Конспект урока литературы, 1 курс СПО
«Этапы биографии и творчества Н.А.Некрасова»
Цели урока: - познакомить с биографией и творческим стилем поэта.
Ход урока
Оформление тетрадей (запись темы, эпиграфов).
Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов….
Н.Г. Чернышевский
Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный?
В.Г.Белинский
Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная.
Она – как песня русская!
В. Бохов
Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова,
мы все же говорим, что нет в русской литературе такого
человека, перед которым с любовью и благоговением
склонились ниже, чем перед памятью Некрасова.
А.В.Луначарский
Знакомство с Н.А.Некрасовым. Лекция преподавателя.
Во время лекции обучающиеся конспектируют.
В 1821 году в местечке Немирово (Украина), в семье отставного майора родился Н.А.Некрасов. Детские годы провёл в селе Грешнево на берегу Волги, близ Ярославля. Некрасов вырос в обстановке, которая могла загубить в человеке все лучшие стороны души.
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства,
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но ненависть в душе постыдно приставая,
Где иногда бывал помещиком и я…
Это стихотворение «Родина» (1846) звучит как исповедь, написанная, по словам одного из друзей Некрасова, не чернилами, а кровью.
Это стихотворение, как и другие, отразившие события жизни Некрасова, не следует считать просто воспоминаниями: они раскрывают общее во многих человеческих судьбах. Но их автобиографическую точность и правдивость засвидетельствовали многие современники поэта.
Отец будущего поэта, отставной армейский офицер, помещик средней руки, был убеждённым крепостником. Его главный жизненный интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные равно страдали от жестокости, от его тяжёлого характера.
В стихотворении «Родина» Некрасов нарисовал образ страдалицы-матери, чью жизнь сгубил «угрюмый невежда»:
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы..
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна,
Она была горда, упорна и прекрасна…
Мать поэта, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостной. Она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.
Свои первые стихи Некрасов написал в 7 лет и преподнёс их «любимой маменьке». Любовью к ней озарено всё его поэтическое творчество. Вспоминая прошлое, Некрасов писал незадолго до смерти в поэме «Мать» (1877):
И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемую мною,
Живой любви глубокие черты –
О мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
Под влиянием матери Некрасов стал мечтать о литературной деятельности. Учась в ярославской гимназии (1832-1837), он писал «сатиры» на одноклассников и лирические стихи.
Но отец избрал для сына военную карьеру и в 1837 году отправил его в Петербург для определения в Дворянский полк.
Некрасов ослушался отца – подал документы в университет. За это непокорный сын был лишён материальной поддержки. «Восемь лет я боролся с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть.. Уму непостижимо, сколько я работал!» - вспоминал поэт. Учиться ему уже не пришлось. Он ютился в петербургских трущобах, бывало, не имел ни пальто, ни сапог, писал лежа на полу – мебель отсутствовала в его подвале – и всё таки не бросал литературных занятий, не отказывался от надежды стать писателем. Он сочинял стихи, рассказы, пьесы; иногда получал за них в журналах грошовую плату.
В эти годы Некрасову стал близок Петербург «чердаков и подвалов», город тружеников и бедняков. Некрасов увидел и показал Петербург глазами голодного разночинца:
В нашей улице жизнь трудовая;
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая!..
Всё сливается, стонет, гудёт,
Как-то глухо и грозно рокочет,
Словно цепи куют на несчастный народ,
Словно город обрушиться хочет.
«О погоде», 1859
Начинающий поэт чудом не погиб, не затерялся в этом городе. Несмотря ни на что, он сумел проложить свой путь в литературе. Спасла юношу не только одарённость, но и поразительная энергия, выносливость, настойчивость – качества, которые и потом сказались в его трудной работе редактора передового журнала.
Огромная заслуга в формировании Некрасова-поэта принадлежит Белинскому. За год до знакомства с Белинским 19-летний поэт опубликовал первый сборник своих стихотворений – «Мечты и звуки» (1840). Некоторые журналы благожелательно отозвались о них. Но Белинский оценил «Мечты и звуки» иначе: «Знакомые и истёртые чувствованьица, общие места, гладкие стишки…» Некрасов сумел подавить в себе обиду и понять справедливость слов критика. «Это был лучший урок», - вспоминал поэт
В середине 40-х годов под редакцией Некрасова выходят четыре альманаха, среди которых особенно интересны «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Здесь выступили писатели «натуральной школы» - Белинский, Герцен, Тургенев, Достоевский, Некрасов. Одно из своих стихотворений «В дороге» (1845) Некрасов прочитал Белинскому, у того засверкали глаза, он бросился к поэту, обнял его и воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?»
Что же поразило Белинского в этом стихотворении? Суровая правда, без всяких прикрас, мастерство в передаче народного взгляда на жизнь. Мы слышим голос крестьянина-ямщика. И за его бесхитростными словами раскрывается глубокая трагедия живой загубленной души. Ямщик рассказывает о своей жене. По прихоти барина она воспитывалась вместе с его дочерью, получила образование. Но наследник старого барина воротил девушку в село – «знай-де место своё ты, мужичка!» - и отдал замуж за крепостного. Чувство жалости к жене слышится в словах ямщика, с иронией прерывает поэт рассказ ямщика.
1847-1866 года – Некрасов возглавляет журнал «Современник»; журнал был под постоянной угрозой закрытия и держался благодаря мужеству и редакторской мудрости Некрасова. После смерти Белинского в 1848 году, в период»мрачного семилетия» в «Современник» пришёл (1848-1855) Чернышевский. Некрасов сразу же увидел в молодом безвестном журналисте человека огромного ума и таланта. Чернышевский вместе с Некрасовым стал руководителем журнала. Вскоре к ним присоединился Добролюбов.
В начале 1862 года правительство запрещает издание «Современника» на 8 месяцев, а в июле 1862 года увозят в Петропавловскую крепость Чернышевского. Цензурный комитет неоднократно заявлял о вредном направлении органа революционной демократии, о «соблазнительном действии его на молодое поколение». Полтора года Некрасов и его соратники были лишены своей трибуны. Но с января 1868 года поэт приступает к изданию нового журнала «Отечественные записки», который продолжил традиции «Современник».
В 1861 году Некрасов пишет поэму «Крестьянские дети», где рассказывает о мечтах о лучшей доле народа.
В 1863 году написана поэма «Мороз, Красный нос» - о трагической стороне народной жизни. В этом же году Некрасов начинает работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», над которой работал до конца жизни, но так и не завершил. В начале 1876 года Некрасов почувствовал симптомы неизлечимой болезни (рак), операция не помогла и через два года его не стало.
Н.А.Некрасов – один из гигантов русской поэзии XIX века. Продолжив традиции своих великих предшественников – Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как поэт-новатор. Его поэтические произведения вызывали бурные споры: его стихи называли приближёнными к прозе, диссертациями на заданные темы, но, тем не менее, Некрасов сразу же нашёл своего читателя.
В чём же заключается неповторимая особенность поэзии и новаторство Некрасова?
Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.
Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жену, о труде бурлаков.
Новые герои вносят в стихи и новую речь – подчас «грубую», «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства».
Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трёхсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.
Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.
Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Всегда проникнуты гражданственностью.
Домашнее задание: пересказ конспекта лекции, записанного входе урока; выучить наизусть стихотворение (по выбору).