СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ) 1 «А» КЛАСС

Тема: Е. Чарушин. Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Тип: Изучение нового материала

Задачи:

- создать условия для ознакомления учащихся с биографией Е.Чарушина, его произведением;

- содействовать совершению навыков чтения, развития устной речи учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

- продолжить работу по формированию читатель-ских умений, анализировать художественное произведение;

- устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения;

- содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами;

- способствовать обогащению словаря учащихся.





Метапредметные:

- определять и формировать цель деятельности на уроке;

- учить принимать роль в учебном сотрудничест-ве; контролировать процесс и результаты деятельности;

- учить добывать информацию из иллюстраций, текста;

- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь);

- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;

- формулировать собственные мысли, высказы-вать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные:

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности

- Желаю вам хорошего, доброго настроения в течение всего дня. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте тепло. Пусть на уроке вам будет тепло и уютно. А теперь за работу!


Речевая разминка

- Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции

Чистоговорки (Слайд № 1)

Читаем медленно, теперь быстрее (хором)

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ро-ро-ро - на полу стоит ведро.

Ры-ры-ры - у мальчиков шары.

Ру-ру-ру - начинаем мы игру.

Приветствуют учителя, друг друга.

Эмоционально настраиваются на урок.









Читают чистоговорки разным темпом хором.

Актуализация необходимых знаний

1. Отгадайте загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется строй ...
(Алфавит)

- Сколько букв в русском алфавите?

- А сколько гласных букв?

- Сколько согласных букв?

- Какие буквы не обозначают звуков?


2. Игра «Найди лишнюю букву» (в парах)

-У вас на партах лежат карточки, вам необходимо найти лишнюю букву в каждой строчке и объяснить ваш выбор. Работаем в парах.


1. а, в, и, е

2. э, я, у, ы 1ряд


1. р, н, з, щ

2. х, ш, р, ц 2 ряд








Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы учителя.









Работают в парах.

Аргументируют свой выбор.

Организация познавательной деятельности

І. Постановка темы и учебной задачи урока

- А сейчас давайте посмотрим сценку, которую подготовили наши девочки.
Вы попробуете определить, о чем пойдет на уроке речь.

Стихи читают заранее подготовленные ученики:

1ученица: Я теперь уже читаю,

Цифры знаю, буквы знаю.


2 ученица (показывает на букву «Р»): Эту тоже?


1 ученица Ну а как же?!

Скажет каждый во дворе:

Перед вами буква «рэ».


БУКВА Р: Я - не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хоть пишусь я во, «дворе»,

Ты найдешь меня в «горах»,

«Тундре», «речке», «берегах»,

Рокочу я громким громом

И реву звериным ревом

Вот тигриным, например.

Мое имя - буква «эр»!


1 ученица Извините, я не знала.


2 ученица: Но она правильно читала!

-Какую ошибку сделала девочка?

- Как вы думаете, какая буква будет главная сегодня на уроке? (Буква «р»)

- Что мы знаем о букве «р»? (Обозначает звуки р р', согласные, звонкие, непарные)


- Сегодня на уроке мы будем читать интересный рассказ.

- Назовите фамилию писателя, с которым мы познакомимся сегодня на уроке и его произведение, используя запись на экране, и вы узнаете тему урока. (Слайд № 2)


В соответствии с темой сформулируйте цели урока. (Слайд № 3)

Используйте для этого запись.

1. Познакомиться с творчеством…

2. Учиться правильно, выразительно…

3. Отвечать на…


II. Работа по теме урока

  1. Рассказ о жизни и творчестве Е.И. Чарушина подготовил Глеб. (Фото писателя на доску)

- Внимательно слушайте Глеба, потому что после его выступления вам предстоит ответить на 3 вопроса, которые вы видите на слайде. (Читает ученик) (Слайд № 4)


Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября 1901 года в г. Вятке (нынче Киров). Отец его, Иван Аполлонович Чарушин, известный русский архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Отец мальчика привил ему любовь к природе и охоте. Мать, Евгения Чарушина - садовод. Она любила все живое и эту любовь передала сыну.

Евгений Чарушин рисовать начал очень рано. Он слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа зверей и птиц.

С детства маленький мальчик Женя очень любил животных. В его доме водились кошки, собаки, кролики, козлята, певчие птицы. И эта любовь к животным помогла уже взрослому Чарушину определиться в дальнейшей жизни. Вначале известность к нему пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. Позже Е. И. Чарушин писал рассказы о детях, о родной природе, о животных. Еще он умел играть на скрипке, писал стихи, вечно что-то изобретал. Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. За иллюстрации, сделанные к этой книге, Евгений Иванович Чарушин получил Золотую медаль на международной выставке детской книги в городе Лейпциге.

Ответы на вопросы (на слайде)


  1. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание).


- Рассказ, который мы сегодня будем читать – это его воспоминание из детства.


- Рассмотрите иллюстрацию к тексту на с.85.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в произведении?


Физминутка

  • Встаньте, у кого в имени есть буква «Р».

  • Встаньте, у кого в фамилии есть буква «Р».

«Запрещённое движение»

«Упр. для глаз».


2. Первичное чтение текста.

Я прочитаю рассказ. А вы внимательно слушайте, чтобы ответить на вопрос, оправдаются ли ваши предположения?



3. Первичное восприятие рассказа.

- Оправдались предположения?

– О ком этот рассказ?

– Что он не умел делать?

- Чему же научился Женя: говорить букву «р» или произносить звук, который этой буквой обозначается?

-Кто из вас заметил ошибку в заголовке?

-Почему мальчик Женя обиделся на ребят?

-Можно ли смеяться над детьми, которые не могут ещё произносить правильно некоторые звуки?

- А как менялось настроение мальчика?

- Кто помог ему произносить звук «р»?

- Какие черты характера мальчика помогли научиться произносить звук «р»? ( Упорность, настойчивость, целеустремленность, терпеливость).



4. Подготовка к чтению ( чтение трудных слов). (Слайд № 5 )

- Подготовимся к чтению рассказа и прочитаем трудные слова.

не-пра-виль-но вы-го-ва-ри-вать

не-вы-со-кий по-лу-ча-ет-ся

при-ле-те-ла рас-ка-ты-ва-ет-ся

по-лу-чи-лось об-ра-до-вал-ся

по-смот-ре-ла то-ро-пит-ся

на-кло-ни-ла ра-ду-ет-ся

при-щёлк-ну-ла вы-го-ва-ри-ва-ет-ся


- Артём, Настя и Равиль выполнят задание на карточках. Вам нужно прочитать слова и разделить их на слоги.


- Какое слово показалось наиболее сложным? Сравните с образцом, потом я обязательно проверю у всех. (образец на другой карточке)


5.Повторное чтение учащимися и анализ текста.

- Давайте прочитаем рассказ ещё раз, чтобы ответить на вопросы.

– Какие слова предлагали сказать ребята Жене ? (Найдите в тексте)

-А трудно ли Жени было научиться произносить звук «Р»? (Найдите это в тексте)

-А какое настроение было у Жени, когда он научился, произносить звук «р»? Найдите в тексте эти слова.

- Ещё раз рассмотрите иллюстрацию на с.85. Найдите отрывок, подходящий к иллюстрации.

-Как бы вы озаглавили этот текст? («Трудная буква», «Обида», «Упорный Женя»)

-Чему учит нас рассказ?

  • Вывод: трудом и настойчивостью можно добиться успеха! Если потрудишься, постараешься, то всему научишься!

- В жизни придётся вам и выигрывать, и проигрывать. Но, главное, чтобы вы не теряли надежду и веру в свои силы, в будущую победу!

Теряйте на дороге мешки и утюги.

Когда устанут ноги, теряйте башмаки.

Теряйте и роняйте, не велика беда.

Но только не теряйте надежды никогда.


6. Работа в парах (Слайд 6)

Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанному рассказу. Давайте их прочитаем : 1 ряд читает, 2 ряд читает, 3 читает весь класс..

Терпение и труд все перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.





Смотрят выступление одноклассников; отвечая на вопрос учителя, пытаются сформулировать тему урока и цели.





















Отвечают на вопросы


Рассказ про букву «р».








Формулируют тему и цели урока









Слушают сообщение одноклассника.























Отвечают на вопросы по содержанию сообщения.








«Предугадывают» содержания рассказа


Физкультминутка







Слушают текст.





Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои ответы.

















Читают трудные слова сначала самостоятельно (пока объясняю задание другим, затем вслух)







Дети с ОВЗ работают на карточках.



Сравнивают работу с образцом.




Читают рассказ «цепочкой».


Отвечают на вопросы, используя выборочное чтение.






Придумывают свой заголовок к тексту.













Работают в парах (пословицы продублированы на карточках)

Рефлексия

-Достигли ли вы целей, поставленных на уроке? (Слайд № 7)



Перед вами «Лесенка успеха». Возьмите, пожалуйста, смайлик, соответствующий вашему настроению и прикрепите его на ту ступеньку, на которой вы себя ощущаете по итогам вашей работы урока.


Подводят итог урока.


Оценивают свою работу.