СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Древние символы народного искусства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся с понятием и языком древнего искусства

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Древние символы народного искусства"»

7 КЛАСС


ТЕМА УРОКА: «ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ НАРОДНОГО ИСКУССТВА»


Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Цель: Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни.


Образовательные задачи:

  1. Формировать общеучебные умения и навыки

  2. 2. Формировать понимание роли символики в жизни древних славян

  3. 3. Формировать компетентности: мобильность, коммуникативные, информационные


Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательное и творческое мышление учащихся

  2. Активизировать мыслительную деятельность, расширять кругозор учащихся


Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес и уважение к родной истории


Оборудование:

Компьютер, мультимедиапроектор, экран, доска.


Зрительный ряд:

  • Презентация Power Point

  • Раздаточный материал

Музыкальный ряд:

Альбом: Romantik Dreams


План урока:

  1. Беседа о ДПИ, о древних символах орнаментах

  2. Закрепление понятий о символах в славянском орнаменте

  3. Постановка художественной задачи

  4. Практическое выполнение задания

  5. Подведение итогов.

Ход урока


  1. Организационный момент


Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями.

Садитесь.

Учитель:

За окном мороз и стужа.

Может быть, пурга завьюжит.

Ну, а нам все нипочем.

Мы сейчас урок начнем.

Поудобней сесть прошу,

Чем займемся, расскажу!



  1. Актуализация знаний


Учитель:

-На предыдущих уроках мы много говорили об искусстве.

-Назовите, какие виды искусств вы знаете?

(Искусство изображения, искусство слова, искусство звука)

Учитель:

-Какое искусство мы изучаем на наших уроках?

(Изобразительное искусство)

Учитель:

Назовите, какие виды изобразительного искусства вам известны?

(Графика, живопись, скульптура, архитектура, ДПИ).

Учитель:

Слайд «1.

Тема нашего урока: «Древние символы народного искусства».

Кто догадался, о каком виде изобразительного искусства мы будем говорить?

(О Декоративно-прикладном искусстве).

Учитель:

-Верно. Сегодня на уроке вы расширите свои знания о декоративно-прикладном искусстве, узнаете какую роль в жизни древних славян и славянском орнаменте играли символы народного искусства.

Работу на уроке мы построим по следующему плану:

Слайд №2.


Ш. Изучение нового материала и его первичное закрепление (15 мин.)


Учитель:

Вспомните, что вам уже известно о декоративно-прикладном искусстве ?


Сообщение ученика.


С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений. Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей ее среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, землю, воду. Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения. Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилища, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов. Так появилось Декоративно-прикладное искусство.











Слайд №3


Учитель:


Давайте сделаем вывод.

Декоративно-прикладное искусство – это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно, оно получило название от латинского украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, но и красивыми. Это искусство называется прикладным еще и потому, что необходимо приложить руки, чтобы получилась эта красота. Польза и красота всегда рядом.

Назовите такие предметы в быту.

(Посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки)


Слайд №4


Учитель

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: кругами, ромбами, прямыми и волнистыми линиями. Из этих элементов и их сочетаний выстраивался узор. Свои изделия предки украшали простейшим орнаментом.

Древние земледельцы наделяли природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах.

Шли века, крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.


Слайд №5

Учитель



Одно из главных мест в украшении жилища занимало солнце. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо», говорит русская пословица.

Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца.


Слайд № 6.


Учитель


Как нарядно и празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами, розетками - символами солнца


Слайд № 7.

Учитель


Знаки солнца в узорах изображались рядом с знаками земли, говоря о том, что небо и земля неразлучны, постоянно смотрят друг на друга, создавая жизнь в мире.

В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.


Слайд № 8.


В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо его изобразить.

О дожде молились особенно усердно в четверг. Это день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как не молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «После дождичка в четверг». Волнистая горизонтальная линия – вода, Вертикальная волнистая – дождь.


Слайд № 9.


Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по- разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.

Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.


Слайд № 10.


Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Он был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

Конь олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением – ветер, бурю, облако. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, золотогривым. Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, символ крепости крестьянской жизни.

В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права.


Слайд № 11.


Взгляните, какие разные птицы! Словно все светом наполнили вокруг себя. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье «жаворонки». С песнями – заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке прося принести весну на своем хвосте. Птицы символизировали свет, тепло, счастье.









Слайд №12.


В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветвях. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.


Учитель: (вывод)

Итак, сегодня на уроке вы узнали, что в украшение предметов человек вкладывал не только свое понимание красоты, но и определенный смысл в изображаемый им мир, свое желание жить в согласии с природой.

Солярные знаки – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.


Особое значение в узоре имел цвет.

Красный – выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет огня, жизни. Он олицетворял мужское начало.

Белый цвет – связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.

Желтый – символизировал солнце.

Черный – землю.

Зеленый – растительность.

Синий – небо, вода.


А сейчас проверим, как вы усвоили полученные знания через разгадывание кроссворда. У каждого на парте есть кроссворд, найдите его и приготовьтесь его заполнять.

Работают индивидульно, контролирующую функцию в каждой группе выполняют капитаны групп.

Записав ответ на вопрос, вы показываете его названным учащимся.

Внимательно смотрите на экран и слушайте вопрос.

(разгадывание кроссворда).


Слайд №13.



КРОССВОРД


Собираю кроссворды.


Слайд №14.


Ф и з м и н у т к а- ОФТОЛЬМОТРЕНИНГ.


Учитель:

А теперь полученные знания о знаках-символах вы должны применить на практике.

Работать будете индивидуально-групповым методом. Каждому из вас предстоит создать композицию из солярных знаков, включая изображения- символы и украсить чародейными узорами вазу.


Последовательность работы: (показ таблицы последовательности)

1. Выбрать шаблон вазы

2. Продумать идею, замысел узора.

3. Выполнить композицию в карандаше

4.Выполнить цветовое решение отдельных частей вазы

5. Фломастером прорисовать в композиции необходимые детали, предварительно ее высушив.


В помощь на столах лежат карточки с изображением солярных знаков, шаблоны ваз.

Если вам потребуется помощь товарищей по группе, вы можете ее попросить.

Задача группы в целом:

выйти на общий положительный результат, за 20 минут все члены группы должны с работой справиться , выбрать лучшие проекты для выставки.


На слайде представлены примеры работ, но вы должны создать свои варианты.


Слайд №15.


IV. Практическая работа (20 мин). (музыкальный фон)


V. Итог урока.


Лучшие работы учащихся вывешиваются на доску.

Благодарю учащихся за работу.


VI.Домашнее задание


Подготовиться к защите своего проекта-узора и оценке работ товарищей

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!