СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории»

Тема урока: Пётр I Великий

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами самостоятельного обучения.

Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.

Цели по содержанию:

  1. образовательная – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;

  2. развивающая – продолжить развитие умений работать с источниками информации, комментировать прочитанный текст; иллюстрировать ответ; развивать творческие способности и коммуникативные умения;

  3. воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Методы: репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:  работа в парах, фронтальная, самостоятельная работа (в ходе предварительной подготовки)

Средства обучения

  1. Учебник Мир вокруг нас. 3 класс в 2 частях. Ч. 2. Н.Ф. Виноградова.; 2) презентация “Петр Великий”; 3)Н.Ф. Виноградова Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3 класс: пособие для учащихся в 2 частях, Ч 2.– Издательский центр «Вентана – Граф

ХОД УРОКА.


I. Самореализация к деятельности

– Сегодня на уроке вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями. А кто такой исследователь? (Ответы детей)

– И, конечно же, нашими постоянными помощниками будут ваше внимание, память, смекалка, любознательность и тот багаж знаний, который вы уже имеете.

- А начнём мы с определения периода времени в истории всего человечества, с которым будем сегодня работать.

1-е задание – прочитайте эти числа, расположите их в порядке возрастания.

(XVII, XIX, XVIII)

- Какой период времени в истории человечества составляют эти числа?

(XVII, XVIII XIX – история Нового времени ) Лента времени

- Вспомните, почему эту эпоху учёные назвали «Новое время»?

-Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения учёных, расцвет светской науки и культуры в странах Европы.

2-е задание – Посмотрите на эти имена, назовите тех, кого мы изучали на уроках.

Олег, Игорь, Святослав, Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Иван IV Грозный, Пётр I .

- Как вы думаете, почему именно эти имена вошли в историю нашего государства? (Каждый внёс что-то хорошее в развитие нашего государства)

- Какое ещё имя вам знакомо? Какое прозвище было у Пётра I ?

II. Постановка учебной задачи

Игра «Буквы рассыпались»

РПЁР I , ВЕЛИКИЙ

- О чём будем говорить на уроке? (О Петре Первом)

- Итак, тема нашего исследования «Пётр Первый».

- Нас ждёт встреча с неутомимым и энергичным царём, с царём, который получил прозвание «Великий».

- Как вы думаете, почему авторы учебника определили тему не просто Пётр I , а именно Пётр Великий?

- Определите для себя исследователей задачи на урок!

* Почему Пётр Первый получил прозвание «Великий»?

План исследования:

1.Детство.

2. Преобразования.

3. Город на Неве.

- На партах у вас лежат два сигнальных флажка: синий цвет будет означать, что вы справились с заданием, а красный, что у вас возникли проблемы.

- Итак, согласно вашим пожеланиям, составлен план действий.

III. Открытие нового знания

«Яркое пятно»

- Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головой выше любой толпы. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке.

- У вас на столах лежат листочки с изображением родословного древа семьи Романовых. Найдите на нем Петра 1 и скажите чьим сыном он был? ( отец- Алексей Михайлович Романов, мать-Наталья Кирилловна Нарышкина)

- Третьим царем из династии Романовых стал Петр 1. Это был действительно необычный царь. 

- I этап нашего исследования «Детство Петра»

Петр родился 30 мая 1672 года. Отец его, Алексей Михайлович Романов, умер, когда мальчику было 4 года. Свое детство Петруша провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Петр был провозглашен царем 30 мая 1682 года.

-Давайте решим задачу! Посчитаем, сколько лет было Петру, когда он стал царем?

Задача.

Сколько лет было Петру I, когда он стал царём, если он родился в 1672 году, а взошёл на престол в 1682 году? (В 10 лет)

Петр был любознательным, одаренным, деятельным и шустрым мальчиком. С самого детства маленький Петр любил военные игрушки: солдатиков, пушки и корабли. Мамки и няньки не могли уследить за Петрушей: только отвернутся, как малыша дома нет — убежал играть с дворовыми мальчишками. По просьбе Петра ему подобрали 600 мальчишек из детей придворных слуг. Из них были сформированы два «потешных» войска. Под руководством офицеров «потешные войска» разыгрывали сражения и штурм крепостей, совершали переправы через реку и длительные походы. Юные воины учились стрелять из пушек. Правда, чтобы мальчишки не покалечили

друг друга, стреляли не настоящими ядрами, а репками. Со временем «потешные» войска превратились в грозную силу и опору царя. А самые успешные мальчишки - станут первыми полководцами.  

