Класс: 6 классы
Тема: Элементы моделирования
Учитель: Тамаков Серьян Эдуардович
Тип урока: Комбинированный
Роль и место данной темы в учебной программе: Тема изучается в 6 классе в рамках раздела «Изготовление швейного изделия», выполняется моделирование различных фасонов юбок на основе прямой юбки. Изучение темы продолжить формировать у обучающихся знания, умения и навыки по моделированию швейных изделий, технологическую грамотность.
Используемые методы и приемы:
· Словесный – при изложении теоретического материала.
· Наглядный – используется метод иллюстрации (плакаты), и демонстрации: объяснение в ходе презентации и демонстрация учителем приемов моделирования на доске с помощью лекал деталей юбок.
· Практический – применение теоретических знаний на практике для отработки навыков приемами моделирования поясных изделий.
· Репродуктивный – при выполнении заданий по образцу.
· Самостоятельной работы – при выполнении практической работы по инструкционным картам.
· Интерактивный – при закреплении нового материала.
Цели урока:
I. Обучающая: сформировать у учащихся представление о моделировании поясных изделий, научить приемам моделирования юбок на основе прямой юбки.
II. Развивающая: продолжить совершенствовать у учащихся умения и навыки при выполнении моделирования, внесении фасонных линий в основу чертежа, развивать логическое и алгоритмическое мышление, конструкторские умения.
III. Воспитательная: формирование эстетического вкуса, внимательности, аккуратности, знаний о профессиях конструктора-модельера и художника-модельера, рационального использования времени урока.
Оборудование: инструкционные карты для каждого обучающегося, плакаты с приемами моделирования, книги, учебники, лекала, ножницы, клей, цветная бумага, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности.
Ход урока:
I. Организация урока. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Повторение пройденного материала. Устный опрос учащихся.
Вопросы для повторения пройденного материала:
1. Для чего предназначена одежда?
2. На какие группы делятся любой вид одежды?
3. Назовите изделия плечевой группы?
4. Назовите изделия поясной группы?
5. Назовите основные требования к одежде?
6. Какие мерки снимают для построения чертежа?
7. Как условно обозначают мерки?
8. Что такое прибавка?
9. Какие правила копирования выкроек?
III. Изучение нового материала. Объяснение учителя.
Моделирование одежды — это творческий процесс создания новых моделей. Различают два вида моделирования — художественное и техническое.
· Художественным (творческим) моделированием занимаются художники-модельеры. Они придумывают новые модели одежды, учитывая при этом: направление моды, назначение модели, для кого эта модель предназначена, из какой ткани будет изготавливаться, условия эксплуатации модели, вид художественной отделки (декоративные строчки, вышивка, аппликация, тесьма, сутаж и т. д.), цветовое решение модели, фурнитуру (пуговицы, пряжки) и аксессуары (сумка, перчатки, шарф, головной убор и т.д.).
· Техническим моделированием занимаются художники – конструкторы, которые выполняют замысел художника – модельера в чертеже, лекалах. Они изменяют детали чертежа, соответственно модели. Художник – конструктор должен иметь пространственное воображение, разбираться в тканях, знать технологию изготовления одежды.
Приступая к моделированию, необходимо:
1) внимательно изучить эскиз модели;
2) определить, на каких участках надо сделать изменения чертежа юбки, чтобы получить модель, соответствующую эскизу;
3) внести фасонные линии на чертеже основы юбки;
4) следуя фасонным линиям изготовить выкройку.
На основе чертежа прямой юбки можно смоделировать огромное количество фасонов юбки: узких, широких, длинных, коротких, с кокетками, с разрезами и складками различной формы. Сегодня мы рассмотрим некоторые из них.
Познакомимся с основными приемами моделирования прямых юбок:
1. Расширение юбки книзу за счёт боковых швов (от линии бёдер):
1) на чертежах переднего и заднего полотнищ со стороны линии бокового среза отложить по линии низа требуемое расширение (5 – 7 см);
2) соединить полученные точки с линиями бокового среза;
3) обвести контур чертежа по новым линиям;
4) выполнить эскиз модели.
2. Расширение юбки закрытием вытачек. Несколько большую величину расширения можно получить путём частичного или плотного закрытия вытачек на переднем и заднем полотнищах. Рассмотрим последовательность выполнения данного способа моделирования (рис. 2).
1) По осевым линиям вытачек основы чертежа переднего и заднего полотнищ проведите вертикальные прямые до линии низа и разрежьте выкройки по этим линиям;
2) Раздвиньте выкройки в нижней части на требуемую ширину. Вытачка в верхней части закроется полностью или частично;
3) Вырежьте новые расширенные выкройки переднего и заднего полотнищ, оформляя линию низа плавной кривой;
4) выполнить эскиз модели.
3. Расширение юбки частичным закрытием вытачек и дополнительными разрезами. При значительном расширении юбки кроме разрезов по осевым линиям вытачек можно выполнить дополнительные вертикальные разрезы, которые сделают расширение более равномерным (рис. 3).
1) Через осевые линии вытачек проведите вертикальные прямые до их пересечения с линией низа. Через середины отрезков аб и вг проведите дополнительные вертикальные прямые от линии талии до линии низа;
2) Разрежьте выкройки по намеченным линиям и раздвиньте полученные части выкройки на нужную ширину;
3) Вырежьте новые расширенные выкройки переднего и заднего полотнищ, оформляя линию низа плавной кривой;
4) выполнить эскиз модели.
4. Моделирование юбки на кокетке.
1) Через концы вытачек переднего и заднего полотнищ проведите линии кокетки К1 К2 и К3 К4. Точки К2 и К3 должны находиться на равном расстоянии от линии бёдер (рис. 4);
2) Разрежьте выкройку по намеченным линиям и из отрезанных верхних частей сложите кокетки, закрывая при этом вытачки. Верхний и нижний срезы кокеток оформите плавными линиями;
3) выполнить эскиз модели.
IV. Закрепление материала. Выполнение практической работы.
Сегодня вы познакомились с профессиями художника-модельера и конструктора-модельера, и у вас есть возможность попробовать себя в этой роли. По розданным инструкционным картам необходимо самостоятельно выполнить моделирование юбок различных фасонов, используя знания, умения и навыки, полученные на уроке. Оценивание практической работы будет дифференцированно в зависимости от выполненного задания. (При правильном выполнении 3 моделей – 5 (отлично), 2 моделей – 4 (хорошо), 1 модели – 3 (удовлетворительно).
При выполнении практической части нашего урока вы будете использовать ножницы. Вспомните правила безопасной работы с ножницами.
V. Подведение итогов урока.
Ребята чему вы сегодня научились на уроке?
Где вы сможете применить эти знания и умения?
Какие профессии вы узнали сегодня?
Выставление оценок за урок.
Ожидаемые результаты обучения:
В результате изучения данной темы учащиеся:
· Закрепляют знания и навыки по моделированию швейных изделий.
· Получают представление о профессиях конструктора-модельера и художника-модельера.
· Знакомятся с приемами и особенностями моделирования поясных изделий.
· Продолжают формирование понятий «конструктивные пояса», «фасонные линии».
· Выполняют моделирование по эскизам.
· Знают название линий чертежа, умеют читать чертеж.
· Умеют выделять главное, анализировать, делать обобщение, применять имеющиеся знания на практике.
· Совершенствуют графическую грамотность.
· Развивают эстетический вкус.
· Расширяют представление о возможности использования компьютера в процессе обучения.
· Формируют информационно-технологические компетенции.
Моделирование юбки на кокетке.
При моделировании линия кокетки может представлять собой прямую, кривую или ломаную линию, которая, как правило, проходит через конец вытачки. Если линия кокетки расположена ниже конца вытачки, то вытачку либо сохраняют, либо удлиняют до линии кокетки и потом закрывают.
Через концы вытачек переднего и заднего полотнищ проведите линии кокетки К К2 и К3 К4. Точки К2 и К3 должны находиться на равном расстоянии от линии бёдер (рис. 3).
Разрежьте выкройку по намеченным линиям и из отрезанных верхних частей сложите кокетки, закрывая при этом вытачки. Верхний и нижний срезы кокеток оформите плавными линиями.
Выполнить эскиз модели.
Расширение юбки частичным закрытием вытачек и дополнительными разрезами. При значительном расширении юбки кроме разрезов по осевым линиям вытачек можно выполнить дополнительные вертикальные разрезы, которые сделают расширение более равномерным (рис. 3).
Через осевые линии вытачек проведите вертикальные прямые до их пересечения с линией низа. Через середины отрезков аб и вг проведите дополнительные вертикальные прямые от линии талии до линии низа.
Разрежьте выкройки по намеченным линиям и раздвиньте полученные части выкройки на нужную ширину.
Вырежьте новые расширенные выкройки переднего и заднего полотнищ, оформляя линию низа плавной кривой.
Рис. 4 Расширение юбки
частичным закрытием вытачек и дополнительными разрезами
Рис. 2 Расширение юбки
закрытием вытачек
Расширение юбки закрытием вытачек. Несколько большую величину расширения можно получить путём частичного или плотного закрытия вытачек на переднем и заднем полотнищах. Рассмотрим последовательность выполнения данного способа моделирования (рис. 2).
1. По осевым линиям вытачек основы чертежа переднего и заднего полотнищ проведите вертикальные прямые до линии низа и разрежьте выкройки по этим линиям.
2. Раздвиньте выкройки в нижней части на требуемую ширину. Вытачка в верхней части закроется полностью или частично.
3. Вырежьте новые расширенные выкройки переднего и заднего полотнищ, оформляя линию низа плавной кривой.