Дата: 09.03 Класс 4 – В,Г
Тема: Иван Третий. Раздел 5. Страницы истории России. Урок 8.
Цели и задачи. Сформировать представление об Иване III, о Москве времён Ивана III. Ознакомить с особенностями правления Ивана III; с историей возникновения единого независимого Российского государства со столицей в Москве; воспитывать любовь к истории; развивать устную речь; развивать умение формулировать свои мысли.
Оборудование: учебник, презентация,
Домашнее задание: учебник, с. 75–81. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1
Учитель: Смирнова Виолетта Николаевна
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд 1.
II. Актуализация опорных знаний
Тест на карточке.
III. Самоопределение к деятельности
Слайд 2 — Обрели ли русские земли полную независимость после разгрома войска Мамая? (Нет. Враг еще был силен. Набеги ордынцев продолжались. Продолжалась и выплата дани.)
— Как вы думаете, русское государство и теперь платит дань? (Нет.)
— Когда же Русь перестала быть в зависимости от монгольских ханов? (Мы этого еще не знаем.)
Слайд 3— Тема урока: «Иван Третий». Сформулируйте цель урока?
IV. Открытие нового знания
1. Работа в группах
— Работа по презентации.
Слайд 4 Прошло сто лет после Куликовской битвы. Московское княжество еще более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель.
Важным событием во времена правления Ивана III было присоединение Новгорода к созданному Московскому государству.
Слайд 5 Через два года после покорения Новгорода Иван Васильевич вынужден был выступить против татар. Он был еще данником Орды, хотя не очень исправным, чем навлек на себя ханский гнев.
Слайд 6 Изменилось русское войско, появились пушки, ручное огнестрельное оружие — пищали. Главной силой в русском войске была кованая рать — хорошо вооруженная конница, в походах ее поддерживала судовая рать — пешее войско, которое к месту битвы доставляли на лодках.
Слайд 7 Летом 1480 г. московский князь Иван III узнал, что на Русь ведет свои войска ордынский хан Ахмат. Ко времени начала правления Ивана III Русь тоже изменилась — все княжества объединились вокруг Москвы. Московский князь был теперь главным среди всех князей.
Иван III повел войско навстречу Ахмату. Летопись говорит, что в русском войске было 180 тыс. человек. Недалеко от Калуги протекает неширокая река Угра. Началось знаменитое стояние на Угре. Русские и монгольские войска встали друг против друга на противоположных берегах реки, и никто не решался первым начать наступление. Так продолжалось до октября. Слайд 8
Слайд 9 Князь Иван убедился, что монголы через Угру не перейдут, и решил отвести свое войско на зимние квартиры к Боровску. «Отступили сыновья русские от берега, тогда враги, страхом одержимые, побежали...» — записал летописец. Так ушли захватчики с Русской земли.
Слайд 10 Этот день — 11 ноября 1480 г. — принято считать днем освобождения Руси от ордынской зависимости.
Работа в группах. Игра «Ты — мне, я — тебе» (Составьте по 2 вопроса по услышанному материалу друг другу. Группы отвечают на вопросы друг друга.)
2. Слайд 11 Работа по учебнику с. 76-78
- Прочитайте текст. Какие изменения произошли в Москве при Иване III? (Началась перестройка Кремля, возведены кирпичные стены и башни.)
— Вырос ли авторитет Москвы? (Стали охотно посещать Москву посланцы иностранных государей из Италии, Германии, Польши.)
V. Первичное закрепление
1. Сообщение учителя ( рассказ сопровождается показом слайдов.)
Московское княжество еще более расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель. Окончательное возвышение Москвы произошло при московском князе Иване III, правнуке Дмитрия Донского. Это был умный и дальновидный человек, отличавшийся большим упорством в достижении своих целей.
Первый Кремль - деревянный — был заложен по приказу Юрия Долгорукого в 1156 г. Зимой 1238 г. к Москве подступили ордынцы. Москвичи мужественно оборонялись, но деревянный Кремль не мог сдержать монгольских полчищ. Сожгли враги Москву. И казалось, никогда сожженной Москве не подняться из пепла, но уж очень удобное место — самое сердце Руси. Отстроили Москву, снова поднялись кремлевские стены из крепкого дуба. Разрослась Москва, стала центром русских земель.
В 1365 г. случилась на Руси засуха, в церкви Всех Святых занялся пожар, ветер быстро разнес огонь... Через 2 часа не стало Москвы — сгорела от копеечной свечки.
Но не умерла Москва — приступили москвичи к делу, доселе невиданному: возвели на кремлевском холме стены и башни из белого камня.
Слайд 12 Шли годы. Прогнали с Руси ордынцев. Узнали о Москве за пределами Русского государства. Тесно стало Москве в белокаменных стенах, и в конце XV в. построили новый Кремль — из красного кирпича. Тот самый, который мы знаем сейчас, только верхушки башен были надстроены позднее. Так что не зря говорят: «Москва не сразу строилась...»
Слайд 13 В Москву были приглашены лучшие русские и иностранные зодчие. Центром Кремля стала соборная площадь.
Слайд 14 В августе 1479 г. на кремлевском холме засиял массивный, изящный и стройный Успенский собор. Он стал главным собором государства. Здесь короновали царей, оглашали самые важные указы. Его украшают фрески выдающегося русского художника Дионисия, древние иконы XI—XIII вв.
Слайд 15 Вскоре здесь встала великолепная Грановитая палата. Ее возвели в 1491 г. итальянцы Пьетро Антонио Солари и Марк Фрязин, перед этим возводившие крепостные стены. Палата вместительна — ее площадь почти 500 м2, стены украшены фресками.
Слайд 16 В первом десятилетии XVI в. другой итальянский зодчий — Алевиз Фрязин построил новый Архангельский собор, ставший некрополем — усыпальницей московских великих князей и царей.
Слайд 17 Гордость площади трех соборов — колокольня «Иван Великий» высотой около 80 м. На ее башне было 34 колокола общей массой свыше 16 тыс. пудов. Их звон любила вся Москва.
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Викторина. (по рядам)
1. Сколько еще лет со времени Куликовской битвы потребовалось, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости? (Еще сто лет.)
2. Кто тогда правил на Руси? (Иван III.)
3. Каким он был человеком? (Дальновидным, осторожным и расчетливым.)
4. Какие изменения к этому времени произошли? (Окрепла Русь, расширила свои пределы, Москва объединила вокруг себя многие русские земли.)
5. Почему хан Ахмат двинул свои войска на Русь? (Иван III отказался платить дань.)
6. Где встретились русская рать и ордынское войско? (На реке Угре.)
7. Когда это произошло? (В 1480г.)
8. Что произошло на реке Угре? (Несколько раз ордынцы пытались переправиться через Угру, но безуспешно. Русские обстреливали их из луков и пушек. С наступлением морозов Ахмат увел свое войско.)
9. Какое значение это имело для истории? (Так было покончено с зависимостью Руси от Орды.)
10. О чем еще заботился Иван III? (Об укреплении Москвы.)
11. Какие изменения произошли в Москве? (Перестроили Кремль, были возведены кирпичные стены и башни.)
12. Какие оборонительные сооружения имел Кремль? (Были разводные подъемные мосты, боевые площадки.)
13. Какой Главный храм Руси был построен в Москве? (Главный храм Руси — Успенский собор Московского Кремля)
14. Какое еще важное архитектурное сооружение было построено в Москве? (Грановитая палата, построенная для почетных государевых приемов.)
— Слайд 18 Прочитайте текст на с. 79—81. О ком этот текст? (Об Иване IV.) Слайд 19
— Что интересного о нем вы узнали? (Это был первый царь на Руси.)
— Почему его прозвали Грозным? (Он был лют да скор на расправу.)
VIII. Слайд 20 Подведение итогов урока
— Какова была цель урока? (Узнать, кто такой Иван Третий.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
— Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? (Высказывания детей.)
IX. Рефлексия
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 75—81 учебника.
2. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1
3