І. Постановка темы и учебной задачи урока - А сейчас давайте посмотрим сценку, которую подготовили наши девочки. Вы попробуете определить, о чем пойдет на уроке речь. Стихи читают заранее подготовленные ученики: 1ученица: Я теперь уже читаю, Цифры знаю, буквы знаю. 2 ученица (показывает на букву «Р»): Эту тоже? 1 ученица Ну а как же?! Скажет каждый во дворе: Перед вами буква «рэ». БУКВА Р: Я - не «рэ», не «рэ», не «рэ», Хоть пишусь я во, «дворе», Ты найдешь меня в «горах», «Тундре», «речке», «берегах», Рокочу я громким громом И реву звериным ревом Вот тигриным, например. Мое имя - буква «эр»! 1 ученица Извините, я не знала. 2 ученица: Но она правильно читала! -Какую ошибку сделала девочка? - Как вы думаете, какая буква будет главная сегодня на уроке? (Буква «р») - Что мы знаем о букве «р»? (Обозначает звуки р р', согласные, звонкие, непарные) - Сегодня на уроке мы будем читать интересный рассказ. - Назовите фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке и его произведение, используя запись на экране, и вы узнаете тему урока. (Слайд № 2) В соответствии с темой сформулируйте цели урока. (Слайд № 3) Используйте для этого запись. 1. Познакомиться с творчеством… 2. Учиться правильно, выразительно… 3. Отвечать на… II. Работа по теме урока Рассказ о жизни и творчестве Е.И. Чарушина подготовил Глеб. (Фото писателя на доску) - Внимательно слушайте Глеба, потому что после его выступления вам предстоит ответить на 3 вопроса, которые вы видите на слайде. (Читает ученик) (Слайд № 4) Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября 1901 года в г. Вятке (нынче Киров). Отец его, Иван Аполлонович Чарушин, известный русский архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Отец мальчика привил ему любовь к природе и охоте. Мать, Евгения Чарушина - садовод. Она любила все живое и эту любовь передала сыну. Евгений Чарушин рисовать начал очень рано. Он слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа зверей и птиц. С детства маленький мальчик Женя очень любил животных. В его доме водились кошки, собаки, кролики, козлята, певчие птицы. И эта любовь к животным помогла уже взрослому Чарушину определиться в дальнейшей жизни. Вначале известность к нему пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. Позже Е. И. Чарушин писал рассказы о детях, о родной природе, о животных. Еще он умел играть на скрипке, писал стихи, вечно что-то изобретал. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую медаль на международной выставке детской книги в городе Лейпциге. Ответы на вопросы (на слайде) Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание). - Рассказ, который мы сегодня будем читать – это его воспоминание из детства. - Рассмотрите иллюстрацию к тексту на с.85. Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении? Физминутка Встаньте, у кого в имени есть буква «Р». Встаньте, у кого в фамилии есть буква «Р». «Запрещённое движение» «Упр. для глаз». 2. Первичное чтение текста. Я прочитаю рассказ. А вы внимательно слушайте, чтобы ответить на вопрос, оправдаются ли ваши предположения? 3. Первичное восприятие рассказа. - Оправдались предположения? – О ком этот рассказ? – Что он не умел делать? - Чему же научился Женя: говорить букву «р» или произносить звук, который этой буквой обозначается? -Кто из вас заметил ошибку в заголовке? -Почему мальчик Женя обиделся на ребят? -Можно ли смеяться над детьми, которые не могут ещё произносить правильно некоторые звуки? - А как менялось настроение мальчика? - Кто помог ему произносить звук «р»? - Какие черты характера мальчика помогли научиться произносить звук «р»? ( Упорность, настойчивость, целеустремленность, терпеливость). 4. Подготовка к чтению ( чтение трудных слов). (Слайд № 5 ) - Подготовимся к чтению рассказа и прочитаем трудные слова. не-пра-виль-но вы-го-ва-ри-вать не-вы-со-кий по-лу-ча-ет-ся при-ле-те-ла рас-ка-ты-ва-ет-ся по-лу-чи-лось об-ра-до-вал-ся по-смот-ре-ла то-ро-пит-ся на-кло-ни-ла ра-ду-ет-ся при-щёлк-ну-ла вы-го-ва-ри-ва-ет-ся - Артём, Настя и Равиль выполнят задание на карточках. Вам нужно прочитать слова и разделить их на слоги. - Какое слово показалось наиболее сложным? Сравните с образцом, потом я обязательно проверю у всех. (образец на другой карточке) 5.Повторное чтение учащимися и анализ текста. - Давайте прочитаем рассказ ещё раз, чтобы ответить на вопросы. – Какие слова предлагали сказать ребята Жене ? (Найдите в тексте) -А трудно ли Жени было научиться произносить звук «Р»? (Найдите это в тексте) -А какое настроение было у Жени, когда он научился, произносить звук «р»? Найдите в тексте эти слова. - Ещё раз рассмотрите иллюстрацию на с.85. Найдите отрывок, подходящий к иллюстрации. -Как бы вы озаглавили этот текст? («Трудная буква», «Обида», «Упорный Женя») -Чему учит нас рассказ? Вывод: трудом и настойчивостью можно добиться успеха! Если потрудишься, постараешься, то всему научишься! - В жизни придётся вам и выигрывать, и проигрывать. Но, главное, чтобы вы не теряли надежду и веру в свои силы, в будущую победу! Теряйте на дороге мешки и утюги. Когда устанут ноги, теряйте башмаки. Теряйте и роняйте, не велика беда. Но только не теряйте надежды никогда. 6. Работа в парах (Слайд 6) Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному рассказу. Давайте их прочитаем : 1 ряд читает, 2 ряд читает, 3 читает весь класс.. Терпение и труд все перетрут. Кто не работает, тот не ест. Скучен день до вечера, коли делать нечего. |