СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Дикорастущие растения"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Дикорастущие растения"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШУМЯЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ В.Ф. АЛЕШИНА

















Сценарий урока технологии в 6 классе на тему:

«Дикорастущие растения, используемые человеком»



Учитель технологии:

Старовойтова Наталья Юрьевна







Шумячи

2021 год

Аннотация

Урок на тему «Дикорастущие растения, используемые человеком» разработан с учётом поурочного планирования. Рассчитан на возрастную группу учащихся 12-13 лет (6 класс), соответствует их познавательным возможностям. Занятие рассчитано на два спаренных урока.

Предмет: технология

Класс: 6

Тип урока: комбинированный.

Форма работы: групповая

Методы и приемы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, метод самостоятельной работы в парах, ИКТ

Материально – техническое обеспечение урока: учебник технологии под редакцией В.М. Казакевича; В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова Учебное пособие «Технология. Проекты и кейсы» 6 класс; мультимедийный проектор и компьютер, презентация «Дикорастущие растения, используемые человеком».

Основные понятия: Дикорастущие, культурные, эфиро-масличные, дубильные, лекарственные, камеденосные, красильные растения.










Тема урока: «Дикорастущие растения, используемые человеком»

Цель урока:

организовать деятельность обучающихся по изучению классификации дикорастущих растений, используемых человеком.

Предметные результаты:

  • формировать умение классифицировать дикорастущие растения.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение владеть смысловым чтением самостоятельно вычитывать информацию.

2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в таблицу и пр.).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Личностные УУД

  1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.




Ход урока.

  1. Организационный момент. Мобилизация учащихся к работе.

  • приветствие;

  • проверка явки учащихся;

  • проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на предыдущем уроке, а для этого выполним небольшой тест: (Слайд 2-6)

Вопрос 1

На какие отрасли делится сельское хозяйство:

Варианты ответов

  • Растениеводство и кулинария

  • Растениеводство и животноводство

  • Растениеводство и агротехнологии


Вопрос 2

Условия труда - это

Варианты ответов

  • семейные ценности, карьера и производственная обстановка и конструктивно эксплуатационные характеристики применяемой техники, которые оказывают воздействие на человека, на его производительность и качество его труда.

  • внутренняя, духовная среда человека, производственная обстановка и конструктивно эксплуатационные характеристики применяемой техники, которые оказывают воздействие на человека, на его производительность и качество его труда.

  • внешняя среда, производственная обстановка и конструктивно эксплуатационные характеристики применяемой техники, которые оказывают воздействие на человека, на его производительность и качество его труда.


Вопрос 3

Клубни растений - это

Варианты ответов

  • листья растений

  • цветки растений

  • видоизмененный твердый подземный стебель


Вопрос 4

Ботва растений - это

Варианты ответов

  • видоизмененный твердый подземный стебель

  • цветки растений

  • листья растений


Вопрос 5

  1. Выберите из списка только культурные растения. 

5 правильных вариантов ответов

Варианты ответов

  • Яблоня

  • Одуванчик

  • Ландыш

  • Картофель

  • Рожь

  • Шиповник

  • Ель

  • Лён

  • Земляника

  • Морковь

  1. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, мы сейчас с вами назвали культурные растения, а какие растения остались? Назовите их?

(одуванчик, ландыш, шиповник, ель, земляника)

Учитель: А как вы думаете, каким, одним словом можно назвать все эти растения?

(Дикорастущие растения)

Учитель: Правильно ребята и тема нашего сегодняшнего урока: «Дикорастущие растения, используемые человеком» (Слайд 7)


  1. Целеполагание совместно с учащимися.

Учитель: Ребята, давайте подумаем, а какое определение вы можете дать понятию «дикорастущие растения»?

(ответы детей)

Учитель: Итак: (Слайд 8) Дикорастущие растения – это растения, которые растут и распространяются без участия человека. Этим растениям не нужен особый уход, они приспособились к естественной среде обитания.

Дикорастущие растения обладают большой энергетической

ценностью. Многие дикорастущие растения можно употреблять в пищу или использовать как сырьё в промышленности, из них делают лекарства, парфюмерию, косметику, получают красители и дубильные вещества.

Человек использует для своих нужд различные части растений: корни, стебли, листья, семена, плоды, соцветия.

Учитель: Ребята, дикорастущих растений очень много и есть несколько классификаций дикорастущих растений. Как вы думаете, с чем мы сегодня на уроке будем знакомиться?

(ответы детей, обсуждение)

  1. Сообщение нового мате­риала.

Учитель: (Слайд 9-10) Человек использует для своих нужд различные части растений: корни, стебли, листья, семена, плоды, соцветия.

Все полезные дикорастущие растения классифицируют разными способами:

  • 1. Деревья, кусты, травы;

  • 2. По основному способу их применения: пищевые, эфирно-масличные, дубильные, лекарственные, смолоносные, камеденостные, красильные.

Учитель: (Слайд 11) Установите соответствие между названием группы растений и названием растений.

