Конспект урока в 5 классе
Дата___________________
Тема: Вычитание смешанных дробей
Цель: формировать умения и навыки вычитания смешанных дробей, развивать логическое мышление, память; воспитывать целеустремленность, ответственность.
Тип урока: изучение нового материала
Учебник: Математика 5 класс С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин (2012 год)
Ход урока:
Организационный момент (проверка готовности к уроку)
Проверка домашнего задания
При проверке тетрадей
Актуализация опорных знаний
Устный счет.
Выполнить сложение:

Постановка проблемы
На день рожденья Ирины мама испекла три пирога. Гости съели 2
всех пирогов. Какая часть пирога осталась?
Какое действие необходимо выполнить, чтобы решить задачу? (вычитание)
Какие знания вам понадобятся, чтобы выполнить это действие? (правила вычитания смешанных чисел)
Сообщение темы, целей и задач урока:
Тема нашего урока: «Вычитание смешанных дробей»
На уроке мы научимся выполнять действие вычитание над смешанными дробями
Изучение нового материала (фронтальная работа: беседа, объяснения, иллюстрация примеров)
Разбор примеров вычитания смешанных дробей с одинаковыми знаменателями
Учебник стр. 220, пример 1, пример 2, пример 3, пример 4. Рассмотренные примеры записать в тетради.
Разбор примеров сложения смешанных дробей с разными знаменателями
Учебник стр. 221, пример 5. Рассмотренный пример записать в тетради.
Примерный текст беседы:
Вычитание правильной дроби из целого числа
Чтобы из целого числа вычесть правильную дробь нужно представить это натуральное число в виде смешанного числа.
Для этого занимаем единицу в натуральном числе и представляем её в виде неправильной дроби, знаменатель которой равен знаменателю вычитаемой дроби.
Пример.

В примере единицу мы заменили неправильной дробью 7/7 и вместо 3 записали смешанное число и от дробной части отняли дробь.
Вычитание смешанных чисел
При вычитании смешанных чисел отдельно из целой части вычитают целую часть, а из дробной части вычитают дробную часть.
При подобных расчётах могут встретиться разные случаи.
Первый случай вычитания смешанных чисел
У дробных частей одинаковые знаменатели и числитель дробной части уменьшаемого (из чего вычитаем) больше или равен числителю дробной части вычитаемого (что вычитаем).
Пример.

Второй случай вычитания смешанных чисел
У дробных частей разные знаменатели.
В этом случае вначале нужно привести к общему знаменателю дробные части, а затем выполнить вычитание целой части из целой, а дробной из дробной.
Пример.

Третий случай вычитания смешанных чисел
Дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
Пример.

Так как у дробных частей разные знаменатели, то как и во втором случае, вначале приведём обыкновенные дроби к общему знаменателю.

Числитель дробной части уменьшаемого меньше числителя дробной части вычитаемого.
3
Поэтому, вспомнив вычитание правильной дроби из целого числа, займём единицу из целой части и представим эту единицу в виде неправильной дроби с одинаковым знаменателем и числителем равным 18.

Сложим полученную неправильную дробь 18/18 и дробную часть уменьшаемого и получим:

Все рассмотренные случаи можно описать с помощью правил вычитания смешанных чисел.
Привести дробные части уменьшаемого и вычитаемого к наименьшему общему знаменателю.
Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, то занимаем у целой части уменьшаемого единицу. Эту единицу превращаем в неправильную дробь с одинаковым числителем и знаменателем равными наименьшему общему знаменателю.
Прибавляем полученную неправильную дробь к дробной части уменьшаемого.
Вычитаем из целой части целую, а из дробной - дробную.
Проверяем, нельзя ли сократить и выделить целую часть в конечной дроби.)
Закрепление изученного материала
Решение упражнений
№1003, №1004 – с решением на доске
№1005 – устный счет
№1007, 1009, 1010 – с решением на доске
Подведение итогов
Домашнее задание: выучить правила вычитания смешанных дробей п. 4.16
Выполнить упр. №1005, 1011
Литература:
Математика 5 класс С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин (2012 год)
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-na-temu-vichitanie-smeshannih-drobey-685707.html