обозначения:

О – простой околоцветник;
Ч – чашелистики;
Л – лепестки:
Т – тычинки;
П – пестик.

Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше двенадцати, то значком .
Если какие-либо части цветка срослись, то соответствующие цифры пишут в скобках.
Правильный цветок изображают звездочкой *;
неправильный – стрелкой ;
однополые мужские (тычиночные) цветки – ;
женские (пестичные) – знаком ;
обоеполые – знаком .

Цветки обоеполые и раздельнополые

У обоеполых цветков имеются и тычинки, и пестик.

У раздельнополых цветков имеются или только тычинки (тычиночные, или мужские, цветки), или толькопестик (пестичные, или женские, цветки).

Если пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении (например, у огурца и кукурузы), такие растения называют однодомными.

Если пестичные и тычиночные цветки располагаются на разных растениях (например, у ивы, тополя, конопли), такие растения называют двудомными. 

Например, формула тычиночного цветка огурца: (15)Л(5)Т(5)По;

формула обоеполого цветка вишни: 5Л5Т5П1.


5.Физминутка

Вместе по лугу идём

Не спешим, не отстаём…

Вот выходим мы на луг

Тысячи цветов вокруг

Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер

Расстилается ковёр и направо, и налево,

Что нарвать цветы в веночек, наклоняйтесь до носочков

Раз цветок, два цветок,

А потом сплетем венок…


6. Первичное закрепление материала (работа по карточкам)

Практическое задание: установите соответствие частей цветка их описанию

Взаимопроверка:

Название частей цветка



Описание

1)Цветоножка

А) Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.

2)Цветоложе

Б) Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод.

3)Чашелистики

В) Мужской орган размножения.

4)Лепестки

Г) Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.

5)Тычинки

Д) Прикрепляет к стеблю.

6)Пестик

Е) Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.

Норма — нет ошибок — «5»
1–2 — оценка «4»
3–4 — оценка «3»














7. Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня мы с вами  познакомились с особенностями цветов, я думаю, что для себя вы узнали много нового и интересного.

Выставление оценок, оценка урока.

Задание на дом:

6.Рефлеския: Оцените свое самочувствие на уроке: Страницы в учебнике: 54-55


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!