МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШУМЯЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ В.Ф. АЛЕШИНА
Сценарий урока технологии в 6 классе на тему:
«Дикорастущие растения, используемые человеком»
Учитель технологии:
Старовойтова Наталья Юрьевна
Шумячи
2021 год
Аннотация
Урок на тему «Дикорастущие растения, используемые человеком» разработан с учётом поурочного планирования. Рассчитан на возрастную группу учащихся 12-13 лет (6 класс), соответствует их познавательным возможностям. Занятие рассчитано на два спаренных урока.
Предмет: технология
Класс: 6
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: групповая
Методы и приемы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, метод самостоятельной работы в парах, ИКТ
Материально – техническое обеспечение урока: учебник технологии под редакцией В.М. Казакевича; В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова Учебное пособие «Технология. Проекты и кейсы» 6 класс; мультимедийный проектор и компьютер, презентация «Дикорастущие растения, используемые человеком».
Основные понятия: Дикорастущие, культурные, эфиро-масличные, дубильные, лекарственные, камеденосные, красильные растения.
Тема урока: «Дикорастущие растения, используемые человеком»
Цель урока:
организовать деятельность обучающихся по изучению классификации дикорастущих растений, используемых человеком.
Предметные результаты:
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД
1. Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию.
2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в таблицу и пр.).
Коммуникативные УУД
1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.
Личностные УУД
-
Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Ход урока.
-
Организационный момент. Мобилизация учащихся к работе.
-
Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на предыдущем уроке, а для этого выполним небольшой тест: (Слайд 2-6)
Вопрос 1
На какие отрасли делится сельское хозяйство:
Варианты ответов
-
Растениеводство и кулинария
-
Растениеводство и животноводство
-
Растениеводство и агротехнологии
Вопрос 2
Условия труда - это
Варианты ответов
-
семейные ценности, карьера и производственная обстановка и конструктивно эксплуатационные характеристики применяемой техники, которые оказывают воздействие на человека, на его производительность и качество его труда.
-
внутренняя, духовная среда человека, производственная обстановка и конструктивно эксплуатационные характеристики применяемой техники, которые оказывают воздействие на человека, на его производительность и качество его труда.
-
внешняя среда, производственная обстановка и конструктивно эксплуатационные характеристики применяемой техники, которые оказывают воздействие на человека, на его производительность и качество его труда.
Вопрос 3
Клубни растений - это
Варианты ответов
Вопрос 4
Ботва растений - это
Варианты ответов
Вопрос 5
-
Выберите из списка только культурные растения.
5 правильных вариантов ответов
Варианты ответов
-
Яблоня
-
Одуванчик
-
Ландыш
-
Картофель
-
Рожь
-
Шиповник
-
Ель
-
Лён
-
Земляника
-
Морковь
-
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Ребята, мы сейчас с вами назвали культурные растения, а какие растения остались? Назовите их?
(одуванчик, ландыш, шиповник, ель, земляника)
Учитель: А как вы думаете, каким, одним словом можно назвать все эти растения?
(Дикорастущие растения)
Учитель: Правильно ребята и тема нашего сегодняшнего урока: «Дикорастущие растения, используемые человеком» (Слайд 7)
-
Целеполагание совместно с учащимися.
Учитель: Ребята, давайте подумаем, а какое определение вы можете дать понятию «дикорастущие растения»?
(ответы детей)
Учитель: Итак: (Слайд 8) Дикорастущие растения – это растения, которые растут и распространяются без участия человека. Этим растениям не нужен особый уход, они приспособились к естественной среде обитания.
Дикорастущие растения обладают большой энергетической
ценностью. Многие дикорастущие растения можно употреблять в пищу или использовать как сырьё в промышленности, из них делают лекарства, парфюмерию, косметику, получают красители и дубильные вещества.
Человек использует для своих нужд различные части растений: корни, стебли, листья, семена, плоды, соцветия.
Учитель: Ребята, дикорастущих растений очень много и есть несколько классификаций дикорастущих растений. Как вы думаете, с чем мы сегодня на уроке будем знакомиться?
(ответы детей, обсуждение)
-
Сообщение нового материала.
Учитель: (Слайд 9-10) Человек использует для своих нужд различные части растений: корни, стебли, листья, семена, плоды, соцветия.
Все полезные дикорастущие растения классифицируют разными способами:
-
1. Деревья, кусты, травы;
-
2. По основному способу их применения: пищевые, эфирно-масличные, дубильные, лекарственные, смолоносные, камеденостные, красильные.
Учитель: (Слайд 11) Установите соответствие между названием группы растений и названием растений.
Учитель: (Слайд 12) К пищевым дикорастущим растениям относятся те, части которых можно использовать в пищу. Например:
-
Ягоды: земляника, черника, малина, брусника, клюква;
-
Орехи: лещина, грецкий орех, кедровый орех;
-
Корни: корневище аира болотного, одуванчика;
-
Стебли: сахарный тростник;
-
Цветы и бутоны: жасмин, настурция, каперсник;
-
Листья: щавель, крапива, лебеда, сныть.
