11а - 11б –
Тема. Решение заданий ЕГЭ. I часть.
Цель урока: отработка умения решать задачи ЕГЭ разной степени сложности
Задачи урока:
Актуализация знаний учащихся об основных законах геометрической оптики.
Ликвидация пробелов в знаниях.
Продолжение отработки навыка применять знания при решении задач.
1. Ход урока.
1. Сообщение целей и задач урока.
учитель совместно с учащимися формулирует цели урока.
2. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
Сформулировать закон отражения света, показать угол падения, угол отражения.
Сформулировать и записать закон преломления света.
Физический смысл относительного показателя преломления, абсолютного показателя преломления.
Написать формулу, выражающую связь относительного показателя преломления двух граничащих сред с их абсолютным показателем преломления.
Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу.
Почему изображение предмета в воде всегда менее яркое, чем сам предмет.
Что происходит при переходе луча их оптически менее плотной среды в оптически более плотную среду и наоборот, показать ход лучей на рисунке.
Как изменилось бы видимое положение звезд на небе, если бы исчезла атмосфера Земли.
Постройте ход лучей в собирающей линзе.
Постройте ход лучей в рассеивающей линзе.
Чем отличается действительное изображение от мнимого
Почему фокус рассеивающей линзы называется мнимым
На экране с помощью линзы получили изображение предмета. Что произойдет с изображением предмета, если половину линзы закрыть непрозрачной ширмой
3. Выполнение проверочной тестовой работы с последующей проверкой.
1. Как измениться угол между падающим на плоское зеркало и отраженным лучами при уменьшении угла падения на 50?
а) уменьшится на 2,50
б) уменьшится на 50
в) уменьшится на 100
с) не измениться
2. С помощью собирающей линзы получили изображение светящейся точки. Точка находится на расстоянии 0,2 м от линзы. Изображение находится на расстоянии 0,2 м от линзы. Чему равно фокусное расстояние линзы?
а) 0,15 м
б) 0,2 м
в) 0,6 м
г) 0,8 м
3. Наблюдатель смотрит сверху вниз на поверхность воды в водоеме глубиной 1 м. Кажущаяся глубина водоема …
а) ... 1 м
б) ... больше 1м
в) ... меньше 1м
г) ответ неоднозначен
4. Источник света находится на расстоянии 0,7 м от линзы, имеющей фокусное расстояние 0,5 м. Изображение источника будет …
а) ... действительное, уменьшенное
б) ... действительное, увеличенное
в) ... мнимое, уменьшенное
г) ... мнимое, увеличенное
5. Показатели преломления воды, стекла и алмаза относительно воздуха равны: 1,33; 1,5; 2,42. В каком из этих веществ предельный угол полного отражения имеет минимальное значение?
а) в воде
б) в стекле
в) в алмазе
г) во всех веществах угол полного отражения одинаков
Проверка выполнения тестовой работы.
5. Разбор решения задач. Ликвидация пробелов в знаниях.
учитель задает вопросы:
-какие формулы использовали?
- какие трудности возникали при решении задач?
- на что нужно обратить внимание при решении задачи?
Решение задач. 1.Предмет расположен на тройном фокусном расстоянии от тонкой линзы. Его изображение будет:
1) перевернутым и увеличенным
2) прямым и уменьшенным
3) прямым и увеличенным
4) перевернутым и уменьшенным
2.Лампа находится на расстоянии 2 м от экрана. На каком расстоянии от лампы нужно поставить собирающую линзу с фокусным расстоянием 0,4 м, для того, чтобы получит на экране увеличенное изображение лампы.
3.На экране с помощью тонкой линзы получено изображение предмета с пятикратным увеличением. Экран передвинули на 30 см вдоль главной оптической оси линзы. Затем при неизменном положении линзы передвинули предмет, чтобы изображение снова стало резким. В этом случае получилось изображение с трехкратным увеличением. На сколько пришлось передвинуть предмет относительно его первоначального положения.
4.На оси ОХ в точке x1 = 0 находится оптический центр тонкой рассеивающей линзы с фокусным расстоянием F1 = -20 см, а в точке x2 = 20 см –тонкой собирающей линзы. Главные оптические оси обеих линз лежат на оси ОХ. На рассеивающую линзу вдоль оси ОХ падает параллельный пучок света из области х 3 = 60 см. Найдите фокусное расстояние собирающей линзы.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание: :повторить § 64-65