Цель урока: формировать представления о растительном мире степей.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить полученные ранее знания по предыдущей теме урока, познакомить с особенностями растительного мира степей;
Коррекционные: коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, установление логических и причинно-следственных связей); учить делать выбор из предложенных вариантов, оценивать свой уровень знаний, развивать творческие способности с использованием ИКТ;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к изучаемому предмету, воспитывать умение работать в парах.
Оснащенность урока:
- учебник 7 класс. География России. Авторы: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, издательство «Просвещение» 2021 год;
- презентация для урока;
- карта «Природные зоны России»
- приложение к учебнику
- карточки
- картинки с видами растений
Формы работы с классом: фронтальная, индивидуальная, парная.
I. Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Учитель. У нас сегодня необычный урок. Представьте, что мы находимся в одной из студий телецентра «Останкино». Я приглашаю вас поучаствовать в передаче «Друзья природы». Передача идет в прямом эфире. Представьте, что наш класс только что вернулся из экспедиции по одной из природной зоны и готов поделиться полученными знаниями. А вот о какой зоне идет речь, вы узнаете, внимательно прослушав стихотворение:
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор! ( Конечно же, это стихотворение о степи)
Работа по карте. (Закрепление изученного раннее по теме: «Положение на карте»)
- Расскажите о степях с географической точки зрения, опираясь на свои знания и карту. Посмотрите внимательно на карту. Что расскажет нам наша карта - помощница?
1. Где расположена зона степей? (Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль границы России.)
2. Существует ли переходная зона, между лесной зоной и степной? (Лесостепная)
3. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? (По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.)
4. В каком тепловом поясе находится зона степей? (Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику)
5. Как называется равнина, на которой расположена зона степей? (Большая часть зоны расположена на Восточно – Европейской равнине, и небольшая часть – на Западно – Сибирской.)
6. Как выглядит земная поверхность зоны? (Степь – это безлесные, равнинные пространства, покрытые растительностью, которая приспособлена к засушливому климату.)
Учитель. Ну что ж, сейчас мы имеем представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся. От географического положения степной зоны зависит ее растительный мир. «Ой ты степь широкая, Ой ты степь привольная…» - поется в песне.
А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить такую картину: куда бы вы не посмотрели – кругом бескрайние просторы, вас обдувает горячим ветром, нещадно греет солнце, и нет ни одного дерева, только травы, качаются вокруг. Возникает вопрос: Как приспособились растения к жизни в степи?
Откройте глаза. Попытаемся в нашей студии найти ответ.
II Новая тема
Учитель. В начале, давайте, определим точное название нашей передачи (урока). Посмотрите на экран. Слайд №1 Растительный мир.
Учитель. Цель нашей передачи: познакомиться с представителями растительного мира и установить способы приспособления к жизни в условиях степей.
Помните, я вам говорила о горячем ветре? Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури.
- Объясните, из каких слов образовалось слово СУХОВЕЙ. Суховей – это иссушающий ветер со скоростью от 5 до 20 м\с. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. Обычно они ливневые. Ливень проходит быстро, и большая часть воды, не успевает напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется.
- Определите, какие растения растут в степях по фото картинке: Слайд тот же № 1. (ответы детей)
В степях широко распространены травы, которые хорошо переносят летнюю жару и зной. В зависимости от времени года одни виды трав сменяются другими.
Письмо в студию №1 г. Омск. Есть ли деревья в степной зоне? Спасибо.
Г. Омск - лесостепной
(В степях нет деревьев, но есть травянистый покров. Характерной особенностью степей - является практически полное отсутствие деревьев. Деревья и кустарники встречаются только в приречных долинах. В них, животные, укрываются от врагов и непогоды).
Травянистые растения приспосабливаются к жизни в степи по – разному.
Как вы думаете, а в какое время года расцветают цветы в степях? Весной. Почему именно весной? Весной достаточно влаги в почве, поэтому расцветают многочисленные яркие цветы.
Д\игра «Отгадайте растение»
1.Я в траве густой расту,
Огоньком на ней цвету.
Семена как соберут,
Пирожки вам испекут. (Мак)
2. Тот цветок давно в Россию,
Завезен из дальних стран.
Алый, стройный и красивый
Называется… (Тюльпан) Слайд №2
Они первыми украшают степь весной, первыми и засыхают.
3. В саду, есть петушок –
Лиловый гребешок,
А хвостик – боевой,
Сабелькой кривой. (Ирис) Слайд №3
Такие растения как желтый гусиный лук, лиловые ирисы, тюльпаны запасают питательные вещества в луковицах. Весна в степи начинается рано, в феврале – марте снег уже таит, и в это время в почве скапливается много влаги. Быстро растут луковичные растения. После цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. (Показ клубней)
У ириса клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества.
В мае, когда становится жарко, луковичные растения заканчивают свой рост. Растительный покров изменяется.
Появляются злаковые растения - травы, опишите их внешний вид: Слайд №4 (типчак)
1. Скажите, по форме – какие листья? жесткие стебли, узкие листья, поэтому они мало испаряют влаги, свертываются в сухое время года.
2. А какие корни? у большинства этих растений длинные ветвистые корни, которые могут доставать воду из глубоких слоёв почвы. Корни этих растений уходят глубоко в землю.
К таким растениям относятся: ковыль. Как видите совсем по – другому приспособились типчак и ковыль.
Обратите внимание, как растут эти растения: в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу.
На следующее растение, я обращаю ваше особое внимание.
Слайд № 6. Пион тонколистный занесен в Красную книгу, как вы думаете почему? Обратите, внимание как во время цветения трав степь необыкновенно красива, а вот к середине лета степные травы жухнут и выгорают.
Физ минутка.
- Представьте себе, что вы растения степи.
Ранняя весна (дети показывают, как они быстро растут).
Солнце ярко светит так и жжет землю и растения (дети – растения показывают, как им плохо).
Подул ветер – все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря (дети изображают бурю).
Вдруг все стихло (все садятся на свои места).
Письмо в студию №2. Иванова Катя, г. Пенза.
" Наша семья собирается летом в поход по степи. Хотим полюбоваться тюльпанами. Подскажите, в каком месяце это сделать лучше всего?» (март – апрель)
В сухих степях трава ниже и растет отдельными кустарниками. Трава эта сухая, иногда колючая.
Растения степей, растущие на границе с полупустынями, имеют кустистую шарообразную форму. Их называют перекати – поле. Слайд №6
Как, вы, думаете почему так называют эти растения? После созревания они высыхают, становятся лёгкими, отрываются от земли и при малейшем ветре катятся по степи, разбрасывая семена.
В степях растёт тонконог, чертополох, полынь, степная осока, мятлик. Слайд №7-8
Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве - черноземной степи. Чернозем – самая плодородная почва в мире. Поэтому травянистые растения покрывают землю сплошным ковром. ПОКАЗ чернозема.
В настоящее время черноземная степь распахана. Растительность, которая характерна для черноземной степи, сохранилась только в заповедниках. Сегодня на огромных территориях произрастают сельскохозяйственные растения. Повсюду раскинулись поля, а вот какие растения растут на этих полях, мы выясним с помощью следующего задания.
Работа по карточкам:
1)
2 | 4 | 6 | 1 | 3 | 5 | 7 |
ш | н | ц | п | е | и | а |
2)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| | | | | | | | | | | |
11 | 2 | 5 | 9 | 7 | 1 | 10 | 4 | 12 | 8 | 6 | 3 |
и | о | о | ч | н | п | н | с | к | е | л | д |
3)
2 | 4 | 6 | 8 | 1 | 3 | 5 | 7 |
у | у | у | а | к | к | р | з |
Для сухих районов ученые выводят специальные сорта наиболее устойчивых к засухе видов растений: прочитайте их названия.
III Закрепление знаний.
1. Д\и «Светофор»
Учитель . Работа со светофором . Если ответ верный, показывают светофор:– зелёный, нет – красный. Вопросы.
1.Для зоны степей характерны сплошные травянистые растения? (Да.)
2. Очень красива степь зимой? (Нет.) 3. В зоне лесов суровая зима и короткое прохладное лето? (Нет.) 4. Для растений степи характерны: корни – луковицы или ветвистые корни? (Да.)
5. Почвы степной зоны очень бедны питательными веществами? (Нет.) 6. В зоне лесов осадков выпадает мало? (Да)
7. В Красную книгу занесен, пион тонколистный? (Да)
У. Письмо в студию № 3. Анна Ивановна Смирнова. Рязань. Мне на лето привезут в первый раз внука. Он мечтает пополнить свой гербарий пионом тонколистным. Дайте, пожалуйста, советы как помочь ребенку, исполнить его мечту.
Передача наша называется «Растительный мир». Сейчас проверим, хорошо ли запомнили названия растений характерных для степей.
2. Работа по карточкам. Расставьте цифры под каждым растением степи.
1 – типчак, 2 – тюльпан, 3 – ирис, 4 – ковыль.(2341)
Д\и. Назовите обобщающее слово:
1) Маки, ирисы, тюльпаны – …(цветы).
2) ковыль, типчак, чертополох - …(травы).
3) суховеи, жара, ливень – …(погода).
4) пшеница, подсолнечник, кукуруза – …(с\х растения).
Работа с учебником – с. 117 чтение правила по цепочке.
IV. Подведение итогов урока.
7