Учитель: Ребята, важно помнить, что растения бывают как съедобные, так и нет! Давайте посмотрим, какие растения являются ядовитыми и их нельзя употреблять в пищу. (Слайд 13-15)
Учитель: (Слайд 16) Дикорастущие растения, которые содержат высокие концентрации летучих веществ называют эфироно-масличными растениями. Они представляют большую ценность для ряда производств – парфюмерно-косметического, фармацевтического, пищевого и других, благодаря содержащемуся в них эфирному маслу. Наибольшее количество эфирных масел содержится в цветках и плодах, меньше – в листьях, стеблях и подземных органах. К ним относятся травянистые эфиромасличные растения: кориандр, шалфей, базилик, тмин, анис, пачули, укроп, аир.
Учитель: (Слайд 17) Дубильные растения, содержат в своих органах значительных количествах дубильные вещества (танины). В нашей стране дубильные вещества встречаются главным образом у хвойных растений (ель, сосна, пихта, лиственница), таких лиственных растений как дуб, ива, каштан. Для промышленного производства дубильных экстрактов обычно используют кору дуба, кору ели и многих видов ив, листья скумпии и сумаха, корневища бадана и других растений. Получаемые из дубильных растений экстракты используются в кожевенной промышленности, для которой эти растения до сих пор сохранили свое значение.
Учитель: (Слайд 18) Лекарственными называют растения, части которых используются людьми для лечения и профилактики различных заболеваний, для производства лекарств в фармацевтической промышленности.
Учитель: (Слайд 19) Смолоносные растения. В нашей стране основной источник получения смол - хвойные породы, в первую очередь сосна; из нее подсочкой добывают живицу, в состав которой входят эфирное масло и смоляные кислоты. Из живицы получают скипидар, используемый в лакокрасочной промышленности и медицине, а также канифоль, которую применяют в мыловарении и целлюлозно-бумажной промышленности. Смолы употребляют также в парфюмерии и химической промышленности.
Учитель: (Слайд 20) Камеденосные растения содержат камеди – вещества, способные полностью или частично растворяться в воде, давая клейкие растворы. У многих растений натеки камеди образуются на местах повреждений (на этом основана добыча камеди подсочкой). Самая известная камедь – «вишневый клей». Камедь получают также из древесины лиственницы. Камеди находят применение в текстильной промышленности при окраске тканей, в медицине, парфюмерии, кондитерской, лакокрасочной и полиграфической промышленности.
Учитель: (Слайд 21) Красильные растения содержат красящие вещества. Большинство красящих веществ растворяется в воде и органических растворителях. Красящие вещества содержатся в разных органах и тканях растений: корнях, корневищах, листьях, коре, древесине, цветках и плодах. Как красители используются лишь наиболее стойкие из этих веществ. Красильные растения раньше широко применяются в текстильной промышленности и ковроделии.
-
Музыкальная физкультминутка. (Приложение 1)
-
Закрепление знаний и способов действий. Самостоятельная работа в парах.
Учитель: У вас на партах лежат фотографии растений, клей. Вам необходимо заполните таблицу, используя фотографии растений, материал урока и параграф 11.1. (Приложение 2)
Классификация дикорастущих растений по способу их применения (Слайд 22)
Пищевые, эфирно-масличные | Лекарственные | Дубильные | Смолоносные | Красильные | Камеденосные |
| | | | | |
-
Взаимоконтроль, взаимопроверка.
Учитель: А сейчас, для проверки заполнения таблиц, поменяйтесь ими с соседними партами.
-
Домашнее задание.
Учитель: п. 11.1, заполнить таблицу (5-6 растений) (Слайд 23)
Фото растения | Видовое название | Классификация по способу применения | Применение |
| | | |
-
Рефлексия.
Учитель: -Что вам понравилась сегодня на уроке?
-Что вы запомнили важного и главного для себя?
-Что вам могло бы пригодиться в жизни?
-Нарисуйте у себя в тетрадях символ вашего настроения в конце урока.
Библиография
-
Технология 6 класс под редакцией В.М. Казакевича, М.: Просвещение, 2019
-
В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова Технология. Проекты и кейсы 6 класс. М.: Просвещение, 2021
-
https://yandex.ru/images/search?text=белый%20гриб&stype=image&lr=12&parent-reqid=1636405098823155-3758224624985466062-vla1-5795-vla-l7-balancer-8080-BAL-9692&source=wiz
-
https://yandex.ru/images/search?p=3&text=эфирномасличные+растения&pos=106&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fds05.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F019d%2F0010ca7c-a93e077e%2Fimg6.jpg&lr=12