Тема | Мхи |
Цели | Образовательные: сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить с их ролью в природе и жизни человек; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения - Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений - Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации - Познавательные УУД: узнать о реальной ситуации связывающей биологические знания с историческими событиями . |
Планируемый результат | Предметные: выделения существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов как просто устроенных растений; сравнение мхов с другими представителями царства растений; объяснение роли мхов в природе и жизни человека Знать: как устроены мхи, их образ жизни и значение в природе и жизни человека Уметь: сравнивать мхи с другими представителями царства растений Личностные: использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний Метапредметные: умение работать с источниками информации, выделять главное и делать краткие записи |
Основные понятия | Ризоиды, споры, болото, кукушкин лен, сфагнум, торф |
Межпредметные связи | Экология, литература, медицина, география |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебники, электронное приложение, гербарии мхов, дополнительная информация, компьютер, пульты для тестирования, рисунки мхов Рабочие листы, рассказ Николая Михайловича Верзилина «Склад перевязочных средств на болоте» |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1.Актуализация знаний ( 10 мин) | Готовы к началу урока. Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя по теме «Водоросли» | На прошлом уроке мы изучали тему «Водоросли». | Экспресс-опрос 1)Какие нам уже известны царства живой природы? 2) Где обитают водоросли? 3) Какое строение имеют водоросли? 4)Почему водоросли относятся к низшим споровым растениям? 5) Какое значение имеют водоросли для обитателей водоема? 6) На какие группы мы можем разделить водоросли? 7) Как человек использует водоросли? 8)Почему аквариум не ставят возле окна? | - назовут изученные царства живой природы; - вспомнят строение водорослей; - способ питания и дыхания; - многообразие водорослей; -значение водорослей в природе и жизни человека; | Регулятивные (самоорганизация к уроку) Коммуникативные( умение слушать и слышать учеников) |
2. Мотивация к учебной деятельности (5 мин) 3.Работа с текстом. 1 этап: до чтения текста. Прием «Банк идей» 2 этап: во время чтения текста. 3 этап: после чтения текста | Предлагают варианты ответов на вопрос учителя. Читают рассказ, ищут ответы на вопросы. Отвечают на вопросы указывая конкретно абзац и номер предложения. Карандашом подчеркивают интересные моменты, о которых узнали из текста. Анализируют прочитанный текст, отвечают на вопрос учителя. . | Загадывает загадку о болоте: Но вдруг на пути возникает…ни море, ни земля, корабли не плывут и ходить нельзя. Что это? Что там интересного? Какая группа растений изображена на картинке? Задаёт вопрос: а что мы с вами знаем о мхах? Записывает на доске высказанные предположения. Какое значение в жизни человека имеют мхи? Какие свойства мха позволяют его использовать и в каких сферах деятельности? Чтобы ответить на этот вопрос предлагает прочитать рассказ Н.П. Верзилина. Задает вопрос: а что позволило врачу решить проблему с медикаментами? | Загадка о болоте. Потом появляется картинка болота. Формулируют тему урока: Мхи. Мхи-это растения. Мхи произрастают на болотах. Мхи используют для удержания влаги. Мхи играют важную роль в природе. Мхи имеют практическое применение в жизни человека. Возможность применить научные знания для решения жизненной проблемы. Знание разных видов мхов Знание особенностей их строения Знание места их произрастания Знание способа их обработки и особенности химического состава. | | (Познавательные УУД). Умение выделять главное из прочитанного (Коммуникативные УУД). Умение слушать (Регулятивные УУД). Умение слушать других |
4.Изучение нового (10 мин) | Формулируют цель и задачи урока урока. | Дополняет и обобщает: Цель: познакомиться с растениями класса мхов. Задачи: Изучить строение мхов; Сравненить сфагнума и кукушкин лён Рассмотреть практическое применение мхов. Как построим свою работу на уроке? Если в процессе урока у вас возникнет вопрос, запишите его в рабочий лист. | На рабочих листах записывают, чтобы хотели узнать на уроке. Потом проговаривают. - прочитаем текст в учебнике - посмотрим на рисунки в учебнике - запишем и сравним особенности строения мхов | | (Познавательные УУД). Интерес к изучаемой теме (Коммуникативные УУД). Умение слушать (Регулятивные УУД). Умение ставить задачи на урок |
: | Самостоятельно работают с текстом учебника, 1)Смотрят электронное приложение к УМК. № 81 Многообразие мхов. 2) В рабочей тетради выполняют задание № 93, 94 После просмотра отвечают на вопрос: есть стебель, лист, но нет корней. 1 вариант – кукушкин лен 2 вариант – сфагнум Заполняют таблицу. Заполняют на интерактивной доске для самопроверки. | Как продолжили фразу в тетради? Почему мхи относятся к высшим споровым растениям? Мхи однолетние или многолетние растения? Все ли мхи имеют одинаковое строение? | № 93 Мох – это высшее растение. №94 Перечислите основные черты строения мхов_____ ( стебель, лист, ризоиды, споры(для размножения) Используя, учебник §14 составить сравнительную характеристику мха сфагнум и кукушкина льна. Через 6 мин рассказывают друг другу об изученном объекте. В итоге должна быть таблица заполнена следующим образом. Черты сравнения | Кукушкин лен | Сфагнум | Стебли | не ветвистые | ветвистые | Листья | Узкие | Более широкие | Наличие ризоидов | Есть | Нет | Коробочка | Удлиненная | Круглая | Наличие воздушных клеток | Нет | Есть | Окраска растения | Ярко- зеленая | Светло-зеленая | Количество накапливаемой влаги | Небольшое | Очень большое | Где растет | В лесу | На болоте | Образует ли торф | Нет | Да | | | (Коммуникативные УУД).работа в паре, умение слушать друг друга. (Познавательные УУД) Слушают информацию, делают краткие записи в тетради Метапредметные: умение сравнивать два объекта, выделять существенные признаки, анализировать информацию |
5.Закрепление нового (15 мин) (фронтальная работа) | Отвечают на вопросы учителя. | Почему мхи относятся к высшим споровым растениям? Какое строение имеют мхи? Как они размножаются? Чем кукушкин лен отличается от сфагнума? Почему мхи способствуют заболачиванию территории ? Чем объяснить разную интенсивность зеленой окраски сфагнума и кукушкина льна | | | (Познавательные УУД). (Коммуникативные УУД). Умение слышать и слушать других |
6. Контролирующее задание (4 мин) | Выполняют тест с помощью пультов и интерактивной доски, отслеживают свой результат. | | Тест с использованием системы быстрого тестирования. Кукушкин лен – это: А) многолетнее растение В ) двулетнее растение С ) однолетнее растение По какому из указанных признаков мхи относятся к высшим споровым растениям: А) есть ризоиды В) есть хлорофилл С) есть стебель, листья Сфагнум отличается от кукушкина льна : А) отсутствием листьев В)отсутствием стебля С) отсутствием ризоидов Благодаря мертвым клеткам сфагнум: А) фотосинтезирует В) проводит питательные вещества С) впитывает воду В чем заключается сходство кукушкина льна и сфагнума? А) есть ризоиды В) есть листья и стебли С) есть корни Отмершие части сфагнума образует полезное ископаемое: А) бурый уголь В) каменный уголь С) торф В военное время сфагнум часто использовали: А) вместо гипса В) как перевязочный материал С) как продукт питания | | (Познавательные УУД) (Личностные УУД). (Регулятивные УУД). |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | Оценивают свою работу на уроке по алгоритму: Возвращаются к записанным на доске задачам урока | Помогает провести самооценку, проговаривая по шагам алгоритм по технологии оценивания: Какие перед нами стояли сегодня задачи? Как мы справились с поставленными задачами? Все ли вопросы рассмотрели? Что нам помогло сегодня решить поставленные задачи? Оцените свою работу на уроке. Кого из одноклассников вы отметили за активную работу на уроке. | - Образовательное поле: (учебники, электронное приложение, гербарии мхов, дополнительная информация, компьютер, пульты для тестирования, рисунки мхов, рассказ Н.М. Верзилина) и совместная деятельность. | | (Коммуникативные УУД). (Регулятивные УУД). (Личностные УУД). |
Итог урока. Д\З | § 14, в тетради задание № 96 | Спасибо за урок! Вы все очень хорошо работали. И мне бы хотелось, чтобы все Знания, которые мы с вами приобретаем нашли применение в вашей жизни. | | | |
1. Кукушкин лен – это: