Урок алгебры по теме:
"Числовые последовательности". 9-й класс
Коркина Любовь Ивановна, учитель математики
КГБОУСУВУ «Уральское подворье» г. Перми
Цели:
-
Образовательная: разъяснить учащимся смысл понятий «последовательность», «n-ный член последовательности»; познакомить с видами последовательностей и со способами их заданий.
-
Развивающая: способствовать развитию логического мышления.
-
Воспитательная: воспитание активности и аккуратности.
-
Коррекционная: коррекция навыков вычислений арифметических действий.
Ход урока:
1. Организационный момент
28, 29, 30, … почему?
Декабрь, …, февраль, март почему?
…, 2019, 2020 почему?
Откройте тетради, запишите дату, которую вы получили.
То, что вы сейчас решили: называется «последовательностью». Сегодня на уроке мы познакомимся с этим понятием, узнаем, какими могут быть последовательности (их виды) и рассмотрим их способы заданий.
2. Подготовка обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе урока (работа в парах).
Какие события в нашей жизни происходят последовательно? Приведите примеры таких явлений и событий.
Ответы учеников: дни недели, возраст человека, номер счёта в банке, последовательно происходит смена дня и ночи, последовательно увеличивает скорость автомобиль, последовательно пронумерованы дома на улице и т. д.
В математике тоже существуют последовательности. Они называются числовыми.
Например:
-
1; 2; 3; 4; 5; …
1/2; 1/3; 1/4; 1/5; 1/6;…
-3; -2; -1; 0; 1; …
1; 0; -1; -2; -3; …
Распределите их по видам: возрастающие последовательности и убывающие последовательности. (,)
Числовые последовательности бывают возрастающими и убывающими.
-
Продолжите или восстановите ряд числовых последовательностей.
5; 10; 15; 20; 25; …
1; 3; …; 9.
3; 33; 333; …
2; 4; …; 8.
Числовые последовательности бывают конечными и бесконечными.
3. Изучение нового материала.
Рассмотренные нами числовые ряды и есть примеры числовых последовательностей.
Они обозначаются любыми буквами латинского алфавита: an; bn; cn; … xn.
Числа, образующие последовательность, называют соответственно первым, вторым, третьим, и т. д., n-ным членами последовательности.
Обозначают члены последовательности так а1; а2; а3; а4; … аn;
Например: аn = 10, 11 …98, 99.
Является ли последовательность двузначных чисел конечной? (да)
Например: bn = 1; 1/2; 1/3; 1/4; 1/5; …
Назовите в последовательности а1; а4; а10; а100
Является ли последовательностью запись чисел 2; 4; 7; 1; -21; -15; …? (нет, так как числовой ряд не имеет закономерности)
Что такое последовательность?
Это – числовой ряд, заданный с некоторой закономерностью. (Определение)
-
Самостоятельная работа
-
Установите по какому правилу составлена последовательность чисел …; 7; 10; х; 16; 19 … Найдите число обозначенное буквой х.
-
Установите по какому правилу составлена последовательность чисел …; 24; 20; х; 12; 8… Найдите число обозначенное буквой х.
-
В первом ряду кинозала – 50 мест, а в каждом следующем на два больше, чем в предыдущем. Сколько мест в девятом ряду?
-
В первом ряду кинозала – 22 мест, а в каждом следующем на два больше, чем в предыдущем. Сколько мест в двенадцатом ряду?
Ответы: 13; 16; 66; 44.
4. Существуют различные способы, которые позволяют задать последовательность.
Аналитический способ -
С помощью формулы n-ого члена последовательности.
Формула общего члена позволяет вычислить член последовательности с любым заданным номером. Например, если хn=3n+2, то
-
х5=3.5+2=17;
-
х45=3.45+2=137.
-
Физкультурная минутка:
bn = n2 – 3n
Вычислите:
Ответы: -2; -2; 0; 4; 10 …
А сможем ли мы вычислить сразу сотый член последовательности?
Ответ: 9700
Рекуррентный способ -
Формулу, выражающую любой член последовательности, начиная с некоторого, через предыдущие (один или несколько), называют рекуррентной (от латинского слова recurro – возвращаться).
Например: 1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; 21; 34; 55; 89; 144; 233; 377; 610 …
Попробуйте увидеть закономерность последовательности.
Не зная предыдущего числа, не вычислишь и следующего…
Члены этой последовательности называются числами Фибоначчи – по имени средневекового итальянского ученого Леонардо Фибоначчи (1180 – 1240 гг.) Эти числа встречаются в математике и природе довольно часто: количество веток на дереве, семена в подсолнечнике, морская раковина, спираль галактики, круговорот циклона на земле, отпечаток пальцев человека и многое другое.
5. Подведение итогов урока
Итак, мы разобрали понятие последовательности. (Определение)
Приведите примеры числовой последовательности: возрастающей, убывающей, конечной и бесконечной.
Какие способы задания последовательности вы знаете. (аналитический, рекуррентный)
Оценки. Домашнее задание: №№ 560, 561, 562