Тема урока: «Части речи»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, толковый словарь Ожегова, карточки с заданиями, презентация по теме урока.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения.
Предметные УУД :
- Формировать понятие части речи, учить распознавать части речи по общему значению и одинаковым вопросам.
- Использовать специальную терминологию при определении частей речи.
Регулятивные УУД:
- Определять цели учебной деятельности на уроке.
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Осуществлять самоконтроль и самопроверку, вносить необходимые изменения.
Познавательные УУД:
- Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, в словарях.
- Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности и делать самостоятельные простые выводы.
- Использовать схемы для решения поставленных задач.
- Строить сообщения в устной форме.
Коммуникативные УУД:
- Активное использование речевых средств для решения познавательных задач.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные УУД:
- Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Ход урока.
I. Мотивационно-целевой
Задачи этапа: обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний; вызвать познавательный интерес к проблеме; организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.
1.Самоопределение к деятельности.
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
- Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего дня. СЛАЙД
- Записываем в тетрадях число, классная работа.
2.Работа в паре. Работа с пословицей.
– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать. Работа в паре.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку. (Карточка для работы в паре)
– Какую пословицу собрали? (Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости) СЛАЙД
– Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? (Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.)
– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)
-Всё, что вы назвали – очень важно. Но я думаю, что самое главное – быть внимательным. Не зря говорят: «Внимание - путь к запоминанию».
3.Минутка чистописания
-Предлагаю начать наш урок с разминки на внимание.
Запись на доске: ворона, сорока, ребята.
-Определите букву, которую будем писать сегодня на минутке чистописания. Она имеется в корне каждого из данных слов. (Буква Р - -ворон-, -сорок-, -ребят-)
-Какой звук слышится? Дайте ему характеристику. (Согласный, звонкий непарный, может быть мягким и твёрдым).
- Прописать буквы Рр
4. Орфографическая минутка
-Прочитать предложения. (Индивидуальная карточка) СЛАЙД
- Можно ли назвать эти предложения текстом? Докажи, что это текст.
Ф_ враль – самый последний и трудный мес__ц . На ветках деревьев жмутся в_робьи. Сн_гири и с_ницы подлетели к р_бинке. Трудно зверям и птицам добывать корм.
- Беседа о птицах.
– Почему зверям и птицам голодно в феврале? (Зимняя пора – трудное время для пернатых. К февралю уже закончились запасы у зверей, съедены семена деревьев. Очень трудно приходится птицам. Много их гибнет от бескормицы. Птицы перемещаются ближе к жилью человека). СЛАЙД
– Как мы можем помочь нашим зимующим птицам? (Можно развесить кормушки, подкармливать птиц) СЛАЙД
– В благодарность летом птицы будут уничтожать вредных насекомых в наших скверах и парках.
– Вернёмся к тексту. Что общего между словами февраль, месяц, воробьи, снегири, синицы? (слова с непроверяемыми безударными гласными, словарные слова)
- Задание - вставить пропущенные буквы.
- Самопроверка по образцу. Оценивание работы. Критерии оценивания. СЛАЙД .
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
- Если вы сомневаетесь в написании слов с непроверяемыми безударными гласными, то, как вы поступите? (Можно посмотреть в орфографическом словаре)
5. Постановка учебной задачи.
- Сегодня и на следующих уроках русского языка мы с вами продолжим знакомство с тайнами русского языка.
-Что помогает людям общаться друг с другом? (Речь.) -А из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений, а предложения из слов.) - Ребята, я вам предлагаю прослушать историю, которая произошла с Димой. Он был очень возмущен и обижен. Послушайте. (Сценку представят 2 ученика) Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся. – Как живешь? – Нормально. – С учебой как? – Нормально. – Ты, говорят, болел, теперь-то все в порядке? – Нормально? – Хорошо значит? – Ну, я же говорю – нормально! – Странно ты говоришь. – Почему? Нормально. – Ты считаешь нормально? – Нормально. – Да, странно. А ведь когда-то был вполне нормальным человеком. |
- Ребята, как вы думаете, у ребят состоялся дружеский разговор?
– Почему? (Ответы мальчика были однообразными. В них звучало только слово «нормально»)
- Для чего нам нужны слова? (Для общения)
- Все ли слова одинаковые, или они различаются?
– Что могут обозначать слова? (предмет, признак предмета, действие предмета)
– Можно сказать, что это группы слов?
- Предположите, о чем мы будем с вами говорить на уроке? (будем говорить о разных словах, о группах слов)
- Как будет звучать тема урока, вы узнаете, разгадав ребус. СЛАЙД (Части речи)
- Какие учебные задачи поставим на урок? СЛАЙД
Узнать, что такое части речи.
Выяснить, какие части речи есть в русском языке.
Как их различать?
II. Ориентировочный этап.
Задача этапа: Организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования
- Где мы можем найти информацию по нашей теме? (Обратиться к учебнику, к словарю, энциклопедии, посмотреть в интернете, спросить у взрослых)
III. Поисково-исследовательский этап.
Цель этапа: Организовать поиск решения проблемы.
1. Итак, приступим к исследованию темы урока «Части речи». Обратимся к учебнику. На странице 40 даны сведения о языке. Учимся читать научный текст. Прочитать, ответить на вопросы . СЛАЙД
-Что называются частями речи?
-Что могут обозначать части речи?
-Какие названия есть у каждой части речи? (На доске карточки с названиями частей речи)
2. Работа в малых группах. Пользуясь схемой на странице 41, попробуем составить портрет каждой части речи.
1 группа – существительное.
Карточка
1. Рассказать про существительное (что слово обозначает, на какие вопросы отвечает)
2. Привести пример.
2 группа – прилагательное.
Карточка
1. Рассказать про прилагательное (что слово обозначает, на какие вопросы отвечает)
2. Привести пример.
3 группа – глагол
Карточка
1. Рассказать про глагол (что слово обозначает, на какие вопросы отвечает)
2. Привести пример.
4 группа – толковый словарь.
Карточка
Найти значение слова морфология.
5группа
Карточка
1.Что нужно сделать, чтобы правильно определить части речи?
2. Привести пример.
- Обсуждение, защита своих выводов, составление кластера на доске, оценивание работы группы лидерами группы.
- Итак, ребята, работая совместно, вы установили, что в русском языке слова делятся на большие группы слов, в зависимости от того, что слова обозначают и на какие вопросы отвечают. Исходя из наших исследований, сделаем вывод, что называется частью речи?
- Дополните предложение: Часть речи – это …(группа слов), которая имеет общее …(значение) и отвечает на одинаковые … (вопросы). СЛАЙД
-Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово вы составили алгоритм определения части речи. (Алгоритм на доске)
1) Задать к слову вопрос.
2) Определить, что обозначает слово.
3) Назвать часть речи, к которой относится это слово.
2.Физкультминутка. (музыкальная)
IV. Практический этап.
Задача этапа: Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения.
1.Фронтальная работа. Выяснили, какие части речи существуют, составили последовательности определения части речи. Пора приступить к закреплению наших знаний. Распределите слова в три группы. Определите часть речи, пользуясь алгоритмом определения части речи.
Снег, ударили, пушистый, морозы, выпал, сильные. СЛАЙД
- Ребята, попробуем из отдельных частей речи составить предложение. Запишите в тетрадь. Определим части речи и подпишем над словами сверху. (Ударили сильные морозы.)
- Оцените свою работу.
- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Как вы думаете, какие качества личности вам помогли справиться с заданием? (Самостоятельность, активность, внимательность, аккуратность, уважение к товарищам). Некоторым придется еще потрудиться, чтобы воспитать в себе эти качества.
2. Самостоятельная работа.
- Итак, ребята, все задания мы выполняли в паре, вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выполним самостоятельную работу и проверим, как вы поняли тему урока. Пользуйтесь алгоритмом определения части речи.
- У вас на столах карточки зелёного цвета и дополнительная карточка жёлтого цвета. Жёлтая карточка для тех, кто быстро справится с первым заданием.
Карточка зелёного цвета
Определить, к какой части речи относятся слова:
1.Встречают, синица, холодный, снежки, играют.
Карточка жёлтого цвета
Найди в каждой строчке и подчеркни лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
- Дополнительное задание проверит учитель. Взаимопроверка по эталону задания с карточки зелёного цвета. Критерии оценивания. СЛАЙД
«5» - нет ошибок
«4» - 1,2 ошибки
«3» - знак вопроса
Сравните результаты с заданным эталоном.
- Кто выполнил задание без ошибок?
- Кто допустил 1, 2 ошибки?
- В чем испытывали трудности? Оцените себя.
3. Домашнее задание.
Страница 42, упражнение 70
V. Рефлексивно-оценочный этап
Цель этапа: Осмысление процесса и результата деятельности
1.Вспомните пословицу (Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости) – и скажите, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок (узнали, что такое части речи, научились различать части речи) СЛАЙД
2.Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД
На уроке я работал….
Своей работой на уроке…
Урок для меня показался..
Материал урока мне был…
- Я желаю вам всегда быть мудрыми и внимательными, прислушиваться к тому, что происходит вокруг, а говорить пусть позволят вам богатые знания. Спасибо за урок.