СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Иван Третий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру 4 класс. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Иван Третий"»

Дата: 09.03 Класс 4 – В,Г

Тема: Иван Третий. Раздел 5. Страницы истории России. Урок 8.

Цели и задачи. Сформировать представление об Иване III, о Москве времён Ивана III. Ознакомить с особенностями правления Ивана III; с историей возникновения единого независимого Российского государства со столицей в Москве; воспитывать любовь к истории; развивать устную речь; развивать умение формулировать свои мысли.

Оборудование: учебник, презентация,

Домашнее задание: учебник, с. 75–81. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1

Учитель: Смирнова Виолетта Николаевна

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1.

II. Актуализация опорных знаний

Тест на карточке.

III. Самоопределение к деятельности

Слайд 2 — Обрели ли русские земли полную независимость после разгрома войска Мамая? (Нет. Враг еще был силен. Набеги ордынцев продолжались. Продолжалась и выплата дани.)

— Как вы думаете, русское государство и теперь платит дань? (Нет.)

— Когда же Русь перестала быть в зависимости от монголь­ских ханов? (Мы этого еще не знаем.)

Слайд 3— Тема урока: «Иван Третий». Сформулируйте цель урока?

IV. Открытие нового знания

1. Работа в группах

— Работа по презентации.

Слайд 4 Прошло сто лет после Куликовской битвы. Московское княжество еще более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель.

Важным событием во времена правления Ивана III было присоеди­нение Новгорода к созданному Московскому государству.

Слайд 5 Через два года после покорения Новгорода Иван Васильевич вынужден был выступить против татар. Он был еще данни­ком Орды, хотя не очень исправным, чем навлек на себя ханский гнев.

Слайд 6 Изменилось русское вой­ско, появились пушки, ручное огнестрельное оружие — пищали. Главной силой в русском войске была кованая рать — хорошо вооруженная кон­ница, в походах ее поддерживала судовая рать — пешее войско, которое к месту битвы доставляли на лодках.

Слайд 7 Летом 1480 г. московский князь Иван III узнал, что на Русь ведет свои войска ордынский хан Ахмат. Ко времени начала правления Ивана III Русь тоже изменилась — все княжества объединились вокруг Москвы. Московский князь был теперь главным среди всех князей.

Иван III повел войско навстречу Ахмату. Летопись говорит, что в русском войске было 180 тыс. человек. Недалеко от Калуги протекает неширокая река Угра. Началось знаменитое стояние на Угре. Русские и монгольские войска встали друг против друга на противопо­ложных берегах реки, и никто не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. Слайд 8

Слайд 9 Князь Иван убедился, что монголы че­рез Угру не перейдут, и решил отвести свое войско на зимние квартиры к Боровску. «Отступили сыновья русские от берега, тогда враги, страхом одержимые, побежали...» — записал летописец. Так ушли захватчики с Русской земли.

Слайд 10 Этот день — 11 ноября 1480 г. — принято считать днем освобождения Руси от ордынской зависимости.

Работа в группах. Игра «Ты мне, я тебе» (Составьте по 2 вопроса по услышанному материалу друг другу. Группы отвечают на вопросы друг друга.)

2. Слайд 11 Работа по учебнику с. 76-78

- Прочитайте текст. Какие изменения произошли в Москве при Иване III? (Началась перестройка Кремля, возведены кирпичные стены и башни.)

— Вырос ли авторитет Москвы? (Стали охотно посещать Мо­скву посланцы иностранных государей из Италии, Германии, Польши.)

V. Первичное закрепление

1. Сообщение учителя ( рассказ сопровождается показом слайдов.)

Московское княжество еще более расширилось и усилилось, присо­единив к себе большинство русских земель. Окончательное возвышение Москвы произошло при московском князе Иване III, правнуке Дми­трия Донского. Это был умный и дальновидный человек, отличавшийся большим упорством в достижении своих целей.

Первый Кремль - деревянный — был заложен по приказу Юрия Дол­горукого в 1156 г. Зимой 1238 г. к Москве подступили ордынцы. Москвичи мужественно оборонялись, но дере­вянный Кремль не мог сдержать монгольских полчищ. Сожгли враги Москву. И казалось, никогда сожженной Москве не подняться из пепла, но уж очень удобное место — самое сердце Руси. Отстроили Москву, сно­ва поднялись кремлевские стены из крепкого дуба. Разрослась Москва, стала центром русских земель.

В 1365 г. случилась на Руси засуха, в церкви Всех Святых занялся по­жар, ветер быстро разнес огонь... Через 2 часа не стало Москвы — сгорела от копеечной свечки.

Но не умерла Москва — приступили москвичи к делу, доселе неви­данному: возвели на кремлевском холме стены и башни из белого камня.

Слайд 12 Шли годы. Прогнали с Руси ордынцев. Узнали о Москве за преде­лами Русского государства. Тесно стало Москве в белокаменных сте­нах, и в конце XV в. построили новый Кремль — из красного кирпича. Тот самый, который мы знаем сейчас, только верхушки башен были надстроены позднее. Так что не зря говорят: «Москва не сразу строи­лась...»

Слайд 13 В Москву были приглашены лучшие русские и иностранные зодчие. Центром Кремля стала соборная площадь.

Слайд 14 В августе 1479 г. на кремлев­ском холме засиял массивный, изящный и стройный Успенский собор. Он стал главным собором государства. Здесь короновали царей, оглашали самые важные указы. Его украшают фрески выдающегося русского ху­дожника Дионисия, древние иконы XI—XIII вв.

Слайд 15 Вскоре здесь встала великолепная Грановитая палата. Ее возвели в 1491 г. итальянцы Пьетро Антонио Солари и Марк Фрязин, перед этим возводившие крепостные стены. Палата вместительна — ее площадь по­чти 500 м2, стены украшены фресками.

Слайд 16 В первом десятилетии XVI в. другой итальянский зодчий — Алевиз Фрязин построил новый Архангельский собор, ставший некрополем — усыпальницей московских великих князей и царей.

Слайд 17 Гордость площади трех соборов — колокольня «Иван Великий» вы­сотой около 80 м. На ее башне было 34 колокола общей массой свыше 16 тыс. пудов. Их звон любила вся Москва.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Викторина. (по рядам)

1. Сколько еще лет со времени Куликовской битвы потребо­валось, чтобы совсем освободиться от ордынской зависи­мости? (Еще сто лет.)

2. Кто тогда правил на Руси? (Иван III.)

3. Каким он был человеком? (Дальновидным, осторожным и расчетливым.)

4. Какие изменения к этому времени произошли? (Окрепла Русь, расширила свои пределы, Москва объединила вокруг себя многие русские земли.)

5. Почему хан Ахмат двинул свои войска на Русь? (Иван III отказался платить дань.)

6. Где встретились русская рать и ордынское войско? (На реке Угре.)

7. Когда это произошло? (В 1480г.)

8. Что произошло на реке Угре? (Несколько раз ордынцы пыта­лись переправиться через Угру, но безуспешно. Русские обстре­ливали их из луков и пушек. С наступлением морозов Ахмат увел свое войско.)

9. Какое значение это имело для истории? (Так было покончено с зависимостью Руси от Орды.)

10. О чем еще заботился Иван III? (Об укреплении Москвы.)

11. Какие изменения произошли в Москве? (Перестроили Кремль, были возведены кирпичные стены и башни.)

12. Какие оборонительные сооружения имел Кремль? (Были разводные подъемные мосты, боевые площадки.)

13. Какой Главный храм Руси был построен в Мо­скве? (Главный храм Руси — Успенский собор Московского Кремля)

14. Какое еще важное архитектурное сооружение было построено в Мо­скве? (Грановитая палата, построенная для почетных го­сударевых приемов.)

Слайд 18 Прочитайте текст на с. 79—81. О ком этот текст? (Об Ива­не IV.) Слайд 19

— Что интересного о нем вы узнали? (Это был первый царь на Руси.)

— Почему его прозвали Грозным? (Он был лют да скор на рас­праву.)

VIII. Слайд 20 Подведение итогов урока

— Какова была цель урока? (Узнать, кто такой Иван Третий.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

— Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? (Высказы­вания детей.)

IX. Рефлексия

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 75—81 учебника.

2. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!