Учитель: (Слайд 12) К пищевым дикорастущим растениям относятся те, части которых можно использовать в пищу. Например:

  • Ягоды: земляника, черника, малина, брусника, клюква;

  • Орехи: лещина, грецкий орех, кедровый орех;

  • Корни: корневище аира болотного, одуванчика;

  • Стебли: сахарный тростник;

  • Цветы и бутоны: жасмин, настурция, каперсник;

  • Листья: щавель, крапива, лебеда, сныть.

Учитель: Ребята, важно помнить, что растения бывают как съедобные, так и нет! Давайте посмотрим, какие растения являются ядовитыми и их нельзя употреблять в пищу. (Слайд 13-15)

Учитель: (Слайд 16) Дикорастущие растения, которые содержат высокие концентрации летучих веществ называют эфироно-масличными растениями. Они представляют большую ценность для ряда производств – парфюмерно-косметического, фармацевтического, пищевого и других, благодаря содержащемуся в них эфирному маслу. Наибольшее количество эфирных масел содержится в цветках и плодах, меньше – в листьях, стеблях и подземных органах. К ним относятся травянистые эфиромасличные растения: кориандр, шалфей, базилик, тмин, анис, пачули, укроп, аир.

Учитель: (Слайд 17)  Дубильные растения, содержат в своих органах значительных количествах дубильные вещества (танины). В нашей стране дубильные вещества встречаются главным образом у хвойных растений (ель, сосна, пихта, лиственница), таких лиственных растений как дуб, ива, каштан. Для промышленного производства дубильных экстрактов обычно используют кору дуба, кору ели и многих видов ив, листья скумпии и сумаха, корневища бадана и других растений. Получаемые из дубильных растений экстракты используются в кожевенной промышленности, для которой эти растения до сих пор сохранили свое значение.

Учитель: (Слайд 18) Лекарственными называют растения, части которых используются людьми для лечения и профилактики различных заболеваний, для производства лекарств в фармацевтической промышленности.

  Учитель: (Слайд 19) Смолоносные растения. В нашей стране основной источник получения смол - хвойные породы, в первую очередь сосна; из нее подсочкой добывают живицу, в состав которой входят эфирное масло и смоляные кислоты. Из живицы получают скипидар, используемый в лакокрасочной промышленности и медицине, а также канифоль, которую применяют в мыловарении и целлюлозно-бумажной промышленности. Смолы употребляют также в парфюмерии и химической промышленности.

Учитель: (Слайд 20) Камеденосные растения содержат камеди – вещества, способные полностью или частично растворяться в воде, давая клейкие растворы. У многих растений натеки камеди образуются на местах повреждений (на этом основана добыча камеди подсочкой). Самая известная камедь – «вишневый клей». Камедь получают также из древесины лиственницы. Камеди находят применение в текстильной промышленности при окраске тканей, в медицине, парфюмерии, кондитерской, лакокрасочной и полиграфической промышленности.

Учитель: (Слайд 21) Красильные растения содержат красящие вещества. Большинство красящих веществ растворяется в воде и органических растворителях. Красящие вещества содержатся в разных органах и тканях растений: корнях, корневищах, листьях, коре, древесине, цветках и плодах. Как красители используются лишь наиболее стойкие из этих веществ. Красильные растения раньше широко применяются в текстильной промышленности и ковроделии.

  1. Музыкальная физкультминутка. (Приложение 1)

  2. Закрепление знаний и способов действий. Самостоятельная работа в парах.

Учитель: У вас на партах лежат фотографии растений, клей. Вам необходимо заполните таблицу, используя фотографии растений, материал урока и параграф 11.1. (Приложение 2)

Классификация дикорастущих растений по способу их применения (Слайд 22)

Пищевые, эфирно-масличные

Лекарственные

Дубильные

Смолоносные

Красильные

Камеденосные
































  1. Взаимоконтроль, взаимопроверка.

Учитель: А сейчас, для проверки заполнения таблиц, поменяйтесь ими с соседними партами.

  1. Домашнее задание.

Учитель: п. 11.1, заполнить таблицу (5-6 растений) (Слайд 23)


Фото растения

Видовое название

Классификация по способу применения

Применение






  1. Рефлексия.

Учитель: -Что вам понравилась сегодня на уроке?

-Что вы запомнили важного и главного для себя?

-Что вам могло бы пригодиться в жизни?

-Нарисуйте у себя в тетрадях символ вашего настроения в конце урока.




Библиография

  • Технология 6 класс под редакцией В.М. Казакевича, М.: Просвещение, 2019

  • В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова Технология. Проекты и кейсы 6 класс. М.: Просвещение, 2021

  • https://yandex.ru/images/search?text=белый%20гриб&stype=image&lr=12&parent-reqid=1636405098823155-3758224624985466062-vla1-5795-vla-l7-balancer-8080-BAL-9692&source=wiz

  • https://yandex.ru/images/search?p=3&text=эфирномасличные+растения&pos=106&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fds05.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F019d%2F0010ca7c-a93e077e%2Fimg6.jpg&lr=12










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс