Цель: Создание условий для формирования представления о народной игрушки - матрешки и формирование изобразительных умений выполнять расписывания контура матрешки по мотивам Загорской матрешки
Познавательные: обогащении ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием
Коммуникативные: желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства
Оборудование(для учителя): презентация, раздаточный материал- шаблон, образец рисунка, динамическая таблица «Последовательность росписи матрёшки по мотивам Загорской росписи».
Оборудование ( для учащихся): гуашь, кисточка, ватная палочка, альбом, контур матрешки.
№ | Этап урока, цель этапа, время | Методы и приёмы обучения | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Формы работы | Виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля |
1 | Орг.момент | Словесный: беседа | Здравствуйте ребята. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Каким вы хотите видеть урок? А что для этого нужно? Совершенно верно слушаем внимательно и не отвлекаемся. Поднимите зеленой стороной карточку, если поняли. | Интересным, познавательным, поучительным Внимательно слушать, не выкрикивать. | Фронтальная | Контроль |
2 | Самоопределение к деятельности | Словесные: беседа Практические: составь задачи Наглядные: презентация | Ребята, что здесь нарисовано? Это ярмарка. Как вы думаете, какая раньше была ярмарка? Что там продавали? А как вы думаете, какая самая востребованная старинная русская деревянная игрушка? Послушайте стихотворение. Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они живут друг в дружке, А всего одна игрушка! Ребята, как вы думаете, о чем так говорят? Совершенно верно, это матрешка. Так значит, как будет звучать тема урока? Какие мы можем поставить задачи перед собой? Давайте проверим ваши предположения, у нас на слайде есть задачи, но некоторые слова в них перемешались, надо вернуть их на места. 1.Узнать историю появления матрешки 2. Научиться расписывать контур матрешки по мотивам Загорской матрёшки. | Базар, рынок шумная и веселая овощи, игрушки свисток, конь О матрешки Народная игрушка: Матрёшка | Фронтальная | Контроль |
3 | Открытие новых знаний | Словесные: беседа, рассказ Наглядные: демонстрация | Ребята, сегодня мы отправимся на ярмарку. Самая веселая на Руси ярмарка в прошлом веке была в Сергиевом Посаде. Ребята, а вы знаете, как матрешка появилась в России? Первая русская матрешка «родилась» в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов. Ему привезли из Японии деревянную игрушку – фигурку лысого старика, мудреца Фукурума. Эта кукла состояла из сложенных друг в друга семи фигурок. Художник мастерской- Сергей Малютин заинтересовался этой поделкой и решил создать что-нибудь подобное, только с русским колоритом. Малютин сделал эскиз, деревянную форму изготовил мастер Василий Звездочкин. Малютин раскрасил кукол в стиле, который сам же и придумал. Первая матрешка содержала восемь кукол и изображала мать и семерых дочерей. Эта игрушка сохранилась до наших дней и находится в Музее игрушки Сергиева Посада. Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена. Так появилась первая Загорская матрешка. Что такое «фукурума»? Откуда была привезена матрешка? Ребята, а как вы думаете, какой образ имеет матрешка? Художественный образ матрешки это образ женщины- матери большого семейства. Плодородие, изобилие, бесконечность жизни это глубинный смысл популярной игрушки. | Нет Японская матрешка из Японии Образ матери, женщины | Фронтальная | Контроль |
4 | Творческая работа | Словесные: беседа Практические: практическая работа | Сегодня мы с вами будем мастерами, но так как у нас нет деревянных заготовок, вы будете создавать образ матрешки на бумаги. Ваша матрешка должна получиться яркой, веселой, радостной. Положите лист перед собой вертикально. Обведите фигуру матрешки по шаблону. Прорисовываем простым карандашом круг- это лицо. Располагается в верхней части матрешки. Начинаем прорисовывать глаза, румяна, нос и рот, кудряшки волос. Прорисовываем платочек и сарафан. В руках обязательно предмет. После этого начинаем раскрашивать матрешку. Узор выполняем ватной палочкой. Обмакиваем ватную палочку в разведенную гуашь, и ставим точки по платку и сарафану как показано на примере, у вас получатся цветочки. Берем кисточку, зеленым цветом начинаем рисовать методом примакивания листочки. После того как сделали узор на одежде, начинаем прорисовывать лицо матрешки, обводим контур сарафана и платка. | Слушают Расписывают матрешку на бумаге | Фронтальная Индивидуальная | Контроль Самоконтроль |
5 | Итог урока. Анализ работ. Рефлексия 3 мин | Словесные: беседа Практические: смайлы | Что нового вы узнали? Давайте посмотрим, какие замечательные работы у вас получились. Поднимите веселый смайлик, если у вас все получилось, и грустный, если у вас были трудности. | Выходят к доске Поднимают смайлик | Фронтальная | Контроль |