СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока:
«ПОБУДЬ У СМОЛЕНСКОЙ СТЕНЫ».
Учитель: Н. Н. Аксенова
Цель урока:
- познакомить учащихся с великолепным памятником архитектур XVI – XVII вв.;
- расширить знания учащихся о сохранившихся башнях крепости;
- воспитывать любовь и уважение к минувшим событиям;
- развивать ВПФ, используя приемы компенсирующего обучения.
Организационный момент.
- Ребята, я вижу, что сегодня не плохое настроение, и думаю, что урок по истории Смоленщины пройдет интересно, увлекательно, с большой пользой для всех нас.
Вы готовы к уроку? Посмотрите, пожалуйста, все ли наши помощники с нами. А теперь я проверю, хорошо ли вы знаете, что необходимо каждому ученику на уроке истории. Я попрошу сесть поудобнее, закрыть глаза и послушать звуки, которые издают наши помощники:
А) шелест книги,
Б) стук ручки и т.д.
- А теперь проверьте еще раз и убедитесь, что нам можно начинать урок. Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
- На какой странице излагается этот материал? (стр.38)
- На какие вопросы нам сегодня необходимо найти ответы:
1.Зачем вокруг Смоленска нужно было строить крепостную стену?
2. Сколько лет стоит этот памятник архитектуры?
3. Кто вел руководство строительством?
4. В каком году Ф.Коню в Смоленске поставили памятник?
Сегодня мы продолжим изучение данной темы и мысленно по присутствуем на великой стройке Смоленщины 16- нач.17вв., а так же познакомимся с башнями Смоленской крепости.
Откройте тетради и запишите тему урока «Строительство Смоленской крепостной стены».
1596 – 1602 – годы строительства (новые слова стр. 54 – «свая», «фундамент»)
Физкультминутка.
Пришла пора отдохнуть. Сегодня я проведу физкультминутку. Будьте внимательны и четко выполняйте мои команды.
На счет раз – все дружно встали.
Два – руками помахали.
Три – все к солнцу потянитесь.
На четыре – не садитесь
Пять – попробуй сосчитать.
Шесть – пришла пора присесть.
Присядем столько раз, в нашем классе всех сейчас. 1,2,3,- 7.
Устали вы немножко, посмотрите все в окошко.
На счет 7 – повернитесь, мило другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.
- Начать наше путешествие к Смоленской стене хочется стихотворением Ю.Киланова «Федор Конь» - читают стр.50
1. Сколько башен планировал построить Ф.Конь в Смоленской стене?
2. Какова ее протяженность?
3. Каково основное назначение стены?
- Ф.Конь изучил многие проекты российских и зарубежных зодчих. За основу взял Московский кремль. Крепость была заложена весной 1596 года. Первый камень уложил Борис Годунов. Он писал царю: стр.40
- Как вы думаете, ребята, какой строительный материал был необходим для большого Смоленского дела: кирпич, песок, известь, яйцо? Почему? стр.80
Работа с картой.
- Кто строил крепостную стену? (920 тысяч человек из 6 уездов)
- В стране под страхом смертной казни было запрещено строительство каменных зданий.
- Как же выглядела каменная крепостная стена (стр.40 – чтение)
В состав крепости входило 38 прясел и столько же башен. Средняя величина прясел между башнями примерно 158 м., ширина - от 5,2 до 6 м. Высота стен — в среднем от 13 до 19 м. вместе с зубцами. Ширина боевой площадки смоленской стены 4-4,5 м.
Среди 38 башен: 16 многогранных (круглых), 13 глухих прямоугольных башен и 9 прямоугольных с воротами.
- 400 лет во всей красе стоит Смоленская крепостная стена. За этот период не один раз сдерживала она наступление врагов и подвергалась разрушениям. 9 башен взорвано при отступлении Наполеона из России в 1812 году. К настоящему времени из 38 башен сохранилось только 17. У каждой из них есть свое название.
Вы получали задание просмотреть фотоиллюстрации и поинтересоваться названием башен.
- Какая башня нравится вам, почему она имеет такое название?
- Особенно красивой была башня Фроловских или Днепровских ворот
(в северной части города). Она стояла на берегу перед большим Днепровским мостом. Проезд закрывался воротами и железной решеткой. Башня выделялась своей высотой - 30 м. На верху была смотровая вышка и висел колокол. Облик башни дополняли двуглавый орел и икона Богоматери « Одигитрия» (в переводе с греческого — «Указующая путь») над проездными воротами, в южной части – Молоховская.
Интересное название имеет и еще одна башня – Веселуха. Работа с заданиями на стр. 51, № 27,28.
Пословицы.
Закрепление пройденного материала.
Задание на доске «Что соответствует каждой башне»
Математические знаки.
Викторина.
Когда впервые упоминается о Смоленске в древних документах?
(первое упоминание о Смоленске в древней русской летописи относится к 863 году. Там говорится о нём, что «он велик и мног людьми»)
Из перечисленного выберите название племени наших предков:
Поляне
Полочане
Древляне
Кривичи (правильно)
Северяне
Сколько лет строилась крепостная стена и кто руководил строительством?
(строительство продолжалось 6 лет (1596-1602).
Руководил строительством знаменитый русский мастер горододелец Фёдор Савельев по прозвищу Конь. По предположению отдельных исследователей он был выходцем из крестьян Дорогобужского уезда.)
Первоначальные размеры стены? (длина, толщина, высота).
(Общая протяжённость Смоленской крепостной стены была около 6 км. Высота стен – от 13 до 19 метров; толщина от 5 до 6 метров)
Башня крепостной стены, название которой вызывает улыбку?
(Башня Веселуха. По одной из версий краеведов, называлась так потому, что была расположена на лоне красивой природы. Она веселила глаз, то есть очень нравилась горожанам).
Какое самое высокое здание в Смоленске?
(Свято-Успенский кафедральный собор. Его высота приравнивается к 23-ёх этажному дому).
Домашнее задание. По вариантам. На право пойдешь – карандаши найдешь, на лево пойдешь – пластилин найдешь, прямо пойдешь – мозаику найдешь. Куда ты хочешь пойти?
Подведение итогов урока. Выставление отметок.
