СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока для 5 класса "Вычитание смешанных дробей"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового    материала

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 5 класса "Вычитание смешанных дробей"»

Конспект урока в 5 классе

Дата___________________

Тема: Вычитание смешанных дробей

Цель: формировать умения и навыки вычитания смешанных дробей, развивать логическое мышление, память; воспитывать целеустремленность, ответственность.

Тип урока: изучение нового материала

Учебник: Математика 5 класс С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин (2012 год)
Ход урока:

  1. Организационный момент (проверка готовности к уроку)

  2. Проверка домашнего задания

При проверке тетрадей

  1. Актуализация опорных знаний

Устный счет.

Выполнить сложение:

  1. Постановка проблемы

На день рожденья Ирины мама испекла три пирога. Гости съели 2 всех пирогов. Какая часть пирога осталась?

Какое действие необходимо выполнить, чтобы решить задачу? (вычитание)

Какие знания вам понадобятся, чтобы выполнить это действие? (правила вычитания смешанных чисел)

  1. Сообщение темы, целей и задач урока:

Тема нашего урока: «Вычитание смешанных дробей»

На уроке мы научимся выполнять действие вычитание над смешанными дробями

  1. Изучение нового материала (фронтальная работа: беседа, объяснения, иллюстрация примеров)

  1. Разбор примеров вычитания смешанных дробей с одинаковыми знаменателями

Учебник стр. 220, пример 1, пример 2, пример 3, пример 4. Рассмотренные примеры записать в тетради.

  1. Разбор примеров сложения смешанных дробей с разными знаменателями

Учебник стр. 221, пример 5. Рассмотренный пример записать в тетради.

Примерный текст беседы:

Вычитание правильной дроби из целого числа

Чтобы из целого числа вычесть правильную дробь нужно представить это натуральное число в виде смешанного числа.

Для этого занимаем единицу в натуральном числе и представляем её в виде неправильной дроби, знаменатель которой равен знаменателю вычитаемой дроби.

Пример.

В примере единицу мы заменили неправильной дробью 7/7 и вместо 3 записали смешанное число и от дробной части отняли дробь.

Вычитание смешанных чисел

При вычитании смешанных чисел отдельно из целой части вычитают целую часть, а из дробной части вычитают дробную часть.

При подобных расчётах могут встретиться разные случаи.

Первый случай вычитания смешанных чисел

У дробных частей одинаковые знаменатели и числитель дробной части уменьшаемого (из чего вычитаем) больше или равен числителю дробной части вычитаемого (что вычитаем).

Пример.

Второй случай вычитания смешанных чисел

У дробных частей разные знаменатели.

В этом случае вначале нужно привести к общему знаменателю дробные части, а затем выполнить вычитание целой части из целой, а дробной из дробной.

Пример.

Третий случай вычитания смешанных чисел

Дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.

Пример.

Так как у дробных частей разные знаменатели, то как и во втором случае, вначале приведём обыкновенные дроби к общему знаменателю.

Числитель дробной части уменьшаемого меньше числителя дробной части вычитаемого.

3

Поэтому, вспомнив вычитание правильной дроби из целого числа, займём единицу из целой части и представим эту единицу в виде неправильной дроби с одинаковым знаменателем и числителем равным 18.

Сложим полученную неправильную дробь 18/18 и дробную часть уменьшаемого и получим:

Все рассмотренные случаи можно описать с помощью правил вычитания смешанных чисел.

  • Привести дробные части уменьшаемого и вычитаемого к наименьшему общему знаменателю.

  • Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, то занимаем у целой части уменьшаемого единицу. Эту единицу превращаем в неправильную дробь с одинаковым числителем и знаменателем равными наименьшему общему знаменателю.

  • Прибавляем полученную неправильную дробь к дробной части уменьшаемого.

  • Вычитаем из целой части целую, а из дробной - дробную.

  • Проверяем, нельзя ли сократить и выделить целую часть в конечной дроби.)



  1. Закрепление изученного материала

  1. Решение упражнений

№1003, №1004 – с решением на доске

№1005 – устный счет

№1007, 1009, 1010 – с решением на доске

Подведение итогов

  1. Домашнее задание: выучить правила вычитания смешанных дробей п. 4.16

Выполнить упр. №1005, 1011

Литература:

Математика 5 класс С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин (2012 год)
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-matematike-na-temu-vichitanie-smeshannih-drobey-685707.html