Да, ребята, именно об этом мы и поговорим на нашем уроке, работая по следующему плану: Рыцарь – конный воин Средневековья. Рыцарский замок. Снаряжение рыцаря. Образ жизни рыцаря-феодала. Рыцарские турниры. Кодекс рыцарской чести. Современные рыцари – кто они? Как я усвоил тему урока? Какие впечатления остались у меня после урока? Чтобы ваша работа на уроке была более успешной, мы сегодня будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (Ответы детей на слайде). Вы правы, я думаю, соблюдение этих правил помогут сделать наш урок наиболее эффективным. Прежде чем начать нашу дальнейшую работу на уроке, обратите внимание на листы самооценки, которые у вас лежат на партах. Вы видите, что на каждом этапе урока вы должны оценивать свою деятельность не только при обсуждении темы, но и при выполнении заданий в группе, в рабочих тетрадях, на рабочих листах, выполнении творческих заданий, при выборе домашнего задания. Для того, чтобы поставить то или иное количество баллов в последней графе таблицы, вы должны использовать критерии самооценки, которые вы видите на листе. Данные критерии мы с вами выработали ещё в начале учебного года и будем оценивать свою работу, опираясь на них. Обратите внимание, даже если вам по каким-то причинам не удалось принять активное участие в групповой работе, вы можете набрать баллы, даже если вы будете внимательно слушать, задавать вопросы, уточнять. Внизу листочка есть шкала перевода заработанных баллов в итоговую оценку урока. Если вы набрали от 12 до 14 баллов – оценка «5», 9 – 11 «4», и от 6 до 8 баллов дают оценку «3». Но я надеюсь, что плохих оценок на нашем уроке сегодня не будет. Какие вопросы есть по заполнению оценочных листов? Не забывайте на каждом этапе нашей деятельности, согласно плана урока, который вы видите на слайде заполнять лист самооценивания. План урока также представлен на листах самооценивания. А сейчас мы перейдём к первому пункту нашего урока. Мы продолжим с вами разговор о понятии «рыцарь» и выясним значение этого слова. На основе уже имеющихся у вас знаний, представлений попытайтесь самостоятельно дать определение слову «рыцарь». | Слушают. Слушают. Смотрят на слайд. Слушают. Смотрят на план урока и слушают. Смотрят на слайд и отвечают. Слушают. листы самооценки. Слушают и задают вопросы. Слушают Рыцарь – средневековый конный воин. |
| | Молодцы, давайте запишем ваше определение в тетрадь. Рыцарь – это средневековый конный воин. Для того чтобы более детально разобраться с понятием «рыцарь» давайте обратимся к научным источникам: учебнику, толковым словарям и интернет-ресурсам. Ваша задача, в течение 2 минут найти и выписать из разных источников определение слова «рыцарь» во всех его значениях. Итак, работаем 2 минуты, не забудьте распределить обязанности в группах, кто будет работать с какими источниками, обсуждаем и анализируем их, выбираем для себя один (Ожегов, Философский словарь, словарь иностранных слов, энциклопедических словарь). Давайте дадим то определение, которое выбрала ваша группа. Верно, ребята, слово «рыцарь» согласно всем источникам произошло от немецкого слова риттер что в переводе означает «всадник», то есть рыцарь – воин-всадник, а также во втором значении – благородный, самоотверженный, благородный, великодушный, мужественный защитник кого-либо. Итак, мы услышали определения из разных источников. Ребята, работая над домашним заданием, вы можете использовать именно то определение (из учебника, словаря), которое на ваш взгляд является наиболее точным, и не забудьте его выучить. Ребята, рыцари часто говорили: «Мой дом – моя крепость». А каким вы себе представляете дом рыцаря? А почему рыцарский дом вы представляете каменным, прочным? А теперь чтобы проверить наши гипотезы, давайте обратимся к тесту учебника, параграф 12, пункт 1 «Замок феодала» на стр.94-96 и выполните в группах задание №1 «Рыцарский замок» (на рабочих столах) Молодцы, сейчас давайте проверим насколько верно вы выполнили задание, давайте сравним ваши ответы с шаблоном, который представлен на слайде и дадим определения основным понятиям, которые встретились в параграфе. На слайде: Замок? Донжон? Ров? Вал? Внутренний двор? Какая цель стояла перед строителями при возведении замка? Верно, ребята. Все ваши гипотезы оказались верными. В Средние века люди сравнивали общество с живым организмом. Например, крестьяне сравнивали с ногами, так как много трудились, как вы думаете, с какой частью тела ассоциировались рыцари? А каким оружие было мы узнаем после просмотра видеосюжета «Снаряжение рыцаря», взятого из единой коллекции образовательных ресурсов. Итак, из чего состояло снаряжение рыцаря и дадим определения этим понятиям.