Сколько себя помнил царь Пётр - его всегда интересовали корабли. Отец Петра собирал модели маленьких кораблей, которые мальчик часами рассматривал. Потом нашли в сарае старый ботик (маленькое парусное судно) деда. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Пётр постигал премудрости новой потехи.. На реке Яузе для молодого царя построили «потешный флот». 

Образование Петр получил скудное. Его учитель, Никита Зотов думный дьяк, мало заботился об этом. Только в 15 лет Петр узнал о четырех действиях в арифметике, но его отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал. Неутомимый, волевой, царь Петр все хотел постичь. Он хорошо изучил математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу.  

Он был прекрасным зубным лекарем. Сам вырывал больные зубы у бояр. Мешочек с этими зубами до сих пор хранится в Кунсткамере в Санкт – Петербурге. Царём Пётр стал вместе со своим братом Иваном. Иван был очень болезненным, Пётр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла из старшая сестра Софья.

Первичное закрепление.

- Давайте подведём итог I этапа нашего исследования и разгадаем кроссворд «Детство и юность Петра Первого».

1. Какую фамилию носил Пётр Первый? (Романов)

2.Как называются первые войска Петра Первого, созданные для игр? (Потешные)

3.Как звали старшую сестру Петра Первого? (Софья)

4. Как звали дьяка, учителя Петра I, участника развлечений молодого царя? (Никита Зотов)

5.Как называли Петра I в детстве? (Петруша)

6. Как назывался первый в истории России музей, созданный Петром I, где хранится мешочек с зубами бояр? (Кунсткамера).

7.Как звали брата Петра Первого? (Иван)

- Какое слово у нас получилось? (Реформа)

- Знаете ли вы что такое реформа? (Нет, не знаем)

-Давайте обратимся к толковому словарю.

Реформа – это преобразование, переустройство чего – нибудь, преобразование в какой – нибудь области государственной и политической жизни страны.

- 300 лет тому назад в России не было образованных людей Неграмотные бояре, которые едва умели писать свое имя. Армия была плохо обучена и плохо вооружена, а военного флота и вовсе не было. Не было заводов и фабрик. Берега Балтийского флота были захвачены Швецией.

В то время наша страна была отсталым государством. Правители соседних стран не уважали и не считались с русским народом. Но вскоре Россия расправила крылья. Началась «эпоха великих преобразований».

- Прочитайте слова на доске. ( «Благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе»)
- Как вы понимаете слово «преобразования»? ( Не знаем)
- Прочитаем статью из «Толкового словаря» (Крупное изменение, перемена (книжн.)
- Знаем ли мы, какие преобразования сделал Петр I? (нет)
- Значит, какова цель нашей дальнейшей работы? (Выяснить, какие преобразования провел в России Петр I.)

II этап нашего исследования – «Преобразования»

Работа в группах.

1 группа.

- Первое что решил сделать Пётр Первый, создать русский флот. Но как это осуществить с безграмотными людьми? (ответы) Давайте узнаем, как Петр 1 строил флот, прочитав статью учебника на странице 34 - 35. Таблица!

(дети работают с учебником. Прием «Инсерт» работа в группе)

Обсуждение. Ответы детей.

- Что предпринял Петр, перед тем как начать строить флот?

-Что вас удивило?

-В качестве кого поехал Петр за границу?

- Оцените свою работу в группе цветом флажка.

  1. группа.

- Открывал школы, институты и университеты.

Слово «учиться» стало важным в петровских преобразованиях. Образование Пётр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая.

Ещё со времён первой поездки за границу, Пётр хотел открыть морскую школу в России. В 1701 году его указом открывается в Москве Навигацкая школа. В составлении программы принимал участие сам царь, упор делался на математические и морские науки – математика, геометрия, астрономия, навигация. Обучаться в школах могли только юноши. Дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно, поэтому их заставляли учиться. Большинство дворянских сынков бегали от учёбы. Возраст обучаемых был от 11 до 23 лёт, продолжительность обучения была 10- 15 лет. Учителями были бывшие солдаты, дьячки, научившийся писать и читать. Пётр издал указ запретить жениться, пока не получат образование. Также в Петербурге открылась первая Российская Академия наук.

