Тема: Именительный и винительный падежи имени существительного.
Цель: актуализировать знания об именительном и винительном падежах; познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах.
Задачи урока:
- Установить существенные признаки Именительного и Винительного падежа.
- Формировать умение определять И.п. и В.п. на основе существенных признаков.
Формирование УУД:
Предметные:
- совершенствовать умения учащихся различать существительные в именительном и винительном падежах;
- формировать навык употребления их в речи.
Метапредметные:
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли .
Регулятивные:
- постановка учебной задачи; - оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные:
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока:
I.Организационный момент
II. Работа с пословицей
- Ребята, начать урок хотела пословицей:
"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости"
III.Словарная работа
Шестнадцать учеников, килограмм яблок, столичный вокзал, адрес товарища, пассажирский вагон.
(Взаимопроверка, самооценка.)
IV. Актуализация знаний
- О какой части речи мы говорили на прошлых уроках русского языка?
(Имя существительное)
На доске:
- Что вы знаете об имени существительном?
Устная работа
V. Постановка проблемы
- Мы продолжим изучение падежей.
-Но о каких падежах будем говорить сегодня?
- Попробуйте ответить на этот вопрос, поработав в парах.
Работа в парах.
- Работаем устно. Обсуждаем предложенный вопрос и формулируем тему урока.СЛАЙД
Прочитайте. О каких падежах идёт речь? Есть: девочка, земля, брат, олень, пенал, окно, море, ружьё, тень Вижу: девочку, землю, брата, оленя, пенал, окно, море, ружьё, тень |
- О каких падежах будем говорить на уроке?
(Именительный и винительный падеж)
-Значит, какая тема урока?
Именительный и винительный падежи. СЛАЙД
- Сегодня на уроке мы будем учиться различать эти падежи, чтобы нас они не могли разыграть и подшутить над нами.
(на доске карточки с названием падежей)
Именительный винительный
- Послушайте сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились И.п. и В.п. Они очень любили разыгрывать придворных, их не могли различить придворные были в замешательстве.
- Сколько падежей в русском языке?
-Назовите их.
Физминутка
VI.Работа по рядам
-Сегодня на уроке мы будем работать по рядам. СЛАЙД
1 группа: | 2 группа: | 3 группа: |
Вишня растёт на дереве. Бабушка рассказала про вишню. | Облака плывут по небу. Туча спряталась за облака. | С дерева упал последний листок. Ёж забрался под листок. |
- Определите падеж имён существительных.
- Как определить падеж имени существительного в предложении?
- Подробнее остановимся на склонении имён существительных.
- Что называется склонением имени существительного? (изменение по падежам)
СТИХ
-Чтобы выяснить в чём различие имен существительных 1,2,3 склонений в И.п и Вп., отправимся в путешествие.
Понаблюдаем, сможем ли мы различить И.п. и В.п по этим качествам. Изменяем имена существительные по вопросам падежей.
- Что изменяется у существительного при склонении? ( Окончание.)
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
1. Наблюдение над признаками именительного и винительного падежей.
– Что мы уже знаем по данной теме? (Два ученика заранее подготовили стихи.)
Я – Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.
А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них готов прожить.
2. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте предложение.
Корабль вошёл в порт. Капитан поднялся на корабль.
- Что общего в этих предложениях? (
слово корабль) - На какой вопрос отвечает слово корабль в первом предложении?
Подлежащее | | Второстепенный |
-Разберите предложения по членам предложения. - Какой можно сделать вывод?
- Как связано существительное корабль с главным словом во 2-ом предложении?
- Имеет ли предлоги существительное в первом предложении?
Без предлогов | | Имеет предлоги |
СЛАЙД (5-9)
Работа по учебнику
- Давайте сравним наше исследование с выводом в таблице на стр.105 учебника.
Фронтальная работа с объяснением
Упр.186, стр.105 (устный разбор предложений по членам, определение падежа существительных.)
СЛАЙД
Рефлексия
9. Итог урока.
-Какие знания вы приобрели за урок?
Научились различать И.п.и В.п. с помощью предлогов, роли в предложении, слова- помощника.
10. Домашнее задание.
Упр. 190 (с. 107)