(на слайде рыцарь) Давайте закрепим полученные знания, выполнив следующее задание модуль «Снаряжение рыцаря», взятое из единой коллекции образовательных ресурсов. Перед нами пазл, каждый из вас должен найти одному кусочку пазла свое место. Выполняем задание как можно быстрее, выходя к доске. Первый шаг мы сделаем вместе. Ребята, а что из снаряжения рыцаря не вошло в наш пазл? А что изображено на щите нашего рыцаря? Действительно, у каждого рыцаря был свой герб, который показывал принадлежность рыцаря к тому или иному роду, но изначально рыцарем мог стать любой человек, но потом рыцарство передавалось по наследству и герб это отличительный знак семьи, поэтому в рыцари мальчиков готовили с детства. Каким же было воспитание рыцаря? Какой образ жизни он вел? Каковы его развлечения? Это мы узнаем, просмотрев видеофрагмент. А теперь выполним задания на закрепление полученного материала. Выполняют модуль в группах. Правильность выполнения вы увидите сами и не забудьте оценить свою работу в листах. Отвечаем на вопросы. На это задание у вас две минуты Сколько времени продолжалось обучение будущего рыцаря? Что входило в его обучение? Каким ритуалом завершалось обучение рыцаря? Из чего он состоял? По каким отличительным знакам определялись благородство и знатность рыцаря? Какие развлечения существовали у рыцарей в свободное от войн время? Молодцы ребята. Правильно выполнили задание. Сегодня мы с вами погрузились в эпоху Средневековья. Включу средневековую музыку Когда-то в средние века повсюду жили рыцари. И жизнь была их нелегка в тяжелой амуниции, Гордились рыцари собой мечами и доспехами, Играли рыцари с судьбой и на турниры ехали. Эпоха Средневековья от нас далека. А рыцари остались? Можно ли сегодня быть рыцарем без доспехов? Да, ребята вы правы. Можно быть рыцарем и без доспехов, главное чтоб в груди билось благородное сердце. Сейчас вы мне назвали те качества, которые входили в кодекс чести средневекового рыцаря. (ответы на слайде) - Щедрость - совершение подвигов Защита слабых и обиженных (дам, вдов, сирот) Поиск подвигов Справедливость Хорошие манеры Вежливость. Конечно, не каждый рыцарь соблюдал эти правила, но актуальны ли они для нас? Сегодня рыцарем можно быть и в другом значении, не воином-всадником, а смелым, справедливым человеком, имеющим прекрасный внутренний мир. Ребята, обменяйтесь своими оценочными листами и оцените работу того, кому принадлежит этот оценочный лист. Верните листы и подсчитайте сумму баллов. Поставьте себе оценку за урок. А теперь поднимите руку, те кто заработал пятерку. Поднимите руку кто заработал оценку «4». Есть ли тройки за урок? Мне кажется, что каждый из вас работал на положительные оценки. А теперь чтобы я смог проверить насколько вы усвоили учебный материал выполните небольшую проверочную работу. Выполняем задание (на рабочих листах). Обратите внимание, что задания имеют 3 уровня сложности. Если вы хотите получить оценку «5» вы можете выполнить только задания части 3, если четвёрку – то задание под номером 2. Если вас устраивает тройка, то вам достаточно выполнить первое задание. Отвечаем письменно очень кратко на вопросы. На это задание вам 5 минут. Подпишите листочки, отложите на край стола. А теперь домашнее задание. Обратите внимание, что задания также имеют уровни сложности. 1 уровень. Если вы хотите получить оценку «3» вам достаточно прочитать параграф и ответить на вопросы в конце параграфа. 2 уровень. На оценку «4» ТПО №1-3. 3 уровень. На оценку «5» ТПО №6+презентация на тему «Жизнь средневекового рыцаря». Возвращаемся к началу урока. Давайте вспомним, какие цели ставили мы в начале урока, какие цели ставили ваши одноклассники. Давайте каждый из вас сделает вывод о том, насколько он сегодня был успешен, используя для своего предложения следующие начала фраз, которые вы видите на слайде. Отвечаем «по цепочке»: сегодня я узнал… я понял, что… я приобрел… я научился… теперь я могу… я познакомился с новым для себя… у меня получилось … урок дал мне знания о том, что… теперь я умею… Ребята, достигли мы поставленной цели урока? Успешными мы были на уроке? Ребята, когда вы работали, в течение урока я сделал несколько ваших фотографий. А теперь попробуйте оценить ваше отношение к уроку по фотографиям. На этом наш урок закончен. | Записывают в тетради. Работают с различными источниками Называют определение. Зачитывают определения, анализируем, обсуждаем, что общего в определениях, что нового в определении информации. Слушают. Слушают. Дом рыцаря из камня, с прочными стенами. Для защиты от врагов, защиты богатства, ведения войны. Читают и выполняют задания. Слушают, смотрят на шаблон, отвечают на вопрос. Сделать замок неприступной крепостью. Слушают. Слушают. Слушают и отвечают. С руками, так как держали оружие. Слушают, смотрят. Кольчуга – рубаха, сплетенная из колец. Латы – доспехи из стальных пластин. Палица – большая дубина. Шлем с забралом – с пластинкой прорезь для глаз. Слушают, выполняют. Ответы: боевой конь, оруженосец, меч, палица, копье, топор и т.д. Герб, то есть отличительный знак. Смотрят видеоролик. С 7 до 21 года. Фехтование, владение мечом и щитом, ведение боя, верховая езда, танцы, благородные манеры. Посвящение в рыцари. Герб и девиз. Пиры, охота, рыцарские турниры, где главным было выбить соперника из седла. Ответы: да, остались, это благородные, храбрые люди, так как в словаре написано, что сегодня рыцарями называют самоотверженных людей, мужественных, честных, бескорыстных людей. Рыцари – это те, кто совершает благородные поступки. Это люди скромные и не хвастаются своей смелостью. Ответы: да, мы тоже должны следовать этим качествам. Обмениваются оценочными листами. Возвращают листы Выполняют задание на рабочих листах. Слушают. Работа со слабоуспевающим. Крицкая Вера поднимает руку, подходит и присаживается за парту. Слушают, выбирают и записывают домашнее задание. Вспоминают цели урока Заканчивают предложенные фразы. | |