В 1705 была открыта первая в России гимназия.

Для того, чтобы обучить как можно большее количество детей в маленьких городах открывались цифирные школы, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой области, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы. Таким образом, Петр I хотел распространить образование в России.

Заполните таблицу.


Школа при Петре I

заставляли

Современная школа

Хотят учиться


1. Возраст обучаемых

 От 11 до 23 лет

 От 6 лет

2. Кто обучался (-ется)

 Мальчики, юноши из богатых семей

Указ зачитать

Все мальчики и девочки 

Конституция зачитать (на партах)

3. Кто учил(-т)

 Бывшие солдаты, дъячки, крестьяне, научившиеся читать и писать

 учителя

4. Продолжительность обучения

 10-15 лет

9-11 лет 

5. Учебные предметы

 Чтение, письмо, счет, математика, история, география, физика, архитектура, закон божий, рисование

Чтение, письмо, математика, история, география, физика, химия, биология, информатика, иностранный язык …..


Инсценировка

ПЕТР I (обращаясь к Головину): А скажи-ка, Гаврил Иванович, как там наши юноши за границей обучаются, когда я их экзаменовать буду?

ГОЛОВИН: На днях вернутся из-за границы пятеро. Да вот, Петр Алексеевич, неохотно наши дворяне за границу едут, учиться не хотят.

ПЕТР I: А мы указ издадим о запрещении молодым дворянам жениться, если школы не окончили.

(К Петру I бросается молодой щеголь).

ЩЕГОЛЬ: Батюшка-царь! Не издавай указ. Хочу жениться, невеста больно хороша, Елизавета Бутурлина.

ПЕТР I:Так женись! Как звать то тебя?

ЩЕГОЛЬ: Василий.

ПЕТР I: А невеста то далеко, Василий?

ЩЕГОЛЬ: Да здесь она, Ваше величество.

ПЕТР I: Так зови ее!

(Парень выводит смущенную девушку)

ПЕТР I: Хороша у тебя невеста, Василий. Когда свадьба-то?

ЩЕГОЛЬ: Да хоть завтра!

ПЕТР I: А школу- то закончил?

ЩЕГОЛЬ: Нет, батюшка-царь, не хочу учиться.

ПЕТР I: Ну, Василий, тогда с женитьбой придется повременить. Вот школу окончишь, тогда и на свадьбу зови.

ЩЕГОЛЬ: Батюшка-царь, Петр Алексеевич!..

ПЕТР I: И не проси, Василий. Вначале учиться, а потом жениться.

- Почему Петру I пришлось вынуждать дворянских сыновей к учебе?(Потому что он считал, что Россия отстает от Европы, народ малограмотный, необученный, ленивый. Поэтому он издал указ, чтобы дворяне, бояре выучились, а потом женились. Это его одна из реформ).

- Оцените свою работу цветом флажка.

3 группа.

- Петр Первый – основатель первого российского музея. Из своих путешествий Петр I привозил разные диковинки – необычные предметы. А так же то, что ему казалось интересным и поучительным: модели кораблей, приборы, географические карты, статуэтки, увеличительные стекла и многое другое. Затем царь издал указ о том, чтобы жители России со всех концов привозили в Санкт-Петербург необычные камни и кости, старинные ружья, посуду и все, что «зело старо и необыкновенно». Когда таких вещей набралось очень много, Петр I велел построить для них специальное здание – Кунсткамеру. Первый в стране музей – Кунсткамера, переводится как «кабинет редкостей». В музее были собраны чучела птиц и зверей, а также старые и интересные вещи.

В 1719 г. начал действовать 1-й в русской истории естественно - научный музей – Кунсткамера с публичной библиотекой; в Москве открылся первый театр в России; принята гражданская азбука, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников, издавались буквари, учебные карты, было положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.

Вопросы.

1.Кто основал первый российский музей?

2.Какие экспонаты в нём находятся?

3. В каком году начал действовать музей?

