СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Как определить ударный слог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Как определить ударный слог"»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: «Как определить ударный слог?»

Цель: создать условия для знакомства с понятием «ударный слог», научиться определять ударение в слове и обозначать его графически, научиться понимать значение ударения в речи.

Планируемые предметные результаты: дети познакомятся с понятием «ударение», научатся понимать значение ударения в речи.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные - дети продолжат учиться принимать и сохранять учебную задачу, контролировать свои действия, оценивать их;

  • познавательные – будут совершать операции анализа и синтеза, делать выводы, обобщать, работать с учебником, добывать необходимую информацию из разных источников;

  • коммуникативные – будут сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач, соблюдать правила культуры общения.

Личностные результаты – дети глубже осознают богатство родного языка.


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник, записи букв, предложения на доске, карточки со словарными словами, карточки для парной работы, карточка с записью нового термина, письмо от Мудрой совы, толковый словарь












ХОД УРОКА


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Организационнный момент

(Учитель организует порядок на партах учащихся)


Прозвенел для нас звонок

Начинается урок

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись,

Тихо сели.


- Здравствуйте ребята меня зовут Алёна Анатольевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Сегодня на уроке я жду от вас хорошей дисциплины, активной работы, чётких и громких ответов.

- Итак, начнём.








Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.



Минутка чистописания

- Откройте тетради. Приготовьтесь к письму.


Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь

За работу я возьмусь.


- Перед началом работы давайте разогреем наши пальчики:

- Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальцы погулять.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Этот пальчик самый толстый,

(Сжимают и разжимают каждый пальчик на обеих руках.)

Самый сильный и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине.

Это пальчик безымянный,

Он избалованный самый.

А мизинец хоть и мал,

Очень ловок, да удал.

- Теперь наши пальчики готовы к работе.

- Отступите две строчки вниз от последней записи, на третьей запишите дату.

- Сегодня 20 октября. Классная работа.

- Пишите аккуратно, красиво.

- Подчеркните орфограммы, как у меня на доске.

- Начнём урок с минутки чистописания.

- Для чего каждый урок работаем над чистописанием?

- Отгадайте загадку:

- Дельфин, весёлый наш дельфин,

Играет в море не один,

Там два дельфина на воде,

Играя, учат букву ...

- Верно, сегодня мы повторим заглавную и строчку букву Д д. (Демонстрация образца на доске)

- Дайте характеристику.

- Запишите букву на следующей строке, чередуя между собой заглавную и строчную буквы. Пишите до конца строки.

- Не забывайте об осанке.

- Кто готов, руку на локоток!

- Молодцы!

- На этом минутка чистописания закончена.


Выполняют указания учителя.




Повторяют движения за учителем. Выполняют пальчиковую гимнастику






















Записывают дату и вид работы в тетради.





- Это буква Д






Записывают в тетрадях буквы Д д.










Словарная работа

- Наш урок продолжит словарная работа.

- Сделайте запись «Словарь» как у меня на доске. Пишите с красной строки, с заглавной буквы. Не забудьте поставить двоеточие.

- А сейчас поработаем парами с орфографическими словариками. Запишите по 3 – 4 слова, начинающихся на букву – Д.

- Выделите опасные места. Обратите внимание на каллиграфию письма.

- Какие слова вы записали?

- Зачем нам нужен орфографический словарь?

(После выполнения задания – проверка.)

- Устно составьте красивое предложение с одним из слов, которые вы записали.

- На этом словарная работа закончена, пора приступать к работе над новым материалом.


Делают запись заголовка в тетради


Принимают учебную задачу



Записывают в тетради по 3-4 слова с орфографического словаря.






Устно составляют предложения.




Самоопределение к деятельности

- Внимание! (Включаю звук бубена)

- Что вы услышали?

- Почему бубен зазвучал?

- Послушайте, одинаковый ли звук от удара?       

- А почему? От чего зависит сила звука?

- Ударить можно не только в бубен. «Ударить» можно и голосом.

- Как вы это понимаете?

- А кто уже догадался, о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?

- Чему же мы должны научиться?


- Правильно. Мы сегодня говорим про Ударение.

- Оно прислало нам письмо.

 «Дорогие ребята! Я хочу, чтобы вы никогда не забывали обо мне, поэтому хочу раскрыть секрет.

Меня можно писать косой черточкой сверху вниз. Тогда я становлюсь похожим на тонкую ручку волшебного молотка. Я словно бью по ударному слогу молоточком и прошу:

 «Произнесите ударный слог сильнее, громче!»

          А ещё меня можно писать наоборот. Вести чёрточку снизу-вверх. Как бы вытягивать ударный слог из слова. Я будто прошу:

 «Тяните ударный слог в слове, выделяйте его голосом». 

         Вообще-то, ребята, пишите меня, как хотите. Хоть как молоток, хоть как дождик. Только никогда обо мне не забывайте. Я ведь не простая черточка, а почти волшебная.

                                                      Ваш друг - Знак Ударения».



- Звук

- Потому что был удар по нему

- Нет, сначала тихо, потом громко

- От силы удара



- Значит что-то выделить голосом.

- Мы сегодня будем говорить об ударении

- Определять в словах ударные и безударные слоги

















Физминутка

- Выйдите, пожалуйста, из – за парт. Делайте вместе со мной.


- Видишь, бабочка летает,

(машем крылышками)

На лугу цветы считает.

(считаем пальчиком)

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопки в ладоши)

Ох, считать не сосчитать!

(прыжки на месте)

За день, за два, и за месяц…

(шагаем на месте)

6, 7, 8, 9, 10.

(хлопки в ладоши)

Даже мудрая пчела

(машем крылышками)

Сосчитать бы не смогла!

(считаем пальчиком)

(повторяем 2 раза)



Дети повторяют движения, которые показывает учитель.




Работа над новым материалом

- Присаживайтесь. Продолжим нашу работу.

- Откройте учебник на странице 67.

- Найдите упражнение 99.

- Рассмотрите внимательно запись стихотворения.

- Чем необычна запись этого стихотворения?

- Что показывает знак над буквами?

- Прочитайте строки выделяя ударение голосом.

- Запишите слова без деления на слоги.

2. Работа над правилом.

- Прочитайте правило самостоятельно.

- Что такое ударение?

- Как произносится ударный слог?

-Слово ударение однокоренное слову ударять. Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек?

- Сколько ударных звуков может быть в слове?

- Послушайте стихотворение.

Мухо-мухо-мухомор,

Уходи в дремучий бор.

И сиди там на полянке,

Где живут одни поганки.

- Приготовьте молоточки – кулачки. Кулачек поможет нам найти ударный слог.

(Учитель читает стихотворение, дети опускают кулачек на парту при произнесении ударного звука, имитируя удар).

На доске записаны слова (кружки, замок)

- Ребята у вас на столе лежат листочки. Нарисуйте на них предметы, которые называют эти слова.

- Почему рисунки получились разные у вас? Как вы думаете?

- Если ударение поставить на 1 слог, то говорится о посуде, а если поставить на последний слог, то говорится о геометрических фигурах .

Во втором слове, если ударение поставить на 1 слог, то говорится о здании, а если поставить на последний слог, то говорится о предмете, которым закрывают дома ворота.

- Молодцы!

- Какой вывод мы можем сделать?  

- Составьте устно предложения с этими словами. 

- Для чего же мы изучаем ударение?

Откройте свои учебники на стр.68, упр. 100

-Каким образом можно определить ударение в слове?

- Спишите, обозначьте ударение.

- Вспомните, как поёт кукушка? Выделяет ли она ударный слог?

- Вот видите. Без ударения не обойтись и в природе.

- Ему приходится много трудиться, а есть ли у него выходной? Давайте посмотрим.

- Назовите слова в котором один слог. 

- Нужно ли обозначать ударение, можем ли мы ошибиться при произношении таких слов?

-Какой вывод можно сделать? 

- Посмотрите на картинки. Что на них изображено?

-Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение.

 -Что заметили?  (Ё – ударная)

-Верно, буква эта особенная, в словах, где есть эта буква она всегда ударная.

 Вот и получилось, что у ударения есть выходные, когда оно не ставится.

 - Что же это за слова, давайте повторим, когда ударение ставить не надо.









Открывают учебник.





- Слова разделены на слоги

-Ударение







- Тянется дольше, произносится громче, сильнее.

- по гласному.





















- Потому что ударение падает на разные слоги.









- Ударение может находиться на любом слоге. Ударение может менять смысл слов.

- Дети составляют предложения






- Да.





- Дети называют.

- Нет


- Если в слове 1 слог, ударение можно не обозначать.

- Самолёт, орёл, ёлка.








- Когда в слове один слог, когда есть в слове буква «ё»


Итог урока

- Давайте подведём итоги урока

- Что мы изучали на уроке?

- Как обозначается ударение?

- Для чего нам ударение?

- Как определить ударный слог?

- Когда не ставится ударение?

-Оцените свою работу на уроке.

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

-На следующем уроке мы…

- У вас на столе лежат картинки с героями мультфильмов. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению. 

- Урок понравился: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой. Возьмите улыбающегося героя.

- Настроение плохое, задания были трудными, тогда возьмите грустного героя.

- Я довольна вашей работой.


- Как определить ударный слог.

- Вверху палочкой.

- Чтобы правильно говорить слова.

- Выделить его голосом.

- Когда в слове один слог, когда есть в слове буква «ё».



Домашнее задание

- Открывайте дневники, на следующий урок русского языка записываем задание.

- Дома выполните упражнение 101 и выучите правило на странице 67.

- Урок подошёл к концу, спасибо вам за работу. До новых встреч.


Записывают домашнее задание в дневник.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!