СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока "Изучение нового материала"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Части речи"»

Тема урока: «Части речи»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, толковый словарь Ожегова, карточки с заданиями, презентация по теме урока.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения.

Предметные УУД :

- Формировать понятие части речи, учить распознавать части речи по общему значению и одинаковым вопросам.

- Использовать специальную терминологию при определении частей речи.

Регулятивные УУД:

- Определять цели учебной деятельности на уроке.

- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

- Осуществлять самоконтроль и самопроверку, вносить необходимые изменения.

Познавательные УУД:

- Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, в словарях.

- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности и делать самостоятельные простые выводы.

- Использовать схемы для решения поставленных задач.

- Строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные УУД:

- Активное использование речевых средств для решения познавательных задач.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

- Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные УУД:

- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Ход урока.


I. Мотивационно-целевой

Задачи этапа: обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний; вызвать познавательный интерес к проблеме; организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.


1.Самоопределение к деятельности.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего дня. СЛАЙД

- Записываем в тетрадях число, классная работа.


2.Работа в паре. Работа с пословицей.

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать. Работа в паре.


День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку. (Карточка для работы в паре)


– Какую пословицу собрали? (Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости) СЛАЙД

Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? (Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.)

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.


– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)


-Всё, что вы назвали – очень важно. Но я думаю, что самое главное – быть внимательным. Не зря говорят: «Внимание -  путь к запоминанию».


3.Минутка чистописания

-Предлагаю начать наш урок с разминки на внимание.


Запись на доске: ворона, сорока, ребята.


-Определите букву, которую будем писать сегодня на минутке чистописания. Она имеется в корне каждого из данных слов. (Буква Р - -ворон-, -сорок-, -ребят-)

-Какой звук слышится? Дайте ему характеристику. (Согласный, звонкий непарный, может быть мягким и твёрдым).

- Прописать буквы Рр


4. Орфографическая минутка

-Прочитать предложения. (Индивидуальная карточка) СЛАЙД

- Можно ли назвать эти предложения текстом? Докажи, что это текст.

Ф_ враль – самый последний и трудный мес__ц . На ветках деревьев жмутся в_робьи. Сн_гири и с_ницы подлетели к р_бинке. Трудно зверям и птицам добывать корм.

- Беседа о птицах.

– Почему зверям и птицам голодно в феврале? (Зимняя пора – трудное время для пернатых. К февралю уже закончились запасы у зверей, съедены семена деревьев. Очень трудно приходится птицам. Много их гибнет от бескормицы. Птицы перемещаются ближе к жилью человека). СЛАЙД

– Как мы можем помочь нашим зимующим птицам? (Можно развесить кормушки, подкармливать птиц) СЛАЙД

– В благодарность летом птицы будут уничтожать вредных насекомых в наших скверах и парках.

– Вернёмся к тексту. Что общего между словами февраль, месяц, воробьи, снегири, синицы? (слова с непроверяемыми безударными гласными, словарные слова)

- Задание - вставить пропущенные буквы.

- Самопроверка по образцу. Оценивание работы. Критерии оценивания. СЛАЙД .

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки


- Если вы сомневаетесь в написании слов с непроверяемыми безударными гласными, то, как вы поступите? (Можно посмотреть в орфографическом словаре)

5. Постановка учебной задачи.

- Сегодня и на следующих уроках русского языка мы с вами продолжим знакомство с тайнами русского языка.

-Что помогает людям общаться друг с другом? (Речь.)

-А из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений, а предложения из слов.)


- Ребята, я вам предлагаю прослушать историю, которая произошла с Димой. Он был очень возмущен и обижен. Послушайте. (Сценку представят 2 ученика)

Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся. – Как живешь? – Нормально. – С учебой как? – Нормально. – Ты, говорят, болел, теперь-то все в порядке? – Нормально? – Хорошо значит? – Ну, я же говорю – нормально! – Странно ты говоришь. – Почему? Нормально. – Ты считаешь нормально? – Нормально. – Да, странно. А ведь когда-то был вполне нормальным человеком.

 -  Ребята, как вы думаете, у ребят состоялся дружеский разговор?

– Почему? (Ответы мальчика были однообразными. В них звучало только слово «нормально»)


- Для чего нам нужны слова? (Для общения)

- Все ли слова одинаковые, или они различаются?

– Что могут обозначать слова? (предмет, признак предмета, действие предмета)

– Можно сказать, что это группы слов?


- Предположите, о чем мы будем с вами говорить на уроке? (будем говорить о разных словах, о группах слов)


- Как будет звучать тема урока, вы узнаете, разгадав ребус. СЛАЙД (Части речи)


- Какие учебные задачи поставим на урок? СЛАЙД

Узнать, что такое части речи.

Выяснить, какие части речи есть в русском языке.

Как их различать?


II. Ориентировочный этап.

Задача этапа: Организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования


- Где мы можем найти информацию по нашей теме? (Обратиться к учебнику, к словарю, энциклопедии, посмотреть в интернете, спросить у взрослых)


III. Поисково-исследовательский этап.

Цель этапа: Организовать поиск решения проблемы.

1. Итак, приступим к исследованию темы урока «Части речи». Обратимся к учебнику. На странице 40 даны сведения о языке. Учимся читать научный текст. Прочитать, ответить на вопросы . СЛАЙД

-Что называются частями речи?

-Что могут обозначать части речи?

-Какие названия есть у каждой части речи? (На доске карточки с названиями частей речи)


2. Работа в малых группах. Пользуясь схемой на странице 41, попробуем составить портрет каждой части речи.

1 группа – существительное.

Карточка

1. Рассказать про существительное (что слово обозначает, на какие вопросы отвечает)

2. Привести пример.


2 группа – прилагательное.

Карточка

1. Рассказать про прилагательное (что слово обозначает, на какие вопросы отвечает)

2. Привести пример.


3 группа – глагол

Карточка

1. Рассказать про глагол (что слово обозначает, на какие вопросы отвечает)

2. Привести пример.


4 группа – толковый словарь.

Карточка

Найти значение слова морфология.


5группа

Карточка

1.Что нужно сделать, чтобы правильно определить части речи?

2. Привести пример.


- Обсуждение, защита своих выводов, составление кластера на доске, оценивание работы группы лидерами группы.


- Итак, ребята, работая совместно, вы установили, что в русском языке слова делятся на большие группы слов, в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают. Исходя из наших исследований, сделаем вывод, что называется частью речи?


- Дополните предложение: Часть речи – это …(группа слов), которая имеет общее …(зна­че­ние) и от­ве­ча­ет на одинаковые … (во­про­сы). СЛАЙД


-Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово вы составили алгоритм определения части речи. (Алгоритм на доске)

1) Задать к слову вопрос.

2) Определить, что обозначает слово.

3) Назвать часть речи, к которой относится это слово.


2.Физкультминутка. (музыкальная)


IV. Практический этап.

Задача этапа: Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения.

1.Фронтальная работа. Выяснили, какие части речи существуют, составили последовательности определения части речи. Пора приступить к закреплению наших знаний. Распределите слова в три группы. Определите часть речи, пользуясь алгоритмом определения части речи.

Снег, ударили, пушистый, морозы, выпал, сильные. СЛАЙД


- Ребята, попробуем из отдельных частей речи составить предложение. Запишите в тетрадь. Определим части речи и подпишем над словами сверху. (Ударили сильные морозы.)


- Оцените свою работу.


- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Как вы думаете, какие качества личности вам помогли справиться с заданием? (Самостоятельность, активность, внимательность, аккуратность, уважение к товарищам). Некоторым придется еще потрудиться, чтобы воспитать в себе эти качества.


2. Самостоятельная работа.

- Итак, ребята, все задания мы выполняли в паре, вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выполним самостоятельную работу и проверим, как вы поняли тему урока. Пользуйтесь алгоритмом определения части речи.

- У вас на столах карточки зелёного цвета и дополнительная карточка жёлтого цвета. Жёлтая карточка для тех, кто быстро справится с первым заданием.

Карточка зелёного цвета

Определить, к какой части речи относятся слова: 

1.Встречают, синица, холодный, снежки, играют.


Карточка жёлтого цвета

Найди в каждой строчке и подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши. 
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина. 
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт. 
3) Думает, считает, ученик, знает.


- Дополнительное задание проверит учитель. Взаимопроверка по эталону задания с карточки зелёного цвета. Критерии оценивания. СЛАЙД

«5» - нет ошибок

«4» - 1,2 ошибки

«3» - знак вопроса

Сравните результаты с заданным эталоном.

- Кто выполнил задание без ошибок?

- Кто допустил 1, 2 ошибки?

- В чем испытывали трудности? Оцените себя.


3. Домашнее задание.

Страница 42, упражнение 70

V. Рефлексивно-оценочный этап

Цель этапа: Осмысление процесса и результата деятельности


1.Вспомните пословицу (Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости) – и скажите, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок (узнали, что такое части речи, научились различать части речи) СЛАЙД

2.Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД

На уроке я работал….

Своей работой на уроке…

Урок для меня показался..

Материал урока мне был…


- Я желаю вам всегда быть мудрыми и внимательными, прислушиваться к тому, что происходит вокруг, а говорить пусть позволят вам богатые знания. Спасибо за урок.