4. Как переводится слово «Кунсткамера»?

- Оцените с помощью флажка свою работу в группе.

Физминутка

( выполняют под музыку марша Преображенского полка)

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

Флот плывёт к родной земле

Флаг на каждом корабле.

Мы теперь Петра полки!

Раз! Два! Три!

Мы ладонь к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

И направо, и еще

Через левое плечо.

Раз! Два! Три!

Мы теперь Петра полки!

III этап нашего исследования – «Город на Неве»

- Смотрите, на горизонте показался город. Этот город построил царь Пётр Первый . Я приглашаю вас на прогулку по этому городу.

- Вы знаете, как он называется?

- Давайте решим задачу и узнаем когда был построен этот город?

Задача.

В каком году был построен Санкт – Петербург, если Петру Первому было тогда 33 года? (1703 год )

Рассказ учителя о Санкт-Петербурге

Не любил Петр ту Москву, какой она была раньше. Непохожа она была на города, которые он видел за границей: одни заборы да огороды, каменные дома по пальцам пересчитать можно — большая деревня, да и только. Столица могучего государства должна быть другой — многоэтажной, каменной, с прямыми, широкими улицами, дворцами и портом. Но в России нет такого города. Нет? Значит, надо построить! Место выбрал удобное (где Нева в Финский залив впадает): до Европы близко, море рядом, да и шведам теперь неповадно будет на российские земли ходить. Одна беда — земли здесь болотистые, речушек и ручейков не сосчитать. Любой дом под воду уходит. Но, коли царь Петр решил, значит, городу быть. Можно сказать, вся страна город строила. Болота камнями засыпали и возводили дворцы. Ни одна подвода не могла въехать в город без строительного груза — трех камней. И город рос. Санкт - Петербург — город Святого Петра, покровителя государя.

В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата ее основания — 16 мая 1703 года — считается днем рождения города.

Город строили тысячи и тысячи мужчин, которых сгоняли со всей России, а еще пленные шведы. Места здесь болотистые, сырые. Люди порой работали, стоя по пояс в воде. Царь Петр работал вместе со всеми. И, конечно, считал, что если он может так работать, то другие и подавно должны. Для него важны были только благо и польза целого народа.

Таким образом, благодаря могучей воле Петра при море вырос новый русский город.

- Кто построил Санкт – Петербург? (Пётр I)

- Какое место он для этого выбрал? (Болотистое, в устье Невы)

-Для чего понадобилась строить город в устье реки Невы? (Новая столица)

V Первичное закрепление

-Почему Петра 1 называют Великим?(высказывают мнение) Давайте сверим ваше мнение с мнением учебника.

- Прочитайте последний абзац на с. 22 учебника. И найдите ответ на вопрос в рубрике «Обрати внимание» (Почему подданные называли своего царя, «Великим»?)

( читают текст учебника вслух)

-Совпадает с нашим мнением?

- Конечно, ребята, фактов ещё достаточно много. О многих из них вы узнаете на уроках истории в старших классах.

- Какое звание присвоили царю в 1721 году? (Император)

- Давайте обратимся к толковому словарю кто такой «император»?

- Как сейчас называется должность главы нашего государства? (Президент)

- Как зовут нашего президента РФ? (Владимир Владимирович Путин)

- Как передавалась власть во времена Петра Первого? (От отца к сыну, по наследованию)

- А в наше время как происходит этот процесс? (Выборы)

- 18 марта 2018 года в нашей стране будут проходить выборы президента РФ. Каждый гражданин РФ достигший 18-летнего возраста имеет право пойти на выборы и проголосовать.

- Народ может ли назвать президента «Великим»?

- Вам понравилось быть в роли исследователя?

- Самой большой гордостью Петра Первого был его флот. Я предлагаю вам отправиться вслед за великим царём, оценив результат своей деятельности на уроке с помощью разноцветных флажков по следующим критериям:

Активно участвовал на всех этапах работы - синий флажок. Не на всех этапах работы был активным – красный флажок.

- Вставьте свой флажок в трубу корабля.

Домашнее задание

Продолжить исследование дома «Реформы Петра»

Итог урока

- Мне было приятно было работать с вами на уроке. Спасибо за урок! Урок окончен!