II. Формулирование темы урока, постановка цели (8 мин) Цели: Формулирование темы урока учащимися; актуализация опорных знаний | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | Организует формулирование темы урока учащимися Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися | (Слайд 1.) - Прочитайте эпиграф урока Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Мы готовы разгадать! - Что нам предстоит разгадать, как вы думаете? (загадки окружающего мира) -Молодцы! В окружающем нас мире столько загадок и все мы разгадать не сможем. Давайте сузим область догадок…. - Ребята, а расскажите-ка нам историю… (ученик рассказывает историю из жизни, из прошлого) -Когда произошла эта история? (в прошлом) -Вот и сегодня мы будем учиться разгадывать с вами загадки из прошлого! - Ребята, как называется раздел, который мы начинаем изучать? (Как жили наши предки) - А кто такие предки? - Где они жили? - А теперь попробуйте ответить на вопрос: как жили наши предки? - Как вы думаете, вы дали все ответы на вопрос или нет? Почему? - А знаете ли вы, как называется наука, которая изучает прошлое страны, народа? (Слайд 2.) - Тема нашего урока «История вокруг тебя» - Как вы думаете на какие вопросы нам надо найти ответы, чтобы раскрыть смысл нашей темы урока? (дети задают вопросы, учитель подводит их к формулировке цели) Что такое «наука история», что и как она изучает. При помощи чего можно узнать о прошлом страны, народа? | Строить предложения при ответе на вопросы. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
III. «Открытие» учащимися новых знаний (20 минут) Цель: введение понятия «история», знакомство с видами исторических источников | Принимают активное участие в усвоении нового, работают с учебной статьей, комментируют данные слайдов, выполняют задания в маршрутном листе. Участвуют в обобщении, задают вопросы, если есть такая необходимость. Классифицируют предметы | Организует деятельность учащихся, задает вопросы. Обобщает и дополняет сведения учебной статьи, использует слайды презентации Организует работу в парах | Работа над новым материалом - Человек живет на Земле уже 2,5 миллионов лет. Откуда же нам сегодня известно, как жили люди в Древней Руси. - Оказывается, все, что нас окружает, это история – следы прошлого. - В начале урока вы рассказали нам историю. А как вы понимаете значение этого слова? - Сколько разных мнений… Как же прийти к единому мнению? (посмотреть в учебнике) - Ребята, в учебнике нет точного определения, но у вас лежат карточки, которые помогут вам в определении термина история. (чтение статьи на индивидуальных картах) История – очень древнее слово, в переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки. В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты». - Так что же такое история? (Слайд 4.) (отвечают, сверяют с записью на доске) - А что изучает наука история? (История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас) ФИЗМИНУТКА - Мы с вами выяснили, что наука, изучающая прошлое, называется история. А вот как, с помощью чего узнают о прошлом? - Как я говорила: человек на Земле живет уже 2,5 миллионов лет и все, что нас окружает, это история – следы прошлого. - Человек оставляет на земле множество свидетельств своей деятельности – вещи, изделия из разных материалов, предметы домашней утвари, хитроумные приспособления, произведения искусства или просто записки, воспоминания, письма. Могут передаваться из уст в уста рассказы, сказки, предания, легенды, пословицы и другие виды устного творчества людей. Все это может служить источниками исторических знаний, знаний о прошлом своего народа. -Так с помощью чего мы узнаем о прошлом? (с помощью исторических источников) - Можно ли разделить исторические источники на группы? Если да, то, на какие группы вы бы их разделили? (Слайд 5.) - Посмотрите на слайд, и ответьте на вопрос можно ли разделить все эти источники на группы, если да, то на какие? (В случае затруднения учащихся им помогает учитель.) - Историк распределил бы эти источники следующим образом… Учитель группирует картинки. - Как назовете эти группы? (вещественные, письменные) - Перед вами образцы исторических источников. Что можно рассказать с их помощью? (демонстрация письменного и вещественного источника) - Как вы думаете, что может относиться к вещественным источникам? - Вспомните мы с вами были в музее в с. Александровском. Что вы там видели? - Действительно, к вещественным источникам относятся орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, одежда, украшения. - Нетрудно узнать о том, как жили люди 10, 20, 30 и даже 100, 500 лет назад. Сохранились книги, предметы их быта, здания, легенды, сказания. - А как можно узнать о том, как было тысячи лет тому назад, о жизни первобытных людей? (предположения детей) - Первобытные орудия труда терялись в пещерах и покрывались землёй. Пески пустынь заносили разгромленные завоевателями или разрушенные землетрясениями города. Менялись очертания берегов, уходили под воду прибрежные поселения. Постепенно и постоянно на каждом старом поселении нарастали слои земли, в них сохранялись остатки деятельности человека. Этот слой земли, который хранит в себе следы деятельности человека: сооружения, орудия труда, посуда, украшения и т. д. называется культурным. - Обнаружить следы деятельности человека помогает археология – это наука, которая изучает жизнь людей по вещественным источникам. А учёных производящих раскопки и изучающих вещественные источники называют археологами. Археологию ещё называют наукой лопаты. Почему? (предположения детей) - Вещественные источники мы можем потрогать руками, а вот другие источники мы можем прочитать глазами или представить о том, как люди воспринимали себя и окружающий мир как оценивали происходившие события в мифах, былинах, балладах, легендах. Как вы думаете, как называли такие источники? (высказывания детей) - Письменные источники можно ещё подразделить на 2 группы. Как вы думаете, что это за подгруппы? С чем это связано? (предположения детей) - Подсказка, он присутствует с нами весь урок. Поиграем? Вы можете задавать мне наводящие вопросы, я буду отвечать только да или нет. (угадывают устный источник – на уроке это учитель) - Какие устные источники вы знаете? Что можно рассказать с помощью сказок? - Здорово, теперь мы можем закончить наш кластер и перейти к оцениванию этой работы. (Слайд 6) | Различать прошлое, настоящее и будущее; используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к истории и историческим источникам; | Ориентироваться в тексте; анализировать его. Поиск информации в тексте. Работать со схемами, (Познавательные УУД). Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания, формулировать вопросы. (Коммуникативные УУД) |