3. Игра «Найди «лишнее» слово» поможет нам определить тему урока. Работа в группах. Правила организации групповой работы: Говори спокойно и ясно; Говори только по делу; Говори по очереди; Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего; Убедись, что в разговоре участвует каждый; Обращайся к другу по имени. Докажите, что именно это слово лишнее: 1 группа прилагательное, существительное, подлежащее, местоимение. Лишнее слово – подлежащее. Это член предложения, а остальные – части речи. 2 группа Основа, сказуемое, окончание, приставка 3 группа Дополнение, глагол, существительное, прилагательное 4 группа Предлог, прилагательное, обстоятельство, глагол 5 группа Корень, определение, приставка, суффикс — Как вы думаете , какова тема нашего урока? -Какую цель , Вы можете поставить себе на урок? (продолжить….повторить….закрепить…) - На уроке вспомним, какие члены предложения являются главными, а какие – второстепенными. Будем учиться находить в предложении грамматическую основу, повторим синтаксический разбор предложения. 4. Минутка чистописания. ССС сова Подберите родственные слова к слову сова (совушка, совиный, совёнок) Вспомним, что называется словосочетанием? Мудрая сова, разбор словосочетания Какие бывают предложения по цели высказывания? Повествовательные, вопросительные, побудительные. Посмотрим фрагмент из мультфильма о Вини Пухе и определим тип предложения по цели высказывания и по интонации. Устно. 3 фрагмента.- Сова, открывай медведь пришёл! Я подарила хвост? У меня правильное писание хромает, оно хорошее, но почему-то хромает. Дети определяют тип предложений. Почему у Винни Пуха правильное писание хромает? Что нужно делать, чтобы правописание не хромало? Отгадайте загадки: Я его в основе встречу, Подчеркну одной чертой. На вопрос «Кто?», «Что?» ответит Этот главный член. Какой? Ответ: Подлежащее Этот главный член найду, Две черты я проведу. Он в основе есть, скажу я, Называется. Ответ: Сказуемым Я главные члены ищу в предложении. Подлежащего нет, где-то спряталось снова. Оно со сказуемым в соединении Составляет. Ответ: Грамматическую основу “Верно-неверно ” Светофор. .— Давайте выясним, кто у нас лучший знаток предложений. Я вам читаю утверждение по теме предложение, а вы показываете красный цвет, если неверно, зелёный, если верно, жёлтый если не знаете ответа. 5.Игра «Веришь – не веришь» Верите ли вы, что… 1.Второстепенные члены не входят в грамматическую основу предложения? + 2.Предложение может быть без второстепенных членов? + 3.Второстепенные члены не зависят от главных и других членов предложения? - 4.Подлежащее всегда выражено существительным? - 5.Сказуемое отвечает на вопросы : что делает? что делал? ,что сделает? - 6.Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения? + 7. В предложении всегда есть подлежащее? - Задания группам подготовить сообщение о членах предложения: Подлежащее , сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство. (выбирают карточки) Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Отвечает на вопросы кто? что? Подчеркивается одной чертой. Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает? Что делал? Что сделает? Что будет делать? Подчеркивается двумя чертами. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Грамматическая основа предложения= главные члены предложения= подлежащее и сказуемое. А как называются другие члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого? Члены предложения не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения. -Какую роль выполняют второстепенные члены предложения? -Второстепенные члены предложения поясняют подлежащее и сказуемое. - Что такое дополнение? Определение? Обстоятельство? Дополнение — это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (то есть всех, кроме именительного): кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? Дополнение в предложении выражается именем существительным или местоимением. Определение — это второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей? Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? зачем? почему? как? Операционно-деятельностный этап. Учитель: -Давайте вспомним, алгоритм разбора предложения: Алгоритм 1.Найти подлежащее (кто? что?) Подчеркнуть одной линией. 2.Задать вопрос к сказуемому. Подчеркнуть двумя чертами 3.Найти зависимые слова от подлежащего, задать вопросы, подчеркнуть. 4. Найти зависимые слова от сказуемого, задать вопросы, подчеркнуть. 5.Дать характеристику предложению. Критерии оценивания. На высоком дереве совушка сидит, головушкой вертит. Разбор предложения у доски 1 ученик, все в тетрадях. Распространённое и нераспространённое предложение Работа по слайдам -Если в предложении только главные члены предложения , как оно называется? Учитель: Предложение можно сравнить с деревом. Основа которого - главные члены предложения. Это – подлежащее и сказуемое. Что они выражают? Основную (главную) мысль. Осинки шелестели. Что можете сказать об этом предложении? Какое оно? Можно ли его распространить? Как? Добавить второстепенные члены предложения. Осинки шелестели как? Тихо Какое получится предложение? Осинки тихо шелестели. Какой член предложения добавили? (обстоятельство) Кукушка куковала. Гед? Как? В лесу громко куковала кукушка. Появилась травка. На лугу появилась зелёная травка. Запись предложения в тетрадь. (разбор по членам самостоятельно) Проверка коллективно. У кого нет ошибок 3 балла. У кого 1 – 2 ош. 2 балла, 3 ош. 1 балл, если больше 3 ош. 0 б. (самооценивание) Задания по группам. 1 группа Распространите предложения. Добавьте определения. Запишите, подчеркните члены предложения. Укажите части речи. Стоит … день. Светит … солнце. По небу плывут … облака. 2 группа Распространите предложения. Добавьте определения. Запишите, подчеркните члены предложения. Укажите части речи. Течет … река. За рекой виднеется … лес. На … лугу пасутся коровы. Они щиплют … траву. 3 группа Запишите только распространенные предложения, разберите их по членам предложения. Медведи идут! Солнце поднялось над лесом. Защелкал в кустах голосистый соловей. Костер разгорался. 4 группа Запишите только распространённые предложения, разберите их по членам предложения. В летнем небе свистели стрижи. Ветер стихал. Весну объявили хлопотливые грачи. Бегут облака. 5 группа. Запишите только распространённые предложения, разберите их по членам предложения. В ночном небе светят звезды. Из леса папа вернулся вечером. Цветут яблони. На опушке леса пели тетерева. Второстепенные члены предложения украшают предложение, распространяют основную мысль, но без них основная мысль сохраняется., она не должна теряться. Распространённое предложение выглядит, как зелёное дерево ярко, нарядно. Игра «Поймай основу» дети выполняют самостоятельно Оценка – «Светофор» - Я вам буду читать предложения, а вы записываете только основу предложения. (самооценивание слайд) Стоял солнечный денек. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости прилетели сразу. Птицы клевали корм. Потом они долго сидели на ветках и щебетали. Задание для групп «Составить предложение» записать и сделать синтаксический разбор. Когда задание будет выполнено на самый высокий бал? Критерии: назвать и подчеркнуть все члены предложения, указать, чем они выражены, дать характеристику предложению. |