СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока :"Иммунитет"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме:"Иммунитет"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока :"Иммунитет"»

Урок по биологии в 8 классе.

Тема урока: «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета. Органы иммунной системы»

Цели урока:

Образовательные: 

Предметные

  • знать основные функции лейкоцитов; основные виды иммунитета, способы его формирования. Понимать смысл выражения «Инфекционные заболевания», знать способы их профилактики.

  • уметь оперировать такими понятиями как «иммунитет», «воспаление», «специфический иммунитет», «неспецифический иммунитет», «антитела», «антиген», отличать искусственный иммунитет от естественного, отличать вакцину от сыворотки.

Метапредметные

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • уметь организовывать свою деятельность;

  • оценивать достигнутые результаты.

Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний;

  • преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;

  • извлекать нужную информацию.


Личностные

  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

  • осознание ценности биологического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • формирование личностных представлений о иммунной системе организма;

  • создание условий для развития уважительного отношения к индивидуальности каждого;

  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.


Развивающие:

  • развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.

Воспитательные: 

  • воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.

Задачи:

  1. Углубить знания учащихся о том, что такое иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки.

  2. Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию; логически мыслить, анализировать, строить предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

  • словесные (рассказ, объяснение, беседа);

  • наглядные (демонстрация);

  • частично-поисковые (самостоятельная работа с материалом);

  • проблемные (проблемные вопросы);

  • практические (решение теста, кроссворда).

Основные понятия урока:

Иммунитет, антигены, антитела, иммунная система, виды иммунитета, возбудители, заболевания, вакцина, лечебная сыворотка.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point “Иммунитет. Механизмы и виды иммунитета”. Учебники у каждого ученика, карточки с заданиями по теме «Внутренняя среда организма. Кровь», портреты ученых, карточки рефлексии.

Ход урока:

I.Организационный момент - 2 мин.

Учитель:

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

-  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

II.Актуализация знаний -8мин.

Ребята! Но прежде чем приступить к изучению нового материала нам необходимо проверить, насколько прочны ваши знания по вопросам темы: Кровь и внутренняя среда организма.

1.Работа по карточкам

Работа по карточкам. Осуществляется избирательный письменный опрос по теме на тему: Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. (6-7 человек получают индивидуальные карточки и чистые листочки).


Карточка с заданием.

1.Задание

Вставьте в пропуски нужные определения: кровь, тканевая жидкость, лимфа, фагоциты тромбоциты, гомеостаз, транспортная, защитная, форменные элементы, лейкоциты, эритроциты, плазма, фагоцитоз.

Кровь состоит из жидкой части_______, выполняющей роль межклеточного вещества, и __________________________________________________________________________________________________________: клеток________________,_______________. И кровяных пластинок__________________, относящихся к неклеточным форменным элементам крови.

Способность организма сохранять постоянства внутренней среды называется___________.

_______________________является вторым компонентом внутренней среды, в которой непосредственно находятся клетки.

Это явление было открыто И.И. Мечниковым(1845-1916г) и названо_____________, а сами лейкоциты______________, что означает «клетки пожиратели.

2.Задание2.

Соотнесите.

1.Красные кровяные клетки , транспортирующие кислород к тканям и углекислый газ к легким

А)Лейкоциты

2.Белые кровяные клетки, способные к фагоцитозу.

Б)Тромбоциты

3.Кровяные пластинки принимают участие в свёртывании крови.

В) Эритроциты.


1.

2

3






2.Одновременно с письменным опросом осуществляется устный блиц-опрос.


  1. Что такое внутренняя среда?

  2. Из каких компонентов состоит внутренняя среда?

  3. Как компоненты среды связаны с понятием гомеостаза?

  4. Каков состав крови?

  5. Что такое плазма, какими свойствами она обладает и зачем нужна в крови?

  6. Что такое форменные элементы?

  7. Какие форменные элементы крови тебе известны?

  8. Назовите основные признаки характеристики и функции эритроцитов.

  9. Назовите основные признаки характеристики и функции тромбоцитов.


III. Изучение нового материала -25 мин.

Часть 1(10мин)

Показ Презентации “Иммунитет. Механизм и виды иммунитета” (по ходу объяснения нового материала)

Знакомство с новым, постановка проблемы: 

Человек живет в окружении разнообразных микробов: бактерий, вирусов, грибков, простейших. Люди долгое время не подозревали об этом, пока 320 лет тому назад голландский мануфактурщик Антони ван Левенгук не создал первый микроскоп, с помощью которого он и обнаружил целый мир маленьких организмов – микроорганизмов, или микробов. Среди микробов есть полезные и вредные для человека.

Попавшие в организм болезнетворные бактерии встретились с защитными силами организма. Первыми на пути посторонних веществ и микробов вступают кожа и слизистые оболочки, которые играют роль естественных барьеров. На коже и слизистых оболочках здорового человека постоянно живут некоторые бактерии, полезные для здоровья. Они питаются выделением кожи и слизистых, не проникая внутрь организма. Вместе с тем эти бактерии губительно действуют на микроорганизмы, вызывающие болезни. При ослаблении организма активность полезных микроорганизмов снижается и в этом случае на коже и слизистых быстрей размножаются и расселяются вредные бактерии. Слизистые оболочки дыхательных путей, пищеварительного тракта, органов мочеотделения и др. обладают способностью задерживать большинство микробов. Главная особенность слизистых оболочек заключается в том, что они находятся во влажном состоянии за счёт выделяемой ими слизи (отсюда и название). Со слизью из организма удаляются различные вещества, губительные для бактерий вредных для здоровья. Если возбудитель преодолевает барьер, то болезнетворный микроб попадает внутрь организма человека и может привести к заболеванию.

Такое заражение называют инфекцией, а возникшее заболевание – инфекционным.

Вопрос для учащихся –Как инфекция может попасть в наш организм?

Работая с учебником на стр. 119 дайте понятие ворота инфекции.

То, что заразные болезни вызываются микробами, доказал французский ученый-химик Луи Пастер, основоположник микробиологии. Проникнув в организм человека, болезнетворные микробы повреждают и разрушают клетки и ткани, используя их вещества для своего питания и размножения. Кроме того, продукты их жизнедеятельности часто ядовиты для организма человека и могут привести к смерти.

Оспа, чума, тиф, холера и многие другие заболевания лишили огромное число людей жизни.

Краткое сообщение учащегося о заболевании оспа, чума, тиф, холера.

- Как вы думаете, почему одни люди умирали от этих страшных болезней, а другие нет?

(Учащиеся пытаются высказывать свое мнение).

-Как вы думаете о чём мы сегодня поговорим на уроке?

(Учащиеся формируют тему урока)

-Наш сегодняшний урок посвящен одной из самых важных проблем современной медицины – иммунитету.

-Что такое иммунитет?

Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов и вирусов называется иммунитетом. 

 Еще одно определение: иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.

Иммунитет бывает двух видов:

  • Специфический

  • Неспецифический

-Со специфическим иммунитетом мы сталкивались, когда изучали форменные элементы крови лейкоциты.

Вопросы учащимся:

1.Назовите основные признаки характеристики и функции лейкоцитов.

2. Кто открыл явление фагоцитоза?

3.Как называют клетки способные к фагоцитозу?

-Но помимо лейкоцитов в организме есть ещё клетки, которые уничтожают микробы с помощью фагоцитоза

Макрофаги-  это лейкоцит, у которого огромная поглощающая способность, он может на 360 градусов потреблять бактерии, может уничтожать одновременно до 1000 бактерий

Понятие о воспаление. (сообщение ученика.)

-Неспецифический иммунитет-это врождённый иммунитет.

Физминутка. (1,5 мин.)

Часть 2 (13.5мин)

-Гуморальный иммунитет бывает двух видов:

  • клеточный

  • гуморальный иммунитет

Гуморальный иммунитет.

Механизм гуморального иммунитета заключается в уничтожении вредного фактора в крови особыми веществами белковой природы-антителами. Любое чужеродное вещество по составу отличается от собственных клеток организма и способно вызвать иммунную реакцию организма. Такие вещества называют-антигенами. В ответ на попадание во внутреннюю среду организма антигенов происходит выработка антител, точно соответствующих по строению этому антигену (как ключ соответствует замку). Если во внутреннюю среду попадает другой антиген, то на него вырабатывается другое соответствующие антитело. В результате взаимодействия антитела и антигена образуется безвредное для организма неактивное соединение-комплексы «антиген-антитело». Их обычно уничтожают фагоциты. Как это происходит? В организме человека есть особые клетки лимфоциты. Существуют несколько видов лимфоцитов -это Т- лимфоциты, которые формируются в тимусе и В-лимфоциты, которые формируются –в лимфатических узла. На мембране клеток антигенов (микробы, вирусы и т.д.) есть специальные белковые комплексы, Т-лимфоциты способны распознать и расшифровать их химическую структуру. Т-лимфоциты передают информацию В-лимфоцитам. В-лимфоциты, получив информацию об антигене от Т-лимфоцитов, начинают стремительно размножаться и выделять в кровь антитела. Каждый вид антител способен нейтрализовать строго определённый антиген, именно тот, который обнаружил Т-лимфоцит. Часть В-лимфоцитов становятся клетками память.

Клеточный иммунитет. (внутри клетки)

Антитела могут нейтрализовать только те антигены, которые находятся вне клеток. Если же вирусу удалось проникнут в клетку, не оставив следов на её клеточной мембране, ни антитела, ни лейкоциты справиться с ними не могут. В клетке начинает вырабатываться вещество –интерферон. который выходит из клетки и вступает в контакт с соседними клетками. Хотя интерферон не обладает прямым противовирусным действием, он способен вызывать такие изменения в клетках, которые препятствуют размножению вируса, формированию вирусных частиц и дальнейшему его распространению. Интерферон действует в нескольких направлениях. Во-первых, он оказывает влияние на клетки, соседние с инфицированной, запуская в них цепь событий, приводящих к подавлению синтеза вирусных белков и в некоторых случаях сборки и выхода вирусных частиц. А также он запускает механизм образования белковых молекул на поверхности клетки делая её «узнаваемой» для Т-лимфоцитов и клеток-киллеров. В дальнейшем клетка, поражённая вирусом, уничтожается.

Проблемный вопрос: Но может ли человек своим вмешательством (в данном случае положительным) помочь предотвратить заболевание или ослабить его течение?

(Ответы учащихся.)

История создания вакцин и прививок.

Вклад Э. Дженнера в борьбу с натуральной оспой., вклад Л.Пастера в медицину (сообщения учеников.)

Введение понятия вакцина и сыворотка.

Разбор схемы Естественный и искусственный иммунитет.

IV. Закрепление -7 мин. Разгадывание кроссворда. Работа в парах.

  1. Особое вещество, выделяемое клеткой против вирусов.

  2. Болезни, вызываемые живыми возбудителями, поражающие весь организм.

  3. Механизм иммунитета, при котором происходит уничтожение находящимися в крови особыми веществами, антителами, растворёнными в крови.

  4. Местная реакция, вызванная поражением микроорганизмами органа или его части.

  5. Первая физическая преграда в организме человека от микробов, вирусов, паразитов.

  6. Вилочковая железа.

  7. Древняя форма иммунитета, действующего на все микробы, независимо от химической природы.

  8. Механизм иммунитета, при котором происходит уничтожение вредного фактора клетками-фагоцитами.

  9. Болезни, вызываемые простейшими, червями-паразитами, паразитическими насекомыми, клещами и другими организмами.

  10. Форма иммунитета, когда организм способен распознавать чужеродные вещества и клетки, уничтожая их.

  11. «Детская болезнь».

  12. Смесь из погибших микробов и фагоцитов.

  13. Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений, благодаря которой сохраняется химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей.

  14. Период болезни, при котором больной некоторое время чувствует себя нормально.

  15. Чужеродные вещества, способные вызвать иммунную реакцию.

  16. Инфекционное заболевание, передающееся воздушно-капельным путём.

Ответы.


V.Итог урока. Домашнее задание(2мин):

VI. Рефлексия (1мин):

Рефлексия: выразите своё состояние, выбрав одно из выражений лица на рисунках (для девочек верхний рисунок, для мальчиков – нижний).







































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!