История 6 класс
В рыцарском замке (§ 12)
Цель урока: ознакомить учащихся с условиями жизни класса феодалов; подвести к пониманию того, как феодалы поддерживали своё господство над зависимыми крестьянами; какие у них существовали моральные нормы.
Опрос учащегося по предыдущей теме:
1. На какие сословия делилось средневековое общество?
(на 3 сословия: духовенство, феодалы (землевладельцы, крестьяне;
или те кто молится, те кто воюет, те кто работает)
2. Дайте определение понятию "повинность"?
(это принудительные обязанности за пользование крестьян землёй феодала)
3. Какие повинности несли крестьяне?
(Барщину и оброк)
4. Что называлось барщиной?
(все работы в поместье феодала)
5. Что такое оброк?
(- это часть продуктов труда крестьянина, которую он отдавал своему хозяину)
6. Чем отличалось положение лично зависимых крестьян?
(лично зависимые крестьяне - крестьяне предки которых были рабами,
поэтому любые свои действия они вынуждены были согласовывать с хозяином,
в противном случае - платить дополнительную плату)
7. Как выглядело жилище крестьянина?
(дом - из жердей обмазанных глиной, крыша из соломы,
потолка нет, стены покрыты сажей,
т.к. нет дымохода, отверстие в крыше;
из мебели - деревянные скамейки, стол, сундук )
8. Какие занятия существовали у крестьян?
(обработка земли (земледелие), охота, рыбная ловля, сбор мёда диких пчёл)
9. Что называлось натуральным хозяйством?
(всё необходимое для жизни делалось крестьянами для себя, а не для продажи)
Выставление оценки за ответы.
Изучение нового материала:
Запись темы урока в тетрадь:
5.10.17 Классная работа
В рыцарском замке
Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие разделы
План урока:
1. В замке феодала.
2. Снаряжение рыцаря.
3. Ценности рыцарей.
1. Прочитать п.1 стр. 94-96
Беседа по прочитанному и работа с иллюстрациями учебника.
Вопросы:
Что обозначает поговорка "Мой дом - моя крепость"? (Дом должен защищать от врагов, т.е. быть крепостью)
Почему именно в то время возникает такая поговорка? (т.к. существовала опасность нападения норманнов (с запада) и венгров-мадьяр (с востока))
Каким был замок феодала? (Замок - это жилище феодала и его крепость, жилище феодала и его прислуги, конюшни, колодец, амбары, помещения для хранения оружия и самое главное - мощная стена вокруг этих сооружений, содержащая подъемный мост и главную башню донжон)
Выполнение задания 1 в рабочей тетради
Задание 1. Обозначьте цифрами и подпишите основные части рыцарского замка.
1.Стены
2. Подъемный мост
3. Ров
4. Зубчатые башни
5. Главная башня
6. Хозяйственные постройки
2.
Работа с п.2 учебника "Снаряжение рыцаря": прочитать текст и выполнить задание 2 в рабочей тетради.
Задание 2. Подпишите из чего состояло боевое облачение рыцаря. В чем различия между снаряжением XI и XV веков?
1. копьё; 2. шлем; 3. кольчуга; 4. латы; 5. щит; 6. меч; 7. сапоги со шпорами.
Отличие в снаряжении: в XVвеке кольчугу сменили латы, на шлеме появилось забрало.
Рассказ учителя о воспитании рыцаря.
п.3 в учебнике Воспитание рыцаря
Феодалы готовились к военной службе с детства.
Занимались физической подготовкой и учились вести себя в обществе.
В 7 лет сын рыцаря покидал дом и служил пажом при дворе более знатного феодала.
В 15 лет - становился оруженосцем рыцаря.
Только после длительной службы или воинских подвигов отличившихся посвящали в рыцари.
Как происходило посвящение в рыцари?
стр.97 рисунок и с 5 строки ...Во время праздника...
Какие развлечения были у рыцарей?
(стр.98) Охота и турниры, которые были связаны с военным делом.
Рыцари имели свой герб и девиз.
стр. 98 Герб - это...
стр. 99 Девиз - это...
3. Последний пункт плана Ценности рыцарей. стр.99-100 текст учебника (прочтение).
Ответ на вопросы:
1. Какие качества в людях ценили рыцари? (больше всего им нравилась в мужчинах храбрость, отвага, бесстрашие)
2. Как назывались правила поведения рыцарей? (кодекс рыцарской чести)
3. К кому применялись правила обозначенные в нём? (только в отношениях между господами)
3. Как рыцари относились к простым людям? (они их презирали)
ИТОГИ:
Итак, на уроке мы познакомились с жилищем феодала - замком, его устройством; со снаряжением рыцаря; порядком воспитания будущего рыцаря и его жизненными принципами и ценностями.
Запишите домашнее задание:
п.11-12 повторить, стр.101 - вопросы к главе 4 (письменно), В РТ. стр. 39-40 (кроссворд)