СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения и развития речи. Русская народная сказка "Лиса и волк"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения и развития речи в 4 классе. Тема:  Русская народная сказка "Лиса и волк"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения и развития речи. Русская народная сказка "Лиса и волк"»

ОГКОУ «Кинешемская школа-интернат»





Конспект урока чтения и развития речи

4 класс

Тема:

Русская народная сказка

Выполнила:

учитель начальных классов

Салова Е.Н.





Цель: создать условия для правильного понимания учащимися смысла и морали сказки «Лиса и волк».

Образовательные:

  • Совершенствовать навыки беглого, выразительного, осознанного, чтения.

Коррекционно-развивающие:

  • на основе коррекционных упражнений развивать мышление, восприятие, память

  • корригировать слуховое и зрительное восприятие

  • развивать умения работать с текстом, четко и правильно отвечать на вопросы, составлять полные предложения.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к устному народному творчеству, а также интерес к произведениям о животных.

  • Воспитывать положительную мотивацию к урокам чтения, усидчивость, умение слушать.



Материалы и оборудование:

1.Выставка книг со сказками.

2.Рисунки и поделки детей.

3. Костюмы, маски.

4. Ноутбук, колонки.

5. Рисунки по содержанию сказки.

Ход урока.

I Организация детей.

-Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, и начнем наш урок чтения и развития речи.

Мы продолжаем читать и изучать сказки.

(звучит музыка «Сказка в гости к нам идёт», учитель превращается в Сказочницу, накидывая шаль на плечи)

-Здравствуйте. дорогие ребятушки: добры молодцы и красны девицы.

Хожу я по свету белому, люблю сказки слушать, да рассказывать обо всём на свете: про царевичей-королевичей, про простых людей, про животных, про такие чудеса, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Хочу я и вас, ребята, пригласить в гости к новой сказке.

(учитель машет ароматизированным платочком)



II Дыхательная гимнастика.

- Принюхайтесь, здесь пахнет лепестками роз, которые вырастили Герда и Кай в сказке Андерсена «Снежная Королева»

(шумный короткий вдох носом при слегка сомкнутых губах, выдох – свободно легко через рот-4 раза)

- Снежная Королева пронеслась мимо нас, осыпав вихрем снежинок! Сдуем их с наших ладошек!

(медленный вдох через рот, выдох- тоже через рот, но сначала медленно - слабо, затем быстро - сильнее, потом резко – сильно)

- Теперь надуем воздушный шарик и полетим на нём в гости к нашей сказке.

(дети складывают ладошки перед ртом, набирают воздух носом и выдувают через рот медленно, «надувая шарик»)

- Встаём и поднимаемся высоко в небо, так, что захватывает дух , летим!

(дети задерживают дыхание на несколько секунд)

-И опускаемся на землю!

(дети садятся, кладут руки на парту)

III Актуализация опорных знаний.

- Мы в стране сказок. Посмотрите вокруг, сколько здесь чудесного: и ваши рисунки, и поделки, и на полочках выставка любимых сказок. Эта чудесная страна создана вами!

-Давайте посмотрим на выставку сказок, которые мы прочитали.

-О ком сказки, которые стоят на верхней полке? (о животных, похожих на людей)

-Как мы называем такие сказки? (сказки о животных)

-Какие сказки на средней полке? (волшебные)

-За что мы их так называем? (там происходят всякие чудеса)

-Как называются сказки, стоящие на нижней полке? (бытовые)

-О ком они? (о быте и жизни простых людей)

-Чему учат сказки? (добру)

-Скажите, а для чего мы читаем и изучаем сказки? (чтобы уметь различать добро и зло.)

IV Мотивация к деятельности , целеполагание, определение темы урока.

- Сказки любят взрослые и дети, прочитаем пословицу:

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК!

- Прочитаем 1 часть. Почему говорят: «Сказка – ложь» ( в сказке все выдумано)
- Читаем 2 часть, объясняем значение слов: «да в ней намёк, добрым молодцам урок!» (каждая сказка чему-нибудь может научить). Читаем пословицу вместе- шёпотом, тихим голосом, громким голосом.

(Звучит музыка «В мире много сказок»)

Инсценировка «Волк и лиса».

Л.- Здравствуй, куманёк!

В.-Здравствуй, кумушка! Опять что-нибудь плохое задумала?

Л.-Да, что ты? Я в жизни никому ничего плохого не сделала.

В.- А колобка кто съел? А петушка из дома кто украл? Плутовка ты, лиса. Вот только хвост у тебя красивый.

Л.- Что верно, то верно. Он мои следы заметает, от собак спасает, да, и в жизни помогает!

В.- Хорошо бы и мне мой так же помогал!

Л.-А хочешь, у тебя тоже такой хвост будет, как у меня?

В.-Нет уж, спасибо. Опять обхитрить хочешь?

Л.- Ну, как знаешь!

- Ребята, почему волк лису плутовкой назвал? (лиса во всех сказках всех обманывает, хитрит)

-Сегодня мы тоже встретимся с рыжей плутовкой и посмотрим, сможет ли она на этот раз кого-либо обхитрить.

-Кто может прочесть на доске название нашей сказки?

-Для этого надо вспомнить домашнее задание и дописать буквы на листочках. (работа в парах)

(учитель снимает шаль)

-Назовите тему урока. (сказка «Волк и лиса»).

-Русская народная сказка «Лиса и волк». Почему я назвала её русской и народной?

(сказку сочинил русский народ)

-Какова цель сегодняшнего урока? (изучить новую сказку «Лиса и волк», научиться читать её громко, чётко, выразительно, узнать, чему она нас учит)

V Проверка домашнего задания.

На дом было задано прочитать самостоятельно сказку «Лиса и волк», подумать, о чём она.

-Какую сказку вы читали дома?

-О ком она?

- К какому типу сказок она относится?

-Понравились ли вам герои сказки, почему?

Упражнения на тренировку памяти и внимания, развитие речи.

Ученики рассказывают краткое содержание сказки, используя рисунки

(8 рисунков надо поставить по порядку)

- Объясните поговорку: ЯСНИ- ЯСНИ НА НЕБЕ ЗВЁЗДЫ

(примета: чем ярче звёзды- тем сильнее мороз)

-Какое время года в сказке? Встанем, погреемся.

VI Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на левой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на правой ножке.

Вверх ладошки- хлоп, хлоп!

По коленкам-шлёп, шлёп!

По плечам себя похлопай (1-2-3),

По бокам себя пошлёпай (1-2-3).

Можем хлопать за спиной, (1-2)

Хлопаем перед собой (1-2)

Вправо-можем, влево-можем!

Сядем тихо, руки сложим.

VII Чтение сказки, смысловой разбор прочитанного отрывка, словарная работа.

ПО-ВЫ-БРО-СИ-ЛА ПРИ-ГО-ВА- РИ-ВА-ЕТ

НЕ ВОРОХНЁТСЯ (не шевелится, не двигается)

КОРОМЫСЛО (толстая деревянная планка с крючками на концах для ношения 2 вёдер на плече)

ПРОРУБЬ (прорубленное отверстие во льду)

КВАШНЯ (тесто)

УЛУЧИЛА ВРЕМЯ (нашла подходящее время)

- Будем читать всю сказку по очереди. Как будем читать? (громко, чтобы слышали все ребята в классе; чётко- стараемся правильно произносить все звуки; выразительно –передавая голосом чувства и настроение.)

(Ученики читают по отрывку, который относится к рисунку. После каждого отрывка ответы на вопросы по содержанию.)

Гимнастика для глаз
1. Стоя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 6-8 раз (голова неподвижна) .
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 6-8 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении.3- 4 раза.

4. Частые моргания в течение 10-15 сек.

VIII Работа по формированию выразительного чтения.

-Какую сказку мы читаем? («Лиса и волк»)

- Чтобы научиться читать более выразительно, мы вначале рассмотрим 4-ую картинку и ответим на вопросы:

-Что делает лисичка? (кушает рыбку)

-Что делает волк? (смотрит на лисичку жалобно, слюнки глотает, просит рыбки)

-Как ведёт себя лисичка? (ест, торопится, не даёт рыбки волку)

- Кто первый начинает разговор? Почему? (волк, потому что голоден)

-Каким тоном начинает он разговаривать с лисой? (жалостным, заискивающим, просящим)

-Каким голосом говорит волк? (низким- мужским, тихим)

-Каким тоном будет разговаривать с ним лиса? (резким, грубым, сердитым)

-Каким голосом? (высоким- женским, громким)

- Итак:

Волк-глупый, голодный. Он заискивает перед лисой, просит, говорит тихо, но грубым, низким , мужским голосом.

Лиса- сердитая, жадная, разговаривает торопливым громким, высоким женским голосом.

-Находим в учебнике отрывок, подходящий к этой картинке, будем читать его так, как будто стали сами волком и лисой. (со слов «Здравствуй, кумушка….»)

(Первичное чтение учителя. Повторное чтение выполняют хорошо читающие дети, читают по ролям)

-Правильно ли читали ребята?

- Кто хочет сказать хорошие слова о чтении своих товарищей?

-Похожи они были на лису и волка?

Домашнее задание: выразительное чтение данного отрывка по ролям.

IX Итог урока.

-Какую новую русскую народную сказку мы изучали на уроке?

-Грустная она или весёлая?

-В каком случае у сказки мог быть другой конец?

-Чему учит нас эта сказка?

(Быть умнее и внимательнее, чтобы не попасть в такую ситуацию, в которой оказался волк, нельзя доверять первому встречному, надо прислушиваться к советам старших.)

Оценки детям за работу на уроке.

Рефлексия.

-Ребята, если вам понравился урок, улыбнитесь и похлопайте в ладоши, если вам что-то не понравилось или у вас что-то не получилось, сложите руки на парте, а после урока мы с вами поговорим об этом.

-Вот вы и побывали вновь в стране сказок. До новой встречи! Урок окончен.








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!