Конспект открытого урока по истории Средних веков 6 класс
Тема:
Подготовила учитель истории
Шупарская Надежда Ивановна
Учебник: “История Средних веков” авторы Е.В.Агибалова, Г.М.Донской
Вид урока: изучение нового материала.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционная
Цель урока: формирование представлений у учащихся образа “рыцаря” как одного из важнейших символов Средневековья, посредством активизации “старых” и усвоения “новых” знаний; подвести учащихся к пониманию моральных норм рыцарства, основам рыцарской культуры.
Задачи урока:
образовательная: формирование исторических знаний по теме урока;
обучающая: выработка умений самостоятельной работы с текстом;
развивающая: развитие образных, логических, аналитических умений, умений анализа изученного материала.
Основные понятия: рыцарь, замок, , Г.М.Донской)донжон, палица, кольчуга, латы, забрало, оруженосец, турнир, герб, «кодекс чести».
Педагогические технологии: технология уровневой дифференциации, информационно коммуникативные технологии, технология развития критического мышления.
Оборудование:
учебник;
мультимедийная установка;
презентация Power Point;
схемы;
макет средневекового замка;
иллюстративные материалы с изображением доспехов рыцарей, их символики, оружия и др.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вводное слово учителя.
II. Изучение нового материала с использованием элементов технологии критического мышления.
1. Стадия вызова. На этой стадии применяются методы “мозгового штурма” и ассоциации На доске написаны слова: «Милес» - от лат. воин, «Шевалье»-от фр. лошадь, «Ритер»-от нем. всадник.
Вопрос классу:
-Какое слово в русском языке может объединить все эти понятия? (Рыцарь.)
Записывается тема урока «В рыцарском замке» в тетради и на доске
-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы произносите это слово?
Все ответы ребят фиксируются на доске: воин, дама сердца (прекрасная дама), честь, отвага, замок (крепость), конь, меч, доспехи, смелый, благородный человек, Европа.
На втором этапе ребятам предлагается написать рассказ из 3-4 предложений, используя слова, записанные на доске. Несколько рассказов зачитываются.
На третьем этапе стадии вызова необходимо задать вопрос классу:
-Достаточно ли нам этих знаний чтобы сформировать полное представление о рыцарях?
Надо сказать, что понятие “рыцарь” намного сложнее и глубже, чем мы только что представили. И в их жизни было все не так-то просто. А чем именно отличалась жизнь средневековых рыцарей мы узнаем зачитав первую и вторую сирвенту Б. де Борна.
2. Стадия осмысления. Осуществляется работа с текстом учебника (маркировка текста) и делаются записи в тетради. Предварительно в тетради оформляется таблица. Она представлена на доске. К ней выписываются маркировочные знаки.
То, что совпало с моими представлениями | Новое содержание | Не понятно, вызывает сомнение | Хочу узнать |
V | + | ? | ! |
Далее идет работа с текстом учебника. Ребята сначала маркируют текст, а затем заполняют 1 и 2 колонки таблицы.
Зачитываем слова со знаком “+”. Учитель выписывает эти слова рядом с теми, которые ребята назвали в начале урока.
3. Стадия рефлексии. Сравниваем то, что знали и что нового узнали. Анализируем.
Здесь проиллюстрируется изучаемый материал, используя изображения замков, рыцарских гербов, одежды и доспехов и т.д. Это поможет в формировании образа “рыцаря”).
III. Итогом урока. Совместное составление синквейна.
Например:
Рыцарь
Смелый, ловкий
Воюет, пирует, состязается
Конный воин, защитник.
Благородный, но алчный, жестокий, хитрый
IV. Домашнее задание.
1 .Обязательная часть: заполнить колонки 3 и 4 Таблицы.
2. Варианты разноуровневых заданий на выбор учащегося: 1) Составить рассказ от имени рыцаря; 2) Синквейн; 3) нарисовать герб.
Сирвенты Бертрана де Борна Барон Бертран до Борн (1140 – 1215) прослыл одним из самых знаменитых трубадуров средневековой Франции, певец рыцарских обычаев, особенно известны его сирвенты – песни на сатирические или политические темы. Первая сирвента Люблю я видеть как народ, Отрядом воинским гоним, Бежит, спасая скарб и скот, А войско следует за ним, И, радуясь душою, Смотрю, как замок осажден, Как приступом берется он, Иль вижу над рекою Ряды построенных полков Укрытые за тын и ров. И также люб тот рыцарь мне, Что, первым ринувшись вперед, Бесстрашно мчится на коне И войску бодрость придает Отвагой удалою. Лишь только битва закипит, пусть каждый вслед за ним спешит, Рискуя головою: Достоин тот похвальных слов, Кто и разить, и пасть готов! Дробятся шлемы и щиты Ударом палиц и мечей. Редеют воинов ряды, И много мечется коней, Не сдержанных уздою. Кто соблюдает честь свою, Быть должен одержим в бою Заботою одной - Побольше размозжить голов. А страха нет для храбрецов! Жизнь в мире мне не дорога: Не любо мне, пить и спать. Люблю я крикам «На врага!» И ржанию коней внимать… Вторая сирвента Мужики, что злы и грубы, На дворянство точат зубы, Только нищими мне любы! Любо видеть мне народ Голодающим, раздетым, Страждущим, не обогретым! Вопросы: 1. Чем больше всего любили заниматься рыцари? 2. Какие качества в людях ценили рыцари? 3. Как рыцари относились к простым людям?
Люблю майское светлое время. И нежные цветы весенние, люблю, когда очаровывают нас Птичьи радостные песни, И радуюсь я красотой Густых палаток и шатров, Разбросанных среди лугов, Где лозунги ждут к бою Ряды прославленных полков, И всадников, и скакунов.
Люблю я видеть, как погнал толпу вооруженный отряд, как мчатся отары среди трав, А войско польется вдогонку. И видно над рекой, как замок между горных горбов Осажденный со всех сторон И темной пеленой шеренги мерцают бойцов, которые выглядывают между рвов.