I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Сравните факты использования богатств земных недр в прошлом и теперь. 1 1) Первобытный человек с помощью камней охотился, высекал огонь, рисовал. 2) Современный человек использует добытые в земной коре полезные ископаемые во всех сферах жизнедеятельности, изготавливая из них топливо, металлы, удобрения, витамины, синтетические ткани, инструменты, машины и др. – Какую проблему мы будем решать на уроке? 1 Какова роль вещества литосферы в жизни человека? – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 2. – Что такое полезные ископаемые? Приведите примеры. Что общего между природными и искусственными камнями? В чём их различия? 1 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6. Устанавливать причинно-следственные связи. 7. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
II. Поиск решения. | 1. – Как изменялась роль камня в жизни людей? 1 2. – Используя коллекцию полезных ископаемых, изучите свойства предложенных горных пород (набор для изучения по усмотрению учителя). Результаты занесите в таблицу. 2 3 5 7 Породы | Цвет | Прочность | Вес | 1. 2. 3. | | | | 3. – Какие горные породы использует человек? 1 – Какие их свойства оказались значимы для человека? 1 – Как называют такие горные породы и места их скопления? 1 4. – Найдите и покажите на карте районы крупных месторождений полезных ископаемых в России. 2 3 5. – Все ли свойства полезных ископаемых использует человек? 1 – Какие искусственные материалы были созданы человеком и где они применяются? 1 2 – Как долго они не разрушаются в природе после окончания их использования человеком? 1 – Каково их влияние на экологию планеты? 1 2 6. – Что значит разумное природопользование? Организуйте дискуссию. 1 1 2 3 1 2 – Прочитайте текст на с. 70–72 «Экологические проблемы в литосфере», используя технологию продуктивного чтения. 2 7. – Какие существуют различия между естественными и искусственными материалами? 1 – Как ответим на вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |