Конспект урока финансовой грамотности на тему Семейный бюджет.
Класс: 8
Тема урока: Семейный бюджет.
Тип урока: Открытие новых знаний, с элементами проблемного обучения.
Цель урока: Формирование общего представления о семейном бюджете, отработка навыков использования электронных таблиц.
Задачи:
1. Сформировать общее представление учащихся об экономике домашнего хозяйства.
2. Познакомить со статьями доходов и расходов.
3.Научить ориентироваться в простых вопросах семейной экономики.
Планируемы результаты:
1.Личностные (способствовать осознанию себя как члена семьи; пониманию экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений, развить самостоятельность и личную ответственности за свои поступки)
2.Метапредметные (освоить способы решения проблем творческого и поискового характера, использовать различные способы обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации, уметь излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
определять цели и пути её достижения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.)
3.Предметные (понимать об основных принципах экономической жизни общества, иметь представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения расходов семьи, понимать и правильно использовать экономические термины: семейный бюджет, расходы, доходы.)
Ресурсы: видеоматериал.
Ход урока.
Организационно-мотивационный этап
посмотреть видео:«Азбука денег»
-Ну что, какова сегодняшняя тема урока? ( Семейный бюджет)
- Что такое бюджет? (план семьи) Слово «бюджет» имеет французское происхождение и в переводе обозначает «кошелек», «сумка»,старонормандское «Кожаный мешок»,англ. «сумка»,латинск. «сумочка из кожи барана».
Семья(старославянск.)-члены рода,живущие вместе,а также челядь,домочадцев,холопов.
Бюджет – это планирование доходов и расходов семьи или лица на определённый срок.
Семейный бюджет-роспись ,смета всех доходов,получаемых всеми членами семьи из разных источников и всеми обязательными и необязательными раходами,которые необходимы для нормальной жизни семьи.
- Скажите, пожалуйста, с какой целью составляется семейный бюджет? На какой период? (Чаще всего он составляется на месяц и предназначен для контроля за текущими финансовыми делами семьи.)
Основная задача при составлении бюджета – правильно распределить ожидаемые доходы на будущий период по различным статьям.
- Каких два раздела можно выделить в структуре семейного бюджета? (доходы и расходы.)
- Как они связаны между собой? (Зависят друг от друга)
- Что от чего зависит? (Расходы зависят от наших доходов)
- И какое их соотношение, по вашему мнению, должно быть? (Расходы не должны превышать доходы. Равновесие должно быть)
- Как сделать, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег? (Нужно разумно тратить и правильно распределять)
Упражнение «Вопрос-ответ»
1. Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за садик. (Обязательный или основной)
2. Как называется доход студента.(Стипендия)
3. Как называется доход взрослого человека.(Зарплата)
4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать.(Расход)
5. Как называется доход пожилых людей.(Пенсия)
6.Как называется доходы и расходы членов одной семьи.(Бюджет)
7.Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью.(Доход)
Наше сегодняшнее занятие будет проходить в форме деловой игры «Семейный бюджет». Для ее проведения вы разделились на команды-семьи. Вам выделяется семейная копилка, куда вы будете складывать заработанные деньги. Каждой команде будут предлагаться различные задания и от того, насколько правильно вы будете выполнять, как дружно вы будете работать зависит итог игры. За правильные ответы ваша семья будет получать деньги. У нас присутствуют эксперты – главные судьи. Они будут оценивать ваши ответы и назначать штрафы.
Правила игры:
1.Семья должна быть дружной.
2.При принятии решений учитывается мнение каждого члена семьи.
3.Все расчеты должны быть верными и точными.
4.Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.
5.По возможности оказываем помощь членам своей семьи.
6.В «семье» при обсуждении следует соблюдать правила поведения, чтобы не мешать шумом другим.
III Основная часть.
1 этап игры. Организационный. Характеристика семьи.
Задание: Составить характеристику семьи, т.е. небольшой рассказ о вашей так называемой семье по плану.
Придумать фамилию семьи.
Распределить роли. Возраст.
Кем работает или место учебы. Увлечения.
Глава семьи должен представить свою семью.
2 этап игры. Доходная часть.
Задание 1: каждый член семьи должен выбрать свой источник доходов (карточку на доске). Каждый член семьи подходит и выбирает свой вид заработка.
За правильный выбор семья получает 100 руб.
Задание 2: Подсчитать доход семьи средствами электронных таблиц.
Например:
Зарплата папы (рабочий) 25.000 рублей
Зарплата мамы (техслужащая) 17.000 рублей
Пенсия бабушки 13 000 рублей
Стипендия сына 2500 рублей
Итого: 57500 рублей
Задание 3: В зависимости от скорости сложения доходов
1 место- Папа хорошо работал и получил премию в размере 5000рублей. Что такое премия? (Премия – деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе. ) За правильный ответ семья зарабатывает 5000 руб
2 место – мама выйграла в лотерее 500 руб . - А сейчас доходы семьи уменьшились или увеличились? На сколько? (5000 или 500) Почему увеличились? (дополнительная надбавка, случайный выйгрыш) За правильный ответ семья зарабатывает 500 руб
Последние – школьник или студент шел по улице и потерял 100 рублей. Доходы семьи увеличились или уменьшились? Докажите. На сколько уменьшились? (100) За правильный ответ семья зарабатывает 100 руб
Задание 4:
Папа работает на заводе. Каков будет доход папы за 3 месяца. (75000)
Каков будет доход папы за 6 месяцев, если к его зарплате ежемесячно будут доплачивать 976 рублей (155856 )
За правильный ответ семья зарабатывает 100 руб
Физкультурная минутка.
На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, с Гулькин нос.
(Дорого – прыгаем вверх, дёшево – приседаем).
- Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.
3 этап игры. Планирование расходной части.
Задание1.
Распределите «Семейный бюджет» правильно,(слайд 5) что мы отнесём к доходам, а что к расходам. Заполни таблицу: ( у каждой семьи на столе лист с таблицей)( 5 рублей максимальный заработок, вычитается по 1 рублю за ошибочный ответ)
Налоги;
Доходы от подработок;
Жилищно-коммунальные платы;
Пенсии бабушек и дедушек;
Плата за интернет и телевидение;
Покупка одежды;
Социальные пособия.
Покупка продуктов питания;
Получение всех % по банковским вкладам;
Медицинское обслуживание;
Зарплата родителей
Карманные деньги на личные траты всех членов семьи.
Семейный бюджет
ИСПЫТАНИЕ: «Банк»
Из предложенных операций необходимо выбрать те, которые можно совершить в банке( на листе ставят отметку + или - , 5 рублей максимальный заработок, вычитается по 1 рублю за ошибочный ответ)
1. Снять деньги с личного счета +
2. Купить продукты –
3. Работать +
4. Отдохнуть –
5. Оплатить жилищно-коммунальные услуги +
6. Поиграть –
7. Получить кредит +
8. Поспать –
9. Открыть вклад +
10. Поиграть на музыкальных инструментах –
11. Получить % по вкладу +
12. Оплатить налоги +
Задание 2. Распределите расходы семьи
Питание | Коммун. услуги | Транспорт | Культурные потребности | Хоз. – быт. товары | Товары длительного пользования |
| | | | | |
| | | | | |
- Перед вами таблица с видами расходов. Впишите в соответствующие графы следующие расходы:
молоко, мясо, мыло, билет на автобус, кастрюля, книга, билеты в цирк, картофель, зубная паста, квартплата, мягкая мебель, стиральный порошок, холодильник, сливочное масло, билет на поезд, рыба, билеты в кинотеатр, электроэнергия, водопотребление, счет за газ.
Проверка осуществляется совместно. Каждая семья по очереди рассказывает что записано в определенный столбик. Если все верно семья зарабатывает 1000 руб. Если есть ошибки, право голоса достается семье, которая первая готова исправить ответ.
Разгрузка
«Угадай-ка»
1. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки. (Супермаркет)
2. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа и самовар
Называются … (Товар)
3. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (Продавцы)
4. Сколько купили вы колбасы,
Стрелкой покажут вам точно … (Весы)
5. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт … (Кассир)
6. Люди ходят на базар
Там дешевле весь … (Товар).
Задание 2. Посчитать расходы семьи за месяц.
Например:
Питание - 15 000 руб.
Квартплата и коммунальные услуги / свет, газ / - 2500 руб.
Хозяйственно- бытовые нужды - 500 руб.
Прочие нужды / лекарства, театр, кино / - 1000 руб.
Затраты на одежду – 4000 руб.
Транспортные расходы – 2000 руб.
(Итого – 25000 руб.)
- Есть ли экономия в вашей семье, если ваш доход 57500, а расход 25000? (Да 32500)
- Куда можно потратить эти деньги? (отложить и не тратить, копить на крупные покупки, на одежду)
- Есть ли экономия в вашей семье, если ваш доход 36200, а расход 36200? (Нет. Получилось равновесие.)
- Есть ли экономия в вашей семье, если ваш доход 43250, а расход 50000? (Нет , дефицит бюджета)
Давайте подумаем как можно избежать дефицита?
ИСПЫТАНИЕ: «В корень зри, не продешеви»
-Представитель одной семьи выбирает фразеологизмы со значением дёшево, а другой со значением дорого. Если необходима помощь семьи, то вы лишаетесь 2 рублей из 5.
Дорого | | Дешево |
| На вес золота За бесценок По божеской цене Не подступиться Цена кусается Не по карману Влетит в копеечку За гроши По сходной цене | |
| | |
| | |
Задание 3. Как избежать дефицит.
Задачи 1. Что выгоднее покупать.
1)Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.? Сколько денег она сэкономит? (30 р)
2)Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 40 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50 кг) стоит 1600 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? (2000 р.; экономия 400р)
Решают мамы (За правильный ответ семья зарабатывает 1000 руб)
ИСПЫТАНИЕ: «Бюджет семьи»(5 рублей, если есть остаток, 4 рубля, если нет, ушли в минус- 0 рублей).(Слайд 13, раздача листков с заданием)
- Бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей. У вас есть список товаров и услуг.
Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет.
Список товаров и услуг | Цена, руб. | Ваш выбор |
Лекарства Продукты Одежда Обувь Бытовая химия Транспорт Велосипед Музыкальная (спортивная) школа Книги Компьютер Игрушки Платежи и налоги Диски с мультфильмами Посещение цирка Посещение боулинга Туристическая поездка Поход в кино Мороженое, конфеты фрукты | 5р 50р 10р 10р 4р 10 15р 10 5 5 40 5 30 6 6 7 8 4р 5р 8р | |
– А теперь подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
– Что получилось? Сумели ли вы уложиться в эту сумму100 рублей?
- Давайте послушаем семью Ивановых./ Петровых.
Задачи 2. Расходы на ком. услуги.
На счетчике за электроэнергию стоит число 8956, а показания счетчика в прошлом месяце были 8856. Сколько в этом месяце израсходовано киловатт энергии? (100). 1 кВт/ч = 3рубля. Сколько денег необходимо заплатить? (3х100=300 рублей.) Сколько рублей составит плата за электроэнергию?
На счетчике за водоснабжение стоит число 265, а показания счетчика в прошлом месяце были 255. Сколько в этом месяце израсходовано куб. м воды? (10). 1 куб. м = 5 рублей. Сколько денег необходимо заплатить? (5х10=50 рублей.) Сколько рублей составит плата за водоснабжение?
Решают папы (За правильный ответ семья зарабатывает 1000 руб)
Задача 3. Расходы на питание.
Школьник или студент проголодался и решил пообедать в столовой, у него было 100 рублей. Он прочитал меню и узнал цены. Что может купить студент/школьник в столовой?
Меню
Первые блюда
1. Борщ 35 руб.
2. Рыбный суп 20 руб.
3. Картофельный суп 23 руб.
Вторые блюда
1.Котлета с картофельным пюре 65 руб.
2. Сосиски с макаронами 40 руб.
3. Рыба с тушёными овощами 35 руб.
Напитки
1. Чай сладкий 15 руб.
2. Компот 13 руб.
3. Кисель 17 руб.
Решают школьник/студент (За правильный ответ семья зарабатывает 1000 руб)
4. Покупки в магазине
Вам необходимо пойти в продуктовый магазин и сделать покупки. У вас есть 1000 рублей. Что из продуктов вы купите?
Конфеты 250 руб. Чипсы 65 руб. Мороженное 50 руб. Хлеб 30 руб. Газированные напитки 50 руб. Сахар 40 руб. Жевательная резинка 20 руб. Семечки 30 руб. Масло 100 руб. Сок 100 руб. Мясо 250 руб. Сухарики 30 руб. Торт 250 руб. Рыба 150 руб. Яйцо 50 руб. Шоколад 50 руб. Картофель 50 руб. Молоко 50 руб. Орешки 100 руб. Печенье 200 руб. Крупа (гречневая, пшено) 60 руб. Фрукты 200 руб.
Решают бабушки/дедушки (За правильный ответ семья зарабатывает 1000 руб)
Дополнительное задание. Создание ситуаций.
Мальчик купил тетрадь за 60 рублей, отдал кассиру 100 рублей. Получил сдачу 50 рублей. Правильно ли ему дали сдачу? Что нужно предпринять?
Туфли стоят 1500 рублей, тебе дали 2000 рублей. Сколько должны дать сдачи, если ты купишь эту обувь?
- Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаю вам сдать экзамен.
Анализ-рассуждение. (Если есть время, доп. задание)
Но случаются так, что семьи попадают в сложные ситуации, когда денежных средств на необходимые нужды просто не хватает.
- Что нужно делать, если денег не хватает? (экономить)
Посовещайтесь в семьях и дайте советы, как можно сэкономить денежные средства, когда денег в наличии немного.
Как сэкономить?
Рассуждают, делают выводы.
1. Экономим на коммунальных услугах.
- Можно ли сэкономить на коммунальных услугах? На какой части? На воде и электричестве. Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась вода. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги.
2. Экономим на сладостях.
- Можно ли сэкономить на продуктах? Нельзя исключать из своего рациона овощи и фрукты, крупы, мясо, рыбу и молоко. Организм должен получать полноценное питание. Можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, печенья. Без этих продуктов мы вполне может обойтись, если на них нет денег.
3. Бережно относимся к вещам.
- Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно только продлить срок службы тех вещей, которые у вас есть. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Бережное использование личного имущества, уберегает его от ненужного ремонта и покупки нового. Ремонт одежды, обуви своими руками.
4. Экономим на транспорте.
- Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться.
5. Внимательно изучаем цены в магазинах.
- Покупка более дешёвых продуктов или продуктов по различным акциям в магазине.
6. Ведение домашнего приусадебного участка.
- Заготовка на зиму картошки, лука, свеклы, квашеной капусты, мяса, солений, варенья, маринованных овощей.
- Планировать и совместно обсуждать крупные покупки.
- Отказ от курения.
Какая ситуация может складываться в семейном бюджете? (Слайд 14)
Доходы = расходы
Доходы расходы
Доходы
Ответ: доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть меньше расходов
- Какая формула будет наилучшей?
- В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?
-Идеальный вариант превышение доходов над расходами. Значит произошла экономия.
- На чём же мы можем сэкономить?
-На этот вопрос мы ответим в последнем испытании:
ИСПЫТАНИЕ: «Советы по экономии бюджета семьи» (5 рублей за верный ответ в банку-копилк
Работая в группах, дети выбирают правильные советы и рекомендации и добавляют свои:
Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов
Уходя из дома, выключайте свет
Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику
Бережно относитесь к своим вещам
Чаще пользуйтесь услугами такси
После похода в магазин оставляйте сдачу себе
Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы
Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону
Рефлексия.
- Я предлагаю нашим участникам – семьям оценить слаженность работы своей семьи.
- Мы поработали слаженно, дружно, успешно – написать фамилию семьи желтым цветом на кошельке.
- У нас не всегда была слаженная работа в семье, иногда допускали ошибки на уроке – написать фамилию семьи синим цветом на кошельке.
- К сожалению, нам не удалось поработать дружно, постоянно допускали ошибки на уроке – написать фамилию семьи красным цветом на кошельке.
А теперь необходимо посчитать бюджет семей. Вскрываем свои копилки. Сколько денег удалось вам сегодня заработать?
В заключении хочу дать совет: правильно распределяйте свой бюджет, будьте экономны, не расточительны, умейте овладевать своими чувствами: «хочу», но «не могу», не надо, подождет.
сюрприз: мультфильм о том как ведёт бюджет семья бобров ( Мультфильм «Богатый Бобрёнок, 10 серия).Возможно ведение бюджета этой семьи пригодится нам в ведении бюджета наших семей.
ДЗ. Попробовать составить бюджет вашей семьи