7 КЛАСС
ТЕМА УРОКА: «ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ НАРОДНОГО ИСКУССТВА»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель: Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни.
Образовательные задачи:
-
Формировать общеучебные умения и навыки
-
2. Формировать понимание роли символики в жизни древних славян
-
3. Формировать компетентности: мобильность, коммуникативные, информационные
Развивающие задачи:
-
Развивать познавательное и творческое мышление учащихся
-
Активизировать мыслительную деятельность, расширять кругозор учащихся
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать интерес и уважение к родной истории
Оборудование:
Компьютер, мультимедиапроектор, экран, доска.
Зрительный ряд:
-
Презентация Power Point
-
Раздаточный материал
Музыкальный ряд:
Альбом: Romantik Dreams
План урока:
-
Беседа о ДПИ, о древних символах орнаментах
-
Закрепление понятий о символах в славянском орнаменте
-
Постановка художественной задачи
-
Практическое выполнение задания
-
Подведение итогов.
Ход урока
-
Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями.
Садитесь.
Учитель:
За окном мороз и стужа.
Может быть, пурга завьюжит.
Ну, а нам все нипочем.
Мы сейчас урок начнем.
Поудобней сесть прошу,
Чем займемся, расскажу!
-
Актуализация знаний
Учитель:
-На предыдущих уроках мы много говорили об искусстве.
-Назовите, какие виды искусств вы знаете?
(Искусство изображения, искусство слова, искусство звука)
Учитель:
-Какое искусство мы изучаем на наших уроках?
(Изобразительное искусство)
Учитель:
Назовите, какие виды изобразительного искусства вам известны?
(Графика, живопись, скульптура, архитектура, ДПИ).
Учитель:
Слайд «1.
Тема нашего урока: «Древние символы народного искусства».
Кто догадался, о каком виде изобразительного искусства мы будем говорить?
(О Декоративно-прикладном искусстве).
Учитель:
-Верно. Сегодня на уроке вы расширите свои знания о декоративно-прикладном искусстве, узнаете какую роль в жизни древних славян и славянском орнаменте играли символы народного искусства.
Работу на уроке мы построим по следующему плану:
Слайд №2.
Ш. Изучение нового материала и его первичное закрепление (15 мин.)
Учитель:
Вспомните, что вам уже известно о декоративно-прикладном искусстве ?
Сообщение ученика.
С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений. Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей ее среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, землю, воду. Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения. Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилища, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов. Так появилось Декоративно-прикладное искусство.
Слайд №3
Учитель:
Давайте сделаем вывод.
Декоративно-прикладное искусство – это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту. Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно, оно получило название от латинского украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными, но и красивыми. Это искусство называется прикладным еще и потому, что необходимо приложить руки, чтобы получилась эта красота. Польза и красота всегда рядом.
Назовите такие предметы в быту.
(Посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки)
Слайд №4
Учитель
Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: кругами, ромбами, прямыми и волнистыми линиями. Из этих элементов и их сочетаний выстраивался узор. Свои изделия предки украшали простейшим орнаментом.
Древние земледельцы наделяли природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах.
Шли века, крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.
Слайд №5
Учитель
Одно из главных мест в украшении жилища занимало солнце. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. «Не земля родит, а небо», говорит русская пословица.
Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной – расцветает, летом – плодоносит, осенью – увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца.
Слайд № 6.
Учитель
Как нарядно и празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами, розетками - символами солнца
Слайд № 7.
Учитель
Знаки солнца в узорах изображались рядом с знаками земли, говоря о том, что небо и земля неразлучны, постоянно смотрят друг на друга, создавая жизнь в мире.
В распаханную землю сеяли, бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.
Слайд № 8.
В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо его изобразить.
О дожде молились особенно усердно в четверг. Это день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как не молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – «После дождичка в четверг». Волнистая горизонтальная линия – вода, Вертикальная волнистая – дождь.
Слайд № 9.
Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по- разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая».
Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.
Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.
Слайд № 10.
Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Он был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.
Конь олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением – ветер, бурю, облако. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, золотогривым. Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, символ крепости крестьянской жизни.
В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права.
Слайд № 11.
Взгляните, какие разные птицы! Словно все светом наполнили вокруг себя. В давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко. Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье «жаворонки». С песнями – заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке прося принести весну на своем хвосте. Птицы символизировали свет, тепло, счастье.
Слайд №12.
В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветвях. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
Учитель: (вывод)
Итак, сегодня на уроке вы узнали, что в украшение предметов человек вкладывал не только свое понимание красоты, но и определенный смысл в изображаемый им мир, свое желание жить в согласии с природой.
Солярные знаки – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.
Особое значение в узоре имел цвет.
Красный – выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет огня, жизни. Он олицетворял мужское начало.
Белый цвет – связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.
Желтый – символизировал солнце.
Черный – землю.
Зеленый – растительность.
Синий – небо, вода.
А сейчас проверим, как вы усвоили полученные знания через разгадывание кроссворда. У каждого на парте есть кроссворд, найдите его и приготовьтесь его заполнять.
Работают индивидульно, контролирующую функцию в каждой группе выполняют капитаны групп.
Записав ответ на вопрос, вы показываете его названным учащимся.
Внимательно смотрите на экран и слушайте вопрос.
(разгадывание кроссворда).
Слайд №13.
КРОССВОРД
Собираю кроссворды.
Слайд №14.
Ф и з м и н у т к а- ОФТОЛЬМОТРЕНИНГ.
Учитель:
А теперь полученные знания о знаках-символах вы должны применить на практике.
Работать будете индивидуально-групповым методом. Каждому из вас предстоит создать композицию из солярных знаков, включая изображения- символы и украсить чародейными узорами вазу.
Последовательность работы: (показ таблицы последовательности)
1. Выбрать шаблон вазы
2. Продумать идею, замысел узора.
3. Выполнить композицию в карандаше
4.Выполнить цветовое решение отдельных частей вазы
5. Фломастером прорисовать в композиции необходимые детали, предварительно ее высушив.
В помощь на столах лежат карточки с изображением солярных знаков, шаблоны ваз.
Если вам потребуется помощь товарищей по группе, вы можете ее попросить.
Задача группы в целом:
выйти на общий положительный результат, за 20 минут все члены группы должны с работой справиться , выбрать лучшие проекты для выставки.
На слайде представлены примеры работ, но вы должны создать свои варианты.
Слайд №15.
IV. Практическая работа (20 мин). (музыкальный фон)
V. Итог урока.
Лучшие работы учащихся вывешиваются на доску.
Благодарю учащихся за работу.
VI.Домашнее задание
Подготовиться к защите своего проекта-узора и оценке